Пирогов - великий педагог
статья по теме

Геворкян Светлана Григорьевна

Пирогов - великий педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pirogov.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

                         

 

Геворкян Светлана Григорьевна

История дошкольного образования

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА

Николай Пирогов: Научиться быть людьми

          Направление: 050100.62  -  Педагогическое образование

          Профиль подготовки: управление дошкольным образованием

          (2 курс, заочная форма обучения)

Преподаватель:                                                                         Князев

доктор педагогических наук,                                                  Евгений Акимович                                                                                             профессор МГПУ                                                                                                            

                                                                           

                                                       Москва 2014 г.

       Великий русский ученый Николай Иванович Пирогов оставил богатейшее наследие не только в области медицины, но и в области воспитания и обучения, явился основоположником перестройки педагогики на научной основе. Вся жизнь и деятельность Пирогова была подчинена служению высоким человеческим идеалам.

         Богато одаренный от природы, Н. И. Пирогов в 1824 г. в возрасте 14 лет поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого в 1828 г. был направлен в Дерптский университет для подготовки к профессорской деятельности в области хирургии. В 1833 г. он защитил докторскую диссертацию и был командирован для совершенствования в Германию. Два года Пирогов пробыл в Берлине и Геттингене. По возвращении в Россию его в 1836 г. избрали профессором Дерптского университета. В 1841 г. он переехал в Петербург, возглавив кафедру хирургии Медико-хирургической академии. В 1854 г., во время Крымской войны, Н. И. Пирогов отправился на театр военных действий и организовал там медицинскую помощь, в частности возглавил первую общину медицинских сестер.

         Участие в Крымской войне с особой силой показало ему пороки, разъедавшие российскую государственную машину. Один из важнейших источников этого он видел в вопиющих недостатках системы образования и воспитания. Система образования была слепым орудием сословно-крепостнической политики правительства. Из школы изгонялась всякая живая мысль. Любовь к детям не только не поощрялась, но и преследовалась. Образование было подчинено узкоутилитарным целям, способствовало формированию бездумного отношения к жизни, карьеризма и других нравственных пороков.

          Необходимость изменить систему воспитания и образования остро чувствовали передовые люди того времени. Многие рациональные мысли о роли воспитания были выражены еще В. Г. Белинским, но в условиях засилья реакции они не получили должного резонанса. Предреформенный период, когда к этим вопросам обратился Пирогов, был более благоприятным для их развития. Результатом его размышлений по этим вопросам явилась статья «Вопросы жизни», опубликованная в 1856 г. в «Морском сборнике». В ней Пирогов с большой эмоциональной силой и убедительностью показал нелепость господствовавшего сословного воспитания, страшный разлад между школой и жизнью, поставил глубокие философские вопросы о сущности человеческого бытия, о цели и смысле человеческой жизни. В противовес господствовавшей приземленности интересов, утилитаризму в подходе к целям и задачам воспитания и обучения он выдвинул на первый план задачу формирования высоких человеческих качеств, нравственных достоинств человека, воспитания гражданина своей родины, готового отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. В качестве мерила нравственной зрелости он выдвинул стремление человека осознать цель и смысл своей жизни, выработать твердые убеждения, на основе самопознания и самовоспитания найти то поприще, на котором он может принести наибольшую пользу обществу.

         Статья Пирогова, восторженно встреченная прогрессивной русской общественностью, положила начало широкому демократическому педагогическому движению. Она поразила всех — и светлостью взгляда, и благородным направлением мысли автора, и пламенной, живой диалектикой, и художественным представлением затронутого вопрос. Выдвинутый Пироговым принцип воспитания прежде всего человека в человеке Ушинский рассматривал не только как философский принцип, но и как «требование здравой педагогики, основанной на психологии».

           Популярность статьи Пирогова и научный авторитет его личности привели к тому что в 1856 г. ему предложили место попечителя Одесского учебного округа. На этом посту Пирогов начал энергично проводить в жизнь свои демократические и гуманистические принципы. Однако вскоре же его деятельность встретила сопротивление реакционных кругов, в результате которого в 1856 г. он был переведен на ту же должность в Киевский учебный округ. Но и здесь плодотворная разносторонняя работа продолжалась лишь до марта 1861 г.

        Практическая деятельность Н. И. Пирогова на педагогическом поприще встретила ряд трудностей, которые он не смог преодолеть. Горячий защитник гуманизма и демократизма, глубоко чуждый национальным и сословным предрассудкам, Пирогов не сумел последовательно провести в жизнь принцип неприкосновенности человеческой личности. Сам страстный противник всякого насилия над личностью, Пирогов под давлением реакционного большинства комитета для выработки правил о проступках и наказаниях подписал правила, допускающие телесные наказания. Отступление от принципа, хотя и вынужденное обстоятельствами, имело тем большее значение и резонанс, что Пирогов пользовался огромным авторитетом и давал возможность антигуманистам прикрываться его именем.

         Ставший знаменитым принцип Пирогова о воспитании в человеке прежде всего человека с большой буквы, выдвижение на первый план нравственных достоинств человека, гуманизм, уважение к человеческой личности независимо от классовой и национальной принадлежности, демократизм, стремление построить систему образования на единой научной основе, имеющей непрерывную связь, начиная от низшей и кончая высшей школой, так, чтобы одно учебное заведение служило базой для другого и вместе с тем представляло из себя определенную ступень подготовки к практической жизни, обусловили популярность деятельности Пирогова в области просвещения. Идеи Пирогова были подхвачены и творчески развиты выдающимися педагогами того времени — К. Д. Ушинским, Н. X. Весселем, В. Я. Стоюниным и др. Они имели и более широкое влияние, способствуя формированию поколекия русской интеллигенции 60-х гг., преданного идеям гуманизма и демократизма.

          Обратившись к педагогическим вопросам, Пирогов прежде всего по-новому сформулировал главную цель воспитания — формирование высоконравственной человеческой личности. Стремление человека решить вопрос о смысле и цели своей жизни Пирогов рассматривал как «вопрос жизни», как «самый существенный атрибут духовной натуры человека». Путь самопознания и самосовершенствования труден. Задача системы воспитания и образования — помочь человеку на этом пути. Этот путь не скор, но он является единственно надежным в достижении истинного нравственного прогресса человечества. «Первое и главное условие прогресса есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой личности», считал Пирогов. Поэтому общество и государство для собственного же блага обязаны «помогать достижению этого всецелого, всестороннего развития способностей и добрых склонностей ребенка.                   Таким образом, вопросы воспитания ставились Пироговым во главу угла совершенствования всей общественной жизни, непосредственно связывались с мировоззренческими вопросами. Как отмечал К. Д. Ушинский, «Н. И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа — «вопрос жизни».

          Опираясь на наблюдения и жизненный опыт, Пирогов со всей определенностью подчеркнул своеобразие психологии ребенка. «Я не сомневаюсь, — писал он, — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего». Взрослые, не учитывая этого, спешат внушить ребенку свои понятия, свои взгляды, не сообразуясь с особенностями детской психики. Пирогов выдвинул требование изучения внутреннего мира ребенка и уважения к нему. «И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законы нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей».

           Чтобы найти действительный путь воспитания ребенка, надо прежде всего изучить закономерности духовного развития ребенка. Эту задачу Пирогов считал первостепенной и неотложной. «В наше время, — писал он, — когда глубокие умы посвятили себя изучению духовной стороны даже умалишенных; когда начинает обнаруживаться, что и эти отверженцы нашего общества имеют свою собственную логику, свою последовательность в действиях; когда наука, проникнув в их особый мир, ищет в нем связей с нашим, должны ли мы — говорю — именно теперь оставаться хладнокровными к духовному миру наших детей и не изучать его во всех возможных направлениях?».

         В связи с этим Пирогов обратил внимание на необходимость систематического наблюдения за ребенком. При этом он подчеркивал, что наблюдения за ребенком и воспитание его надо начинать с самого раннего детства, так как склонности и влечения ребенка проявляются очень рано. В качестве средства изучения ребенка, особенно в раннем детстве, он рекомендовал наблюдение за его играми и развлечениями. «Игры, забавы и занятия в этом возрасте, — подчеркивал он, — должны быть уже весьма внушительны для зоркого наблюдателя; на них можно основать немаловероятную прогностику».

         Таким образом, Пирогов явился основоположником требования психологического обоснования педагогики, развитого Ушинским, Весселем и другими представителями русской передовой педагогической мысли 60-х гг.

         Важное значение для правильной постановки педагогического процесса, считал Н. И. Пирогов, имеет индивидуальный подход, знание особенностей личности каждого учащегося. Вместе с тем он ясно сознавал трудности, порой невозможность тщательно вникнуть в индивидуальные свойства каждого, понимал, что большинство рядовых педагогов не обладают глубокими знаниями и опытом. Многое как в осуществлении индивидуального подхода, так и в достижении педагогического успеха в целом зависит от свойств личности самого педагога, от его зрелости и мастерства.

           Подытоживая рассмотрение вопроса о влиянии учебной деятельности («образовательной силы», по его выражению) на развитие способностей учащихся, Пирогов особо отличал роль четырех основных факторов, обусловливающих ее успех, — личность ученика, личность учителя, индивидуальный подход и свойства учебного предмета. «Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству самого предмета, к личности и степени развития учеников и самих учителей, — вот в чем заключается главное дело педагогического искусства», — заключал он.

      Огромную воспитательную роль Н. И. Пирогов отводил личности воспитателя. «Нужно обратить внимание на личность самих наставников и серьезно заняться их приготовлением», — писал он. В выборе профессии воспитателя первостепенную роль должны играть призвание, любовь к детям. Но одной любви к детям и желания с ними работать недостаточно. Немаловажное значение имеет наличие специальных знаний. «Не подготовив серьезно и научно людей к исполнению этих обязанностей, — писал он, — мы никогда не достигнем желанной цели в деле образования». Основу деятельности воспитателя он видел в индивидуальном подходе, в его умении «сообразоваться, в каждом данном случае, с нравом, темпераментом и способностями воспитанника».

         В свете этих принципиальных положений Н. И. Пирогов подходил к решению и более частных проблем воспитания. Это относится, например, к такому средству воспитания, как наказание. В своей статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), которая явилась откликом на служебный отчет директора гимназии Одесского учебного округа, Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розг антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены.

           Однако он не был до конца последовательным в этом вопросе. В следующем, 1859 году Пирогов опубликовал циркуляр по Киевскому учебному округу «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором, принципиально отвергая розгу, на практике считал, однако, невозможным обойтись без нее и лишь советовал применять ее в гимназиях как исключительную меру и только по постановлению педагогического совета.

          Существенно важным он считал обратить внимание на то, что улучшение нравственности и уменьшение числа преступлений в обществе зависит в первую очередь от распространения убеждения, что ни одно преступление не останется неоткрытым и безнаказанным. Но наказание, подчеркивал Пирогов, должно строго соответствовать сущности и характеру проступка. Прежде чем определить меру наказания, необходимо постараться выяснить причины и мотивы проступка, обстоятельства, при которых он был совершен. Мера наказания должна быть понятной наказуемому, должна привести его к осознанию своей вины и вызвать чувство справедливости наказания. В противном случае эта мера окажется бездейственной. Пробуждение внутренних нравственных сил человека, развитие чувства законности, правды, чести, стремления к нравственному совершенствованию — в этом видел Пирогов воспитательную цель наказания и его роль в нравственном воспитании. «Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного — и вы дойдете до идеала нравственного воспитания» .

           Рассматривая основные проблемы нравственного воспитания, Н. И. Пирогов с большой силой подчеркнул значение нравственных убеждений и выработки мировоззрения в жизни человека. Нравственно сформированным человека можно признать тогда, считал он, когда человек сознательно стремится выработать у себя нравственные убеждения, создать твердую мировоззренческую позицию и действовать в соответствии с ней. Это требует большого внутреннего труда, неустанной работы над собой, умения вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки и недостатки, преодолевать в себе низменные и эгоистические стремления. «Прежде, чем вам захотелось иметь убеждения, нужно было бы узнать: можете ли вы еще их иметь. Только тот может иметь их, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками. Без этих свойств вы никогда не достигнете никаких убеждений, — писал он.     Выработать эти свойства нелегко, но они составляют, по мысли Пирогова, самые первые, самые главные основы истинно человеческого воспитания. Ценность человека, считал он, определяется его нравственным достоинством, направленностью его деятельности, соответствием слов и дел. «Быть, а не казаться» — стало руководящим нравственным принципом на протяжении всей жизни самого Пирогова в его научной и практической деятельности.

 

* * *

         Даже краткое рассмотрение творчества Н. И. Пирогова в области воспитания и обучения показывает, что он выдвинул те принципиальные проблемы, которые являются основными и актуальными в педагогической психологии до сих пор. Впервые в истории русской педагогики поставив в центр внимания сам объект воспитания — ребенка, человека, Пирогов перевел главные педагогические проблемы в новую плоскость. Показав, что человек, личность представляет собой самостоятельную ценность, а не средство для достижения других целей, Пирогов тем самым обосновал необходимость всестороннего, и в первую очередь психологического, изучения человека, выявления закономерностей формирования его внутреннего мира в ходе педагогических воздействий. При этом он одним из первых подчеркнул своеобразие внутреннего мира ребенка, наличие специфических закономерностей его развития.

Список литературы

1. Князев Е. А.  Николай Пирогов: Научиться быть людьми. – статья в журнале Дошкольное воспитание №6 с.109.

2. Князев Е. А. Россия: от Смуты к реформам. М.,2009.

3. Князев Е. А. Смена парадигм: преобразования высшей школы России. М.,2008.

4. Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. — М., 1952. — 702 с.

5. Смирнов В. З. Жизнь и педагогическая деятельность Н. И. Пирогова. —

В кн.: Пирогов Н. И. Избр. пед. соч.—М., 1952, с. 7—51.

6.Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова. — Собр. соч., т. 3, с. 11—86.

http://www.biografia.ru/

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великие педагоги о детях"

Если вам удалось создать плодотворный союз "Родитель-Ребенок-Воспитатель", то вы на правильном пути....

Полезные советы для родителей: Мудрость воспитания – заповедь великого педагога.

В наши дни остаются актуальными десять заповедей Януша Корчака о воспитании детей. Выдающийся педагог автор множества книг о воспитаниии и сказок для детей. Рекомендую прочитать книгу Януша Корчака "К...

10 заповедей для родителей от великого педагога Януша Корчака

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой....

Заповеди для родителей от великих педагогов

Представленный материал адресован родителям и  содержит  подборку высказываний великих педагогов  об отношении к детям и  их воспитанию....

Великие педагоги - А.С.Макаренко

Уважаемые родители! Давайте знакомиться с великими педагогами! Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, прозаиком. Многочисленные труды А С. Макаренко, осо...

Презентация " Л. Н. Толстой - великий педагог"

Презентация к проекту "Лев Николаевич Толстой - наш земляк"...

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её безмерно любили детей. Т. Гончаров

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ»   Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечта...