Рабочая программа «Познай себя»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Брюхно Лариса Александровна

Практический курс для детей 5 – 7 лет, направленный на формирование у них коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poznay_sebya.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 28

                                                                                  УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                               на Совете МБДОУ ДС ОВ  № 28                                                                            

                                                                                                            протокол №___от___________

Рабочая программа «Познай себя»

(практический курс для детей 5 – 7 лет,

направленный на формирование у них коммуникативных навыков)

ст. Вышестеблиевская 2013г.

Пояснительная записка

В основу построения образовательной деятельности по предмету «Познай себя» для дошкольников 5 – 7 лет  была взята программа Шипицыной Л. М., Защиринской О. В., и др. «Азбука общения».

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В качестве основного метода программы использован главный метод теории развивающего обучения – метод переживания ситуации.

Цель проведения непосредственно образовательной деятельности – создание игровой ситуации, стимулирующий активность детей, побуждающих их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Исходя из цели, основные задачи курса следующие:

  • Обучение детей пониманию себя и умению «Быть в мире с собой»,
  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении,
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод опережения,
  • Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения,
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения,
  • Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения,
  • Обучение детей речевым средствам общения,
  • Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Основные формы обучения детей:

  • Развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры и др.),
  • Упражнения (подражательно – исполнительного и творческого характера),
  • Этюды,
  • Импровизации,
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии,
  • Рассматривание рисунков и фотографий,
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций,
  • Свободное и тематическое рисование,
  • Лепка,
  • Чтение художественных произведений,
  • Рассказы детей,
  • Сочинение историй,
  • Беседы,
  • Мини – конкурсы, игры – соревнования.

Структура курса обучения детей

Программа курса включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Раздел 1  Мир познания (единство с природой)

Раздел 2  Язык общения (навыки общения с внешним миром)

Раздел 3  Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»)

Раздел 4  Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми)

Раздел 5  Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)

Раздел 6  Фантазия характеров (в игре рождается истина в отношениях формируется характер)

Раздел 7  Умение владеть собой (желаемое и возможное)

Раздел 8  Культура общения (этикет)

Раздел 9  Мальчик и девочка (он – папа, она – мама)

Учебный материал практического курса по формированию коммуникативных навыков у детей  5 – 7  лет рассчитан на 30 - 35 образовательных деятельностей      (1 раз в неделю по 15 – 30 минут).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1  «Мир познания»

Все занятия первого раздела призваны дать детям представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром. Полученные знания позволят подвести ребенка к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботится о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, сформируют умение переносить все хорошее из природы в общении с людьми.

 Раздел 2  «Язык общения»

Все занятия второго раздела призваны дать детям представление:

- о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром;

- о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций. Жестов и движений в процессе общения.

Полученные знания дадут  ребенку первоначальные представления  о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомят ребенка с тем. Как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения.

Раздел 3  «Тайна моего «Я»

Все занятия третьего раздела призваны дать детям представление:

- о чувстве собственного достоинства;

- о необходимости оценивать собственные поступки, чувства;

- о способах и выразительных средствах общения (жестах, мимике, движениях).

Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я», т.е. прообразу самооценки, и научится правильно оценивать свои поступки и чувства других детей и взрослых.

Раздел 4  «Этот странный взрослый мир»

Все занятия четвертого раздела призваны дать детям представление:

- о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми;

- о добре и зле в поведении окружающих;

О необходимости уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, заботливом отношении к ним.

Раздел 5  «Как мы видим друг друга»

Все занятия пятого раздела призваны дать детям представление:

- о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников;

- об умении и необходимости общаться друг с другом. Не смотря на разницу желаний и возможностей;

- о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношения друг к другу;

- о возможности переживать положительные эмоциональные состояния от общения с другими детьми;

- об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки.

Раздел 6  «Фантазия характеров»

Все занятия шестого раздела призваны научить детей понимать:

-  что можно и, что нельзя делать;

- определять и сравнивать основные черты характера людей;

- на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом.

Раздел 7  «Умение владеть собой»

Все занятия седьмого раздела призваны научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.  

Раздел 8  «Культура общения»

Все занятия восьмого раздела призваны дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета.

Раздел 9  «Мальчик и девочка»

Все занятия девятого раздела призваны воспитывать культуру общения  мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характера.

Тематическое планирование по программе «Познай себя»

Раздел

Темы

Цели

Количество образовательной деятельности/дата

1. Мир познания (единство с природой

1.1 Времена года (общение с природой)

Обучение детей способности: - различать изменение природы в разные времена года;

- понимать и ценить красоту родной природы;

- уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшей под давлением красоты природы;

- общаться с природой, что поможет стать им лучше и добрее, научить различать хорошее и плохое.

1

1.2. У природы нет плохой погоды (общение с внешним миром)

Цели направлены на обучении детей способности:

- понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояния человека;

- передавать свое эмоциональное состояния в мимике, жестах, движениях (под влиянием природных явлений);

- оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

1

2. Язык общения (навыки общения с внешним миром)

2.1. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки).

Обучить детей способности понять и оценить роль наших умных помощников – органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах)

1

2.2. Как я помню то, что помню

Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формирования личности и поведения ребенка.

1

2.3. Язык жестов и движений

Обучить детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений.

1

2.4. Язык чувств (наши эмоции)

Дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать сваи эмоции  другим людям разными средствами.

1

3. Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»)

3.1. Кто такой «Я» (мой автопортрет)

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

1

3.2. Я сам (ощущение собственной значимости)

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.

1

3.3. Я хочу (мои чувства, желания)

Развивать у детей способность оценивать свои желания, дает ребенку понять, что настроение.

1

4. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми)

4.1. Никого роднее мамы в целом мире нет

Воспитывать у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку – маме;

- обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труд;

- обучение детей на мамином примере умению общаться с другими взрослыми членами семьи и детей.

1

4.2. Дружная семья

Воспитывать в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке;

- уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту;

- чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);

- потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

1

4.3. Мамы разные нужны, мамы всякие важны

Дать представление детям о профессиях взрослых;

- учат соотносить действия людей с их профессией; понимать важность и значимость профессиональной деятельности взрослых как для общества, так и самих детей;

- воспитывать у детей положительное отношение к труду взрослых и желанию оказывать посильную помощь взрослым;

- учить заботится о близких людях, помогать старшим.

1

4.4. Я должен спросить у мамы

Воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми;

- общаться со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.

1

5. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)

5.1. Я и другой: мы разные (умение общаться)

Формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга;

- развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям;

- учить умению общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.

1

5.2. Дружба (давай никогда не ссориться)

Формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

1

5.3. Мы улыбаемся (от улыбки станет всем светлей…)

Учить детей радоваться окружающему миру (природе), эмоционально выражать чувство радости общения с окружающим миром.

1

6. Фантазия характеров (в игре рождается истина в отношениях формируется характер)

6.1. Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие поступки)

Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло); о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом; воспитание у детей таких качеств личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям; чувство взаимопомощи.

1

6.2. Давай никогда не ссориться (мое поведение в трудных ситуациях)

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов;

- обучать детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;

- формировать  у детей способности находить положительное решение в конфликтных ситуациях: поиск компромиссного решения, умение уступить друг другу и считаться в игре не только с собственными желаниями, но и с возможностями других детей;

- обучать пользоваться общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;

- воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

1

6.3. Дурные привычки

Формировать у детей представления о плохих привычках;

- воспитывать желание следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться);

- формировать представление о страхах и путях их преодоления;

- выявление последствий дурных привычек говорить неправду и давать другим детям обидные прозвища, клички и обзываться.

1

7. Умение владеть собой (желаемое и возможное)

7.1. Умей расслабляться

Предоставить детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, на обучение их некоторым игровым приемам произвольного расслабления;

- развивать творческую фантазию.

1

7.2. Будь внимателен (развитие внимание)

Учить детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее.

1

7.3. Как поступить (умей контролировать свои поступки)

Учить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях;

- научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.

1

7.4. Не хочу быть плохим (формирование понятий «нельзя», «надо»)

Прививать детям положительные привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера.

1

8. Культура общения (этикет)

8.1. Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность)

Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

1

8.2. Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

Развивать у детей умения вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

1

8.3. Напишите мне письмо (знакомство с письменным общением)

Обучить детей передавать свои мысли и чувства в письменном виде, а также на формирование у них навыков грамотного письменного общения.

1

8.4. За столом (правила хорошего тона)

Познакомить детей с правилами этикета, обучить их культурно вести себя за

 столом.

1

9. Мальчик и девочка (он – папа, она – мама)

9.1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)

Учить различать мальчиков и девочек по внешности и действиям, поведению

1

9.2. Маленькие рыцари и дамы (формирование мужественности и женственности)

Воспитывать у мальчиков такие качества личности как смелость, ловкость. Активность.

1

9.3. Играем вместе (обучение совместной деятельности)

Учить мальчиков и девочек общению друг с другом; самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

1

Итого

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Открой себя"

Развивающая программа  предназначена для работы с детьми 6-7 лет, направленных на развитие  нравственного потенциала и развитие навыков межличностного  взаимодействия со взрослыми...

Рабочая программа «Познай себя» для воспитанников 5-6 лет

Рабочая программа «Познай себя» направлена на формирования психологического здоровья дошкольников. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».Необходимо различать понятия «пси...

Модифицированная программа "Познай себя"

Эта программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста. Программа осуществлялась во время кружковой деятельности с детьми по развитию психических процессов посредством дидактической игры....

Развивающая психолого-педагогическая программа "Познаю себя и мир"

Программа «Познаю себя и мир» создана на основе комплексных занятий для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста «Чувствуем, познаем, размышляем...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Итоги работы по рабочей программе "Познаю мир" за 2018-2019 учебный год.

Презентация работы за год по программе "Познаю мир"....

Дополнительная образовательная программа "Познай себя"

Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, для развития у детей понимания собственных эмоций и окружающих, эмпатии, личностного развития, снижения тревожность и формир...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!