«Взаимодействие с родителями по выявлению у детей знаний, умений и навыков здорового образа жизни»
консультация по теме

Попова Марина Владимировна

Методики игровой диагностики для определения

знаний, умений и навыков здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями

по выявлению у детей знаний, умений

и навыков здорового образа жизни»

Балашов

2013 – 2014 учебный год

Взаимодействие с родителями

по выявлению у детей знаний, умений

и навыков здорового образа жизни

        Современный ребенок значительно отличается от своего сверстника десять лет назад. Это связано с тем, что изменились жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей в семье и детском саду. Принципиально трансформировалась воспитательная модель а семье, педагогические требования к ребенку а условиях детского сада. При высокой загруженности родителей на работе ребенок предоставлен самому себе, и все свободное время посвящает компьютеру, а не подвижным играм и упражнениям. Все больше времени дошкольники проводят в статической, зачастую физиологически неправильной позе, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье и развитии. Хорошо ориентирующихся в современных технологиях дошкольников становится больше, при этом значительно увеличивается количество детей с задержкой психофизического и речевого развития (минимальные мозговые дисфункции, аутизм, синдром повышенной двигательной активности и дефицит внимания и др.). Большое значение для развития ребенка, как известно, имеет среда, в которой он воспитывается. В современных условиях психика дошкольника и его физические возможности. Функциональные резервы детского организма не могут полноценно раскрыться на фоне стрессовой напряженности и гиподинамии. Сегодня особенно важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. В первую очередь это задача окружающих его взрослых - родителей и педагогов, а решать ее следует во взаимодействии. Большинство родителей осознает, что самое главное их достояние - здоровье и гармоничное психофизическое развитие детей. Педагоги детского сада выступают партнерами родителей в осуществлении важнейшей воспитательно-развивающей работы. Воспитатели совместно со специалистами ищут оптимальные формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, осваивают новые здоровьеформирующие технологии.

Основная задача партнерского взаимодействия формирование у детей знаний, умений и навыков в образовательных областях «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность». Предварительно предполагается изучение семей, что позволит получить информацию об особенностях каждой из них, ожиданиях родителей по отношению к ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них необходимых знании, умений и навыков. Данная работа должна проводится с использованием анкет, психологических тестов, опросников, бесед.

С целью выполнения диагностического обследования воспитанников по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» разработана Методика игровой диагностики для детей дошкольного возраста (приложение).

Основу игровой диагностики составляют:

■ многообразные игры;

■ применяемое в ДОУ оборудование;

■ игровая деятельность, адекватная возрасту детей;

Само название методики игровой диагностики отражает комфортные условия обследования: доброжелательный настрой ребенка, знакомая деятельность - игра и заинтересованность в ней.

Методика игровой диагностики для определения

знаний, умений и навыков здорового образа жизни

Образовательная область «Физическая культура»

1. Диагностический показатель: вес, рост ребенка соответствует возрастным показателям.

Методический прием: измерения медицинской сестры

2. Диагностический показатель: ребенок пользуется физкультурным оборудованием вне занятий.

Методический прием: наблюдение воспитателя.

3. Диагностический показатель: ребенок умеет ходить прямо, не шаркая, сохраняя заданное воспитателем направление.

Методический прием: диагностическая игра № 1 «Построй дом».

Задачи:

■ определение умения ребенка ходить прямо, не шаркая, сохраняя заданное воспитателем направление;

■ умения конструировать по образцу.

Содержание игры:

Дети сидят на скамейках, В определенном месте на площадке лежат кубики, другое место на площадке на расстоянии 4-5 м воспитатель обозначает как «стройка» - кладет обруч. По сигналу педагога, например: «Ваня, помоги построить дом!» - ребенок встает, берет кубик, проходит к «стройке», ставит кубик и возвращается на свое место. Выполнить это задание должен каждый воспитанник. В конце игры воспитатель хвалит детей за построенный дом.

4. Диагностический показатель: ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.

Методический прием: диагностическая игра № 2 «Послушные машины».

Задачи:

■ определение умения ребенка бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега (быстро - медленно) в соответствии с указаниями воспитателя;

■ развитие зрительного и слухового внимания.

Содержание игры:

У воспитателя в руках красный, желтый, зеленый флажки - это сигналы. У каждого ребенка в руках обруч - «руль». Дети по сигналу педагога двигаются по кругу друг за другом - «едут в машинах». Когда воспитатель поднимает красный флажок - дети останавливаются, желтый - бегут медленно, зеленый - бегут быстро; на хлопок - бегут в другую сторону.

5. Диагностический показатель: ребенок сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.

Методический прием: диагностическая игра № 3 «Спасатели».

Задачи:

■ определение умения ребенка сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;

■ умения считать до 5.

 Содержание игры:

На полу игровой площадки раскладываются два каната на расстоянии 1 м один от другого - это «дорога», далее препятствия: палки и «кочки» (пять мягких модулей), Препятствия должны быть распределены так, чтобы детям было удобно перешагивать через них. В конце маршрута размещены игрушки (куклы и мягкие зверушки), которых «злой колдун заточил в клетку» (контейнер). Каждый ребенок должен пройти по «дороге» до контейнера, перешагивая через препятствия и считая их, взять одну игрушку и вернуться обратно поэтому же маршруту, но уже бегом.

6. Диагностический показатель: ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке, гимнааической стенке произвольным способом.

Методический прием: диагностическая игра № 4 «Мыши в кладовой».

Задачи:

■ определение умения ребенка ползать на четвереньках;

■ лазать по лесенке, гимнастической стенке произвольным способом;

■ оценка знаний детьми таких понятий, как большой - маленький, геометрических форм: круг, квадрат.

Содержание игры:

1. Дети - «мыши» сидят «в норках» - на скамейках на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 30-40 см - «кладовая». Сбоку от играющих сидит воспитатель - «кошка». «Кошка» засыпает, и «мыши» бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они должны проползти на четвереньках под веревкой и не задеть ее. Там они выбирают мягкий модуль - «сыр» по заданию: круглый или квадратный; большой или маленький.«Кошка» внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. «Мыши» убегают в «норки» («кошка» не ловит «мышей», а только делает вид, что хочет поймать). Вернувшись на место, «кошка» засыпает, и игра возобновляется. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правило - кто задел веревку, подлезая под ней, считается пойманным.

2. «Мыши» получают задание достать ключ от кладовой. На лестнице или гимнастической стенке на 30- 40 см выше роста детей висят ключи в соответствии с количеством играющих. Дети по очереди должны подняться по лесенке, взять один ключ, спуститься и убежать от «кошки», которая ждет «мышку» с ключом.

7. Диагностический показатель: ребенок, отталкиваясь двумя ногами, прыгает в длину.

Методический прием: диагностическая игра № 5 «Ключик»,

Задачи:

■ определение умения ребенка, отталкиваясь двумя ногами, прыгать в длину;

■ оценка знаний детьми цветов, понятий: дальше - ближе.

Содержание игры:

В руках у детей ключи из цветного картона. На игровой площадке проведены две линии на расстоянии 20-30 см одна от другой. У одной из них стоят дети (носки перед линией). По команде воспитателя они прыгают в сторону второй линии как можно дальше и кладут ключи перед носками. В конце игры воспитатель спрашивает детей, кто прыгнул дальше, кто ближе, чей ключик дальше, чей ближе и какого цвета ключ.

8. Диагностический показатель: ребенок может катить мяч в заданном направлении.

Методический прием: диагностическая игра № б «Прокати мяч и назови слово ласково».

Задачи:

■ определение умения ребенка прокатывать мяч в заданном направлении;

■ изменять имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.Общаемся с родителями

Содержание игры:

Дети сидят ноги врозь («воротики»}, образовав круг (диаметром 3-4 м) или полукруг. Воспитатель становится в центре и катит мяч по очереди каждому ребенку, называя при этом слово - предмет (дом, лист, кот, веревка и др.). Воспитанник ловит мяч, называет слово ласково, а потом катит мяч назад педагогу.

9. Диагностический показатель: ребенок может бросать мяч двумя руками от груди с расстояния 1,5 м.

Методический прием: диагностическая игра № 7 «Лови - бросай и называй».

Задачи:

■ определение умения ребенка бросать мяч двумя руками от груди с расстояния 1,5 м;

■ умения ударять мячом об пол, бросать вверх два*три раза и ловить:

■ оценка умения изменять имена существительные во множественном числе.

Содержание игры:

Дети стоят на игровой площадке на расстоянии вытянутых рук, образуя круг (диаметром 3-4 м) или полукруг. Воспитатель стоит в центре на равном расстоянии (1,5 м) от каждого ребенка и бросает детям мяч по очереди, называя слово - предмет. Воспитанник ловит мяч, называет слово во множественном числе и бросает мяч педагогу. Когда все дети бросили мяч, воспитатель показывает второе задание - ударить мячом об пол и поймать его, возвращается на место в круг и передает мяч ребенку. Дети выполняют задание по очереди. Когда мяч возвращается к воспитателю, он выходит в центр круга и показывает третье задание - подкинуть мяч 2-3 раза и поймать его, снова возвращается на место 8 круг и передает мяч воспитаннику. Дети по очереди выполняют задание.

10. Диагностический показатель: ребенок может ударять мячом об пол, бросать вверх два-три раза и ловить.

Методический прием: игра № 7 «Лови - бросай и называй».

11. Диагностический показатель: ребенок может метать предметы правой и левой рукой.

Методический прием: диагностическая игра №8 «Бросаем камушки».

Задачи:

■ определение умения ребенка метать предметы правой и левой рукой;

■ оценка умения различать левую и правую руку.

Содержание игры:

На игровой площадке лежат два шнура на расстоянии 3-5 м один от другого - это «речка». Дети стоят, касаясь носками шнура. По очереди они берут маленькие мячи двумя руками и метают сначала правой рукой, потом левой по команде воспитателя: «Перекинь через речку камушек правой рукой (левой рукой)!».

12. Диагностический показатель: ребенок под руководством воспитателя следит за правильной осанкой.

Методический прием: наблюдение воспитателя.

Образовательная область «Здоровье»

1. Диагностический показатель: ребенок приучен к опрятности, замечает непорядок в одежде, устраняет

его при помощи воспитателя.

Методический прием: диагностическая игра №9 «Одень куклу на прогулку».

Задачи:

■ оценка опрятности, умения ребенка замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи воспитателя;

■ расширение знаний о предметах одежды по сезону зима - лето, временах года;

■ развитие мелкой моторики;

■ оценка умения устанавливать последовательность действий.

Содержание игры:

1. Для проведения игры используется кукла и подходящая для нее одежда по сезонам года. Воспитатель сообщает ребенку, что кукла Таня хочет научиться правильно одеваться, нужно одеть ее на прогулку. Затем спрашивает, во что следует одеть ее летом (зимой). Воспитанник должен выбрать нужную одежду, назвать ее и надеть по порядку.

2. Воспитатель показывает ребенку куклу, обращает внимание на то, правильно ли и опрятно она одета, Ребенок должен назвать непорядок в одежде (непоследовательно застегнутые пуговицы, незавязанная шапка, незастегнутая куртка и т.д.) и поправить.

2. Диагностический показатель: ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Методический прием: диагностическая игра № 10 «Помоги Хрюше».

Задачи:

■ оценка степени владения ребенком простейшими навыками поведения во время еды, умывания;

■ умения устанавливать последовательность действий;

■ развитие мышления, связной речи.

Содержание игры:

1. Воспитатель в образе Хрюши обращается к ребенку: «Хрюша хочет научиться умываться и мыть руки.

Научи его! Покажи по порядку, как нужно мыть руки и умываться!».

Ребенок последовательно имитирует движения: включает кран, берет мыло, намыливает руки, обмывает мыло водой, кладет мыло, распределяет мыло по всей кисти руки, смывает мыло, моет лицо, берет полотенце, промакивает лицо, руки, расправляет полотенце и вешает его на крючок.

2. Воспитатель говорит: «Хрюша пригласил гостей. Он хочет, чтобы гости ели правильно, Давайте выполним просьбу Хрюши». Детям раздается набор посуды, салфетки, муляжи продуктов. Педагог наблюдает за действиями воспитанников.

Образовательная область «Безопасность»

1. Диагностический показатель: ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, семье, на улице.

Методический прием: диагностическая игра № 11 «Кто правильно сделал?».

Задачи:

■ оценка умения ребенка соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, дома, на улице;

■ развитие связной речи, мышления;

■ формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Наглядно-дидактический материал - картинки.

Содержание игры:

Воспитатель говорит: «Внимательно посмотри и раздели картинки на две колонки, кто делает правильно, а кто неправильно - Буратино или Мальвина? Почему надо делать именно так?» - и описывает ситуации:

  • Буратино разговаривал с незнакомыми людьми на улице и его угостили конфеткой. Мальвина никогда не разговаривает с незнакомыми людьми на улице и ничего у них не берет,
  •  Буратино хлопал дверью и совал пальцы в дверную щель. Мальвина не играет дверью.
  • Буратино качается на стуле. Мальвина качается только на качелях.
  • Буратино открывает окно и высовывается из окна. Мальвина никогда не высовывается из окна.Общаемся с родителями
  • Буратино включил газовую плиту и взял голыми руками горячую кастрюлю. Мальвина никогда не включает газовую плиту и не трогает горячего.
  • Буратино сует в розетку гвоздь. Мальвина никогда не трогает розетку.
  • Буратино открыл воду и не закрыл кран. Мальвина закрывает кран за собой.
  • Буратино включил телевизор и пошел гулять. Мальвина выключает телевизор, когда уходит гулять.
  • Кто-то позвонил в дверь, и Буратино сразу ее открыл. Мальвина никогда не открывает дверь незнако­

мым людям.

  • Буратино идет по лестнице и не держится за перила, потом идет задом наперед. Мальвина ходит по лестнице осторожно и держится за перила.

Ребенок выбирает один вариант поведения и объясняет, кто из персонажей поступает правильно.

2. Диагностический показатель; ребенок соблюдает элементарные правила обращения с растениями и животными.

Методический прием: диагностическая игра № 12 «Прогулка в лесу».

Задачи:

■ оценка умения ребенка соблюдать элементарные правила обращения с растениями и животными;

■ умения устанавливать причинно-следственные связи.

Наглядно-дидактический материал - картинки.

Содержание игры:

Воспитатель задает ребенку вопросы с опорой на картинки: «Можно ли:

■ ломать деревья и ветки;

■ сажать деревья;

■ топтать цветы и травы;

■ ходить только по тропинкам;

■ оставлять мусор в лесу;

■ собирать мусор в пакет и выбрасывать в урну;

■ разжигать в лесу костер;

■ шуметь в лесу, кричать, включать громко музыку;

■ кушать красивые и неизвестные ягоды;

■ собирать незнакомые грибы;

■ ходить тихо, разговаривать спокойно, не пугать птиц и зверей;

■ прикасаться в лесу к гнездам, яйцам, птенцам;

■ трогать в лесу змею, лису, лося.

Если ответ на вопрос утвердительный, ребенок хлопает руками, а если отрицательный (так делать нельзя),

топает ногами и объясняет почему.

3. Диагностический показатель: ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного

движения.

Методический прием: диагностическая игра № 13 «Едем к бабушке».

Задачи:

■ оценка элементарных представлений ребенка о правилах дорожного движения;

■ знания им некоторых видов транспорта:

■ развитие слухового внимания и памяти, связной речи;

■ умения устанавливать последовательность действий.

Содержание игры:

На столе десять картинок с разными видами транспорта. Воспитатель говорит: «Мы едем в гости к бабушке. Посмотри, на каком транспорте мы поедем?», показывает по очереди три картинки. Ребенок их называет. Затем воспитатель перемешивает картинки и просит снова достать по порядку те, на которых изображен выбранный транспорт. Далее поясняет: «Сейчас я буду задавать вопросы. Если ты хочешь ответить да, то бери мяч и бросай его в корзину, а если нет - не бери мяч».

■ Можно прыгать на остановке и бегать?

■ Нужно спокойно стоять или сидеть на остановке?

■ Можно играть в мяч рядом с дорогой?

■ Нужно играть в мяч на детской или спортивной площадке?

■ А можно выбегать на дорогу, чтобы посмотреть, не идет ли автобус?

■ Нужно спокойно сидеть или стоять в автобусе?

■ Можно висеть на поручне и бегать по автобусу?

■ Можно громко разговаривать и петь песни в автобусе?

■ Можно разговаривать с водителем и отвлекать его?

■ Нужно уступить место бабушке или дедушке?

■ Можно переходить дорогу только со взрослым?

■ Нужно переходить дорогу по переходу или «зебре»?

■ Можно переходить улицу на любой свет светофора?

■ Нужно переходить улицу только на зеленый свет светофора?

Оценка действий ребенка {от 0 до 3 баллов) в каждой игре:

0 баллов - ребенок не приступает к заданию.

1 балл - ребенок понимает и осознает задание, но не справляется с выполнением элементов игры.

2 балла - ребенок понимает задание, но испытывает трудности при выполнении действий; заинтересован в результате своей деятельности.

3 балла - ребенок сразу понимает задание; выполняет его самостоятельно, не допускает ошибок.

Литература:

1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.

4. Никишина И. В. Настольная книга современного педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности взаимодействия педагогов и родителей по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни в ГБОУ Школа лицей № 1420 корпус 10

Оценка эффективности взаимодействия педагогов и родителей  по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизнив ГБОУ Школа лицей  № 1420 корпус 10...

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни через игровую деятельность"

Статья о формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни посредством игровой деятельности....

«Совершенствование форм физического развития и привития навыков здорового образа жизни в процессе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»

    Здоровье ребенка в любом возрасте - это самая большая драгоценность, а значит, ради него не стоит жалеть ничего, начиная от времени и заканчивая родительской заботой и силами....

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьей по формированию навыков здорового образа жизни».

Рекомендации педагогам ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни...