"Театрализованные игры в работе с дошкольниками"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

« Театрализованные игры в работе с дошкольниками» Иванина Н.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» Кромского района Орловской области В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Данная тема считается актуальной, так как овладение родным языком развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучение детей. Исследования известных педагогов : Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохиной, А. М. Шахнарович подтверждают, что театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей, мотивом на исправление их речевых дефектов, а использование театрализованных игр способствует развитию связной и грамматически правильной речи, в ненавязчивой форме. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Смех и радость присущие детству, неотделимы от него. Ребенку нравитcя играть, особенно со сверстниками. Но присмотревшись к малышам, играющим самостоятельно, можно увидеть, их лица напряжены, серьезны, не видно улыбок, не слышно смеха. Да и не удивительно. Ведь дети в игре подражают взрослым. А какими они видят нас? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом. Известно, что игра – дело серьезное, но и весёлое тоже. Но много ли мы найдем педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувство юмора? Как это ни парадоксально, в дошкольной педагогике юмор занимает незначительное место, и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова он не исчез полностью. Не будь, скажем, К- Чуковского, С. Маршака, юмор, озорная шутка были бы только с теми детьми, которым повезло на веселого педагога, родителей. Правда, юмор иногда гостит у наших ребят в дни праздников, развлечений, проводимых в детском саду, а также на специально подготовленных занятиях. Но организовать такое занятие, увлечь детей может далеко не каждый. Не потому ли так скучно бывает в детских садах, где воспитателями работают случайные люди или те, кто выбрал себе профессию, не оценив объективно своих возможностей? Театрализованные игры, помогают воспитателю, любящему своих детей, создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Что мы знаем о театрализованных играх? По-видимому, они названы так за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованная игра проходит через все режимные и учебные моменты: включается в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения ребятишек к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Большую роль нужно отвести организации предметно-развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную игру детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Театрализованная игра позволяет совершенствовать речевые навыки, раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. В театрализованной игре ярче видны реальные возможности детей, совершенствуются художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки. В драматизации формирование связной речи наиболее эффективно, создаются возможности для постепенного их усложнения, развивается диалогическая форма речи и логическое мышление. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Но многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот - побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть не привлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли. Но иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребенка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание сверстников к себе, он готов шутовски смешить их. Так постепенно образ как бы «прилипает» к ребенку и в конце концов он начинает вызывать насмешки. По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол, чтобы их внешность была отталкивающей. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Но может быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Только разок подать им такую мысль, пример — и можно будет наблюдать, как они будут творить добрые дела. Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному герою, но и контролировать свое поведение. Можно взять игру по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», импровизацию «Узнай себя». Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают « артисту», как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники. Список литературы: 1. Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» -М. :Просвещение, 1991г 2. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994 3. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry_v_rabote_s_doshkolnikami.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

« Театрализованные игры в работе с дошкольниками»

Иванина Н.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3»

Кромского района Орловской области

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Данная тема считается актуальной, так как овладение родным языком развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучение детей. Исследования известных педагогов : Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохиной, А. М. Шахнарович подтверждают, что театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей, мотивом на исправление их речевых дефектов, а использование театрализованных игр способствует развитию связной и грамматически правильной речи, в ненавязчивой форме. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Смех и радость присущие детству, неотделимы от него. Ребенку нравитcя играть, особенно со сверстниками. Но присмотревшись к малышам, играющим самостоятельно, можно увидеть, их лица напряжены, серьезны, не видно улыбок, не слышно смеха. Да и не удивительно. Ведь дети в игре подражают взрослым. А какими они видят нас? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом.

Известно, что игра – дело серьезное, но и весёлое тоже. Но много ли мы найдем педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувство юмора? Как это ни парадоксально, в дошкольной педагогике юмор занимает

незначительное место, и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова он не исчез полностью. Не будь, скажем, К- Чуковского, С. Маршака, юмор, озорная шутка были бы только с теми детьми, которым повезло на веселого педагога, родителей. Правда, юмор иногда гостит у наших ребят в дни праздников, развлечений, проводимых в детском саду, а также на специально подготовленных занятиях. Но организовать такое занятие, увлечь детей может далеко не каждый. Не потому ли так скучно бывает в детских садах, где воспитателями работают случайные люди или те, кто выбрал себе профессию, не оценив объективно своих возможностей? Театрализованные игры, помогают воспитателю, любящему своих детей, создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Что мы знаем о театрализованных играх? По-видимому, они названы так за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованная игра проходит через все режимные и учебные моменты: включается в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения ребятишек к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).

Большую роль нужно отвести организации предметно-развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную игру детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Театрализованная игра позволяет совершенствовать речевые навыки, раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

В театрализованной игре ярче видны реальные возможности детей, совершенствуются художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки. В драматизации формирование связной речи наиболее эффективно, создаются возможности для постепенного их усложнения, развивается диалогическая форма речи и логическое мышление.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность такой идентификации и позволяет

через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Но многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот - побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть не привлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли.

Но иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребенка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание сверстников к себе, он готов шутовски смешить их. Так постепенно образ как бы «прилипает» к ребенку и в конце концов он начинает вызывать насмешки.

По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол, чтобы их внешность была отталкивающей. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Но может

быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Только разок подать им такую мысль, пример — и можно будет наблюдать, как они будут творить добрые дела.

Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному герою, но и контролировать свое поведение. Можно взять игру по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», импровизацию «Узнай себя».

Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают « артисту», как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково.

Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

Список литературы:

  1. Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

-М. :Просвещение, 1991г

  1. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994
  2. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в работе с дошкольниками.

Рассмотрены основные задачи и цели театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Освящены основные ступени работы, формирующие интерес к татрализованным играм. Рассмотрены некоторые вид...

Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками компенсирующей направленности с ЗПР

В данном материале я раскрываю работу коррекционно-воспитательного процесса через  театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, ...

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с     дошкольниками" ...

Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками

Семинар-практикум ориентирован на педагогов ДОУ, с целью освещения актуальности использования театрализованной деятельности в работе с дошкольниками...

Картотека театрализованных игр для работы с дошкольниками.

Материал для воспитателей и музыкальных руководителей....

Использование театрализованных игр в работе с дошкольниками.

В материале представлены общеразвивающие, специальные театрализованные игры, а так же этюды и упражнения для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников....

Сценарий педагогического совета "Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Сценарий педагогического совета в ДОУ " Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"....