Театрализованные игры в работе с дошкольниками.
статья по теме

Матвейкина Лидия Николаевна

Рассмотрены основные задачи и цели театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Освящены основные ступени работы, формирующие интерес к татрализованным играм. Рассмотрены некоторые виды детского театра, который можно организовать и в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannye_igry.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в работе с дошкольниками.

Театрализованные игры – это  “игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям”

(Бочкарёва Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое  пособие  для  специалистов  по  дошкольному  образованию. – Ульяновск:  ИПКПРО, 1993. –С.3.    

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное  развитие ребёнка. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как  в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

Театрализованная  деятельность позволяет ребёнку преодолеть неуверенность в себе и в своих возможностях, способствует активизации разных сторон речи детей – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи.

Основные задачи, цели театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театральной постановки  взрослого к самостоятельной  игровой  деятельности.

            Дети учатся передавать эмоциональное состояние человека  мимикой,  позой, жестом,  движением. Знакомятся с приёмами вождения  настольных,  пальчиковых  кукол,  кукол- марионеток  и   других  кукол,        сопровождая движения кукол простым текстом. Развивается стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.  Формируется желание выступать перед родителями, сверстниками.

            Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются  большие возможности  для создания  образа с помощью цвета, формы, конструкции.

  Разнообразие  кукол, используемых  в  театрализованной  деятельности детей   огромно, и  зависит  от фантазии  и умения  создавать  их. Знакомя  детей  с  театром, необходимо  помнить, что он  им  близок,  понятен, доступен. При этом рассматривать  театр  только  как развлечение  нельзя.  Так  как  его воспитательное  значение  огромно.  

  В дошкольный  период  формируется  отношение  к  окружающему,  характер,  интересы  ребёнка. В  этом  возрасте  очень  полезно  показывать детям  примеры  дружбы,  доброты,  правдивости,  трудолюбия. И  всё  это  помогает  воспитывать  в ребёнке театрализованная деятельность.        

            Условность  театра  близка  дошкольникам,  они  привыкли  к  ней в  своих  играх.  Поэтому  дети  быстро  включаются  в  происходящее на  сцене.  Они  отвечают на  вопросы,  дают  советы,  предупреждают  об  опасности  героя  представления,  оказывают  ему  помощь. Необычайность  зрелища  захватывает  их,  переносит  в  сказочный  мир,  доставляет  радость.

Многие  дети  стеснительны,  неуверенны  в  себе.  Коррекция такого  поведения  может  осуществляться  и  при  помощи  театрализованной  деятельности,  в  основе  которой  лежат  равные  возможности  для  участия  в  инсценировках,  спектаклях.  После  того  как  ребёнок  сможет  преодолеть  себя  и  выйти  на  сцену  или  исполнить  роль  с  куклой  в  руке,  он  попадает  под  влияние  большинства  детей,  которым  весело  и  радостно,  и  заряжается  их  настроением.

Художественный  вкус,  воображение,  фантазия  развивается  у  ребёнка  в  ходе  театрализованной  деятельности.

Дети,  занимаясь  театрализованной деятельностью,  осваивают  две  роли:  актёр и  зритель.  Обе  эти  роли  являются  для  них  значимыми.

Дошкольный  возраст  -  это  благодатное  время  для  воспитания  театрального  зрителя. Для  ребёнка  важны  не  просто  просмотры  спектаклей,  но  и  ощущение  совместного  дела  для  всех  членов  семьи – поход  в  театр,  а  затем  и  обсуждение  спектакля  в  кругу  семьи.  Кроме  того  необходимо  быть  внимательным  при  подборе  репертуара  для  просмотра  детских  спектаклей.  Всегда  учитывать  возраст  ребёнка,  его  интересы.

В семье  необходимо  поддерживать  интерес  ребёнка  к  театрализованной  деятельности. По  мере  возможности  стараться  присутствовать  на  детских  спектаклях  с  участием  ребёнка.  Обсуждать  с  ним  особенности  той  или  иной  роли,  которую  ему  предстоит  сыграть.  Предлагать  исполнить  понравившуюся  роль  в  домашних  условиях,  помогать  разыгрывать  полюбившиеся  сказки,  стихи.  Рассказать  ребёнку  о  собственных  впечатлениях,  полученных  в  результате  просмотра  спектакля. Кроме  того  родители  помогают  в  подборе  и  изготовлении  кукол,  костюмов  для  спектаклей,  праздников,  игр – инсценировок. Важно,  чтобы  родители  привлекали  детей  к  изготовлению  отдельных  деталей  костюма,  куклы.

Формирование  интереса  к  театрализованной  деятельности  состоит  из  нескольких  этапов:

  1. Игры –имитации  отдельных  действий  человека,  животных,  птиц  (солнышко  выглянуло – дети  улыбнулись,  идёт неуклюжий  медведь,  летит  птица,  ходит по двору  петух).
  2. Игра – имитация  по  текстам  коротких  сказок,  рассказов,  стихов.
  3. Ролевой  диалог  героев  сказок  (Теремок,  Три медведя,  Заюшкина  избушка.)
  4. Инсценировка  фрагментов  сказок  о  животных.
  5. Игра – драматизация  с  несколькими  персонажами  по народным  сказкам.
  6. Участие  в  просмотре спектаклей.  

Следующие  виды  детского театра,  которые  можно  использовать  и  в  детском  саду  и  дома:

1.Театр  картинок.  Картинки  на  фланелеграфе  или  ковролине  декорации  плоские.  Картонные, плоские  декорации  ставят на подставочки на  сцене-столе. В домашних  условиях  такой  вид  театра  можно организовать,  используя  открытки,  различные   картинки  из  журналов, рисунки  детей  и взрослых.

            2.Театр  игрушки.  В театре  игрушек  используются  обычные  детские  игрушки   разной  величины  (куклы, звери, машинки, кукольную мебель, посуду для декораций …).

            3.Театр  Петрушки.  Кукловод   надевает  на  руку  куклу,  говорит  за неё, стоя за ширмой.  Для театра  Петрушки  можно  использовать  готовые  игрушки, приобретённые в магазинах  или  самостоятельно  изготовленные своими  руками.

            4.Театр теней, где используются свет, тени вырезанных  силуэтов  действующих  героев. Теневой театр дома можно организовать  в солнечный  день, используя  свои руки.

            5. Пальчиковый театр. Героев сказки можно надеть на пальчики ребёнка. В пальчиковом театре можно использовать готовые  куклы, а можно изготовить своими руками из ткани, бумаги и  другого подручного материала.

            6.Театр марионеток. Куклы – марионетки позволяют ребёнку освоить совершенно другое управление куклой, которые можно изготовить своими руками, используя картон, нитки, палочки.

           Театрализованная  деятельность – это  первое  приобщение  дошкольников  к  театру,  искусству.  Без них  жизнь  человека  станет  серой  и  скучной.  И  так хочется,  чтоб  каждый  ребёнок  с  удовольствием  говорил:  

                  С  утра  я рад,

                                Чего-то  жду.

                  Ура!  Ура!

                                Я в цирк / театр  иду!

Театр – праздник,  советчик,  мыслитель,  друг,  помощник, с  которым  ребёнок  познакомится в  дошкольном  возрасте,  останется  с  ним  на  всю   жизнь.

               Литература.

1. Доронова  Т. Н. Играем  в  театр.  Москва. Просвещение, 2004.

2. Иванова  Г. П.  Театр  настроений.  Москва,  2006.

3. Прохорова  Е. В.  Театрализованные  игры  для  дошкольников. Санкт – Петербург.  Смарт, 1995.

4. Цвынтарный  В. В.  Играем  пальчиками  и  развиваем  речь.  Нижний  Новгород.  Флокс,  1995.

5. Театр  своими   руками.  Художник  А. Бельтюкова. – Санкт – Петербург.  Акцидент, 1995.

6. Караманенко  Т. Н. Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам.  Москва. Просвещение, 1982.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками компенсирующей направленности с ЗПР

В данном материале я раскрываю работу коррекционно-воспитательного процесса через  театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, ...

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с     дошкольниками" ...

Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками

Семинар-практикум ориентирован на педагогов ДОУ, с целью освещения актуальности использования театрализованной деятельности в работе с дошкольниками...

Картотека театрализованных игр для работы с дошкольниками.

Материал для воспитателей и музыкальных руководителей....

Использование театрализованных игр в работе с дошкольниками.

В материале представлены общеразвивающие, специальные театрализованные игры, а так же этюды и упражнения для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников....

Сценарий педагогического совета "Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Сценарий педагогического совета в ДОУ " Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"....

"Театрализованные игры в работе с дошкольниками"

« Театрализованные игры в работе с дошкольниками» Иванина Н.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» Кромского района Орловской области В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение ...