Роль игровых технологий в музыкальном развитии детей.
консультация по теме

Жукова Татьяна Владимировна

Консультация посвящена теме использования игровых методов и приёмов в музыкальном развитии дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль игровых технологий

в музыкальном развитии детей.

     

     Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник  радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

     Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения  репертуара.

  Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

     Игровые технологии в работе с дошкольниками  хороши  на любых занятиях, особенно  дают простор для фантазии педагога на музыкальных занятиях. Поэтому в своей работе при построении занятий я стараюсь использовать их, чтобы каждое занятие стало увлекательной игрой.

     По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета. Игровой сюжет – это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях, эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности, что в полной мере отражается в его играх.

     Умения сюжетосложения – это основная группа игровых умений, формирующаяся  в дошкольном детстве и обеспечивающаяся успешность игровой деятельности дошкольников. Придумывание сюжетной линии – это уже игра, в соответствии с ней ребенок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия.

     Наиболее эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает социальное взаимодействие  людей, а сюжеты детских игр сроятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление, а это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой.

     Музыка является средством  обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре.

Поэтому, при подборе музыки, я в первую очередь учитываю такие критерии, как:

  1. художественность;
  2. образность;
  3. богатство сюжетного повествования;
  4. активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка;
  5. побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре;
  6. направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

И конечно главным условием является использование соответствующего возрасту музыкального репертуара.

Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, учитывая прежде всего ее расположение.  Внесли необходимое оборудование:  музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту), иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него.

        Используя игровые технологии на музыкальных занятиях,  я стараюсь создать доброжелательную, радостную обстановку,  эмоциональную поддержку, поощряя  любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Приведу примеры.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся.                                                                         Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

 В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

 К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают  определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру,  на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это  заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки»  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.

 Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры  драматизации, музыкальные игры.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

 Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий,  с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

 С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

      Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

      Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Приведу пример.

    Не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия.

 Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

С такими  детьми в нашем детском саду стараются заниматься игровой терапией систематически. Дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используем народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

 Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удается реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции:   одновременно приобщить детей к народной культуре.

В своей работе использую театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

 Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме: "Роль ритма в музыкальном развитии детей"

В методической разработке использованы различные источники, в том числе энергосберегающие технологии....

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном развитии детей"

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном развитии детей"...

Роль фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Статья о важности использования фольклора на  музыкальных занятиях....

Консультация музыкального руководителя "Роль воспитателя в музыкальном развитии детей"

Данная консультация проводится с воспитателями. Цель - напомнить воспитателям о необходимости активного участия в музыкальном развитии воспитанников....

Роль игровой деятельности в развитии детей с ОВЗ

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она используется для решения как общеразвивающих, так и коррекционных задач. В процессе игровой деятельности осуществляется умственное р...

Роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста

Роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста...

Консультации для родителей. Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного учреждения.

Консультация для родителей Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного учреждения.Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что музыкальное искусство обладает ле...