НОД "Воздух.Его свойства"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Наталья Николаевна Филатова

Конспект НОД по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В ходе занятия у детей развивается умение выдвигать гипотезы, проверять их в ходе эксперимента, делать  выводы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                      МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ  

«Детский сад №25 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

(МБДОУ «Детский сад № 25»)

12 мкрн., зд. № 22, г.Нефтеюганск,

Ханты-Мансийский  автономный округ - Югра,

Тюменская область, Российская Федерация, 628310

 

                                                     Конспект

непосредственно образовательной деятельности                                                Тема «Воздух. Его свойства»                                                                                                              

                                     в подготовительной группе

        Составила воспитатель:

Филатова Наталья Николаевна

                                   

                                                   г. Нефтеюганск 2013 г.

Тема: «Воздух. Его свойства»                                                                                                                            

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество (зарисовка результатов исследования).

                                                                                                 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная,

Цель: систематизировать представления воспитанников о воздухе

Задачи:

 - развивать мыслительные операции

- развивать умение выдвигать гипотезы, проверять их в ходе эксперимента, делать  выводы

- расширять представление детей о воздухе и его свойствах (вибрация, прозрачность, сопротивление, не имеет запаха)

- воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

                                                                                                                                                          Методы, приемы, средства: мотивация, беседа, вопросы к детям, объяснение, художественное слово (загадки), физкультминутка, экспериментальная деятельность.

Материал и оборудование: письмо от Незнайки, исследовательский фартук, карточки-символы (демонстрационный комплект и индивидуальные на каждого ребенка), научно-познавательная литература, для опытов: стакан, стеклянная чашка, два одинаковых листа бумаги, пустые баночки (одна чистая, а две с оставшимся запахом (мед, лимон), кусочки фольги на каждого ребенка, интерактивная доска, компьютер

 Предварительная работа:

- беседы о воздухе

- д/у «Загадки о воздухе»

- просмотр презентации «Воздух. Свойства воздуха»                                                                                                                            

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Незнайка ищет воздух, т.к ученый Знайка утверждает, что воздух есть везде, и что его можно как-то обнаружить. Он пишет, что, так как вы скоро пойдете в школу, то надеется на вашу помощь. Как быть? (ответы детей: помочь)

Воспитатель: - А как мы сможем помочь Незнайке? (рассказать, нарисовать, эксперимент провести)

-А для того, чтобы это все проделать, я приглашаю вас, юные исследователи, в научную лабораторию.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

Что это? (воздух)

Воспитатель: - Итак, объект нашего исследования – ВОЗДУХ (выставить картинку).

(Воспитатель выбирает желающего ребенка для работы у доски с исследовательским фартуком, а остальные дети работают самостоятельно с карточками – символами)

Воспитатель: - Что мы делаем на I этапе? (ребенок, работающий с исследовательским фартуком выставляет карточку – символ I этапа, остальные дети работают самостоятельно)C:\Users\Core i7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\карточки.jpg

               - Подумай самостоятельно. Что я знаю о воздухе? (информация схематично зарисовывается)

- воздухом мы дышим

- он невидим (перечисляет)C:\Users\Core i7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\карточки.jpg

                 II этап Спросить у другого человека

- воздух – это смесь газов

- выдыхаем кислород, вдыхаем углекислый газ

- зимой воздух холодный, а летом теплый

- у зверей в пушистой шубе между ворсинками содержится воздух- он сохраняет тепло

- растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.C:\Users\Core i7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\карточки.jpg

                 III этап Посмотреть в книге

- люди заметили свойство воздуха поднимать предметы и сделали воздушный шар

- воздух из печной трубы поднимается вверх

- снег холодный, но между снежинками есть воздух, звери прячутся в снегу и защищаются от холода C:\Users\Core i7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\карточки.jpg

                  IV этап Понаблюдать (воспитатель проводит эксперимент)

- стакан пустой? (да)

- есть ли в нем что-нибудь?(нет)

- держу стакан прямо и опускаю медленно

- что получается? Попала вода в стакан?(нет)

- почему вода не попадает в стакан?

- что мешает воде заполнить стакан?(воздух)

- Воспитатель обращается к детям: «Какой вывод можно сделать?»

 (ответ детей:- В ходе наблюдения мы выяснили, что в стакане есть воздух, он не пропускает воду). (эксперимент зарисовывается)

 Воспитатель: - давайте немного отдохнем.

Физминутка (дети выходят на ковер)

Льется с неба синий свет (руки поднятые вверх)

И конца у неба нет (отрицательно показывают пальчиком)

От чего оно такое? (вопросительно пожимают плечами влево)

Кто нам сможет дать ответ? (вопросительно пожимают плечами вправо)

Торопливый дождь косой,

Скачет по полю босой (семенящий бег и показ руками одновременно)

Солнце небо разделило

Разноцветной полосой (двумя руками над головой провести дугу)

Где ложится ветер спать? (покачивание руками над головой)

Можно ль молнию достать? (встать на носочки, руки тянуть вверх)

До чего же интересно

Все на свете узнавать! (в воздухе рисуют вопросительный знак)

Воспитатель: - А теперь, снова попрошу занять свои места.C:\Users\Core i7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\карточки.jpg

                     V этап Эксперимент

Опыт 1.

Воспитатель: - Перед вами лежат два одинаковых листа бумаги, один лист сожмите в комок. Как вы думаете. Какой лист быстрее упадет на пол? (дети высказывают свои гипотезы – предположения)

Воспитатель: - Почему вы так думаете? (ответы детей)

Воспитатель: - А теперь проверьте с помощью эксперимента, подтвердилась ли ваша гипотеза. (дети выходят на середину группы, самостоятельно проводят эксперимент)

Воспитатель: - Подтвердилась гипотеза? (опрашиваю каждого)

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать? (Листы одинаковые, но комок упал быстрее. Лист падал медленнее, т.к его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает). (Дети зарисовывают эксперимент)

Опыт 2.

Воспитатель: - Воздух может пахнуть? (ответы детей)

- Какая будет ваша гипотеза? (опрашиваю каждого ребенка)

- Перед вами стоят баночки, одна баночка чистая, а в двух других были вещества с запахами, а теперь попробуйте определить, что было в баночках.

- Гипотеза подтвердилась или нет? (ответы детей)

- Какой вывод можно сделать?  (Собственного запаха воздух не имеет. Запах ему придают окружающие вещества) эксперимент зарисовывается.

Опыт 3.

Воспитатель: - Я предполагаю, что воздух можно услышать.

- Вы согласны? (дети высказывают свои гипотезы-предположения)

- Перед вами лежат кусочки фольги. Приложите их к губам, и подуйте на нее так, чтобы получился звук.

-Моя гипотеза верна? У кого было такое же предположение? Воздух можно услышать? (ответы детей)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выдыхаем струю воздуха, край фольги дрожит, и от этого получается звук)

-Зафиксируйте эксперимент.

Воспитатель: - Вот и закончили, ребята мы свое исследование, и в заключении необходимо сделать доклад (работающий у доски ребенок, делает доклад-сообщение, а остальные дополняют)

Воспитатель: - Ребята, я приглашаю вас встать в круг, и в заключении проведу

блиц-опрос:

- воздух окружает нас со всех сторон? (да)

- воздух можно услышать? (да)

- бумажный комок падает медленнее ровного листа? (нет)

- воздух прозрачный, поэтому мы его не видим? (да)

- воздух имеет свой вкус? (нет)

- воздух имеет запах? (нет)

Человек может жить без воздуха? (нет)   Молодцы!

Рефлексия:

 - Смогли мы помочь Незнайке?

- Как мы помогли?

- Что нам помогло собрать информацию о воздухе?

- Почему у нас все получилось?

- Смогли бы вы узнать без опытов о свойствах воздуха?

- А что вам было трудно?

- Как вы думаете, найдет теперь Незнайка воздух, получив письмо с вашими исследованиями?

А теперь, попрошу вас оценить себя. Возьмите кружочек:

- если вам было легко, зеленый

- если испытывали небольшие затруднения, синий

- если было трудно, красный (дети выбирают кружки, объясняя свой выбор)

Литература:

  1. Н. Е. Веракса. Программа «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
  2. А.И.Савенков «Я исследователь»
  3. А.И.Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду»
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
  5. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К.Мишиной, А.Зыковой.- М.:Изд-во Эксмо,2002

Интернет ресурсы:

  1. Физминутка: festival.1september.ru
  2. Загадка о воздухе: prozagadki.ruzagadki-o-javlenijakh-prirody/page
  3. Фотографии (в приложении) из личного архива


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей»

Конспект

совместной деятельности

Беседа «Жадность и щедрость»

старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Филатовой Натальи Николаевны,

воспитатель

г.Нефтеюганск

2015г

Беседа «Жадность и щедрость»

Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы и задавать их; вести диалог друг с другом:  формировать коммуникативные способности.

Организационный момент: (дети становятся в круг)

- Добрый день, дорогие ребята! Я сегодня встречаю вас с особенным  волшебным настроением. Приглашаю вас в «Круг радости».

А теперь мы поприветствуем друг-друга и пожелаем радости, счастья. И всего-всего хорошего. А волшебная палочка обязательно исполнит все наши желания.

Я начну свои пожелания вам:
- Желаю счастья и добра, всем детям с самого утра.
(передаю волшебную палочку Славе и т.д здоровья, доброты, радости и др.)

Ход беседы:

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами побеседуем о щедрости и жадности.

Как вы думаете, у кого больше друзей – у щедрого человека или у жадного? (выслушать ответы) 

- щедрый готов поделиться тем, что у него есть с друзьями

- Отдавая, человек испытывает радость! Он делается добрее, душевно богаче, щедрее. У него много друзей. И с ним тоже друзья делятся.

- Делитесь ли вы с друзьями игрушками? (обыграть)

(вам купили новую игрушку, вы сами еще не успели наиграться, а ваш друг просит ее поиграть. Как вы поступите?) Дадите поиграть другу? Предложите вместе поиграть или откажите?

- Расскажу вам о девочке, которой очень понравилось быть щедрой.
(рассказ стр. 29 )

- Расскажите о каком-нибудь случае, когда вы проявили щедрость. (ответы детей) Почему вы поделились? Правильно ли поступили и т.д

Физминутка

- Какие сказки о жадности и щедрости вы знаете? («Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», «Медведь липовая нога», «Каша из топора» ----- «Заюшкина избушка», «Теремок», «Рукавичка», «Морозко», «Цветик-семицветик»

- Перед вами «Домик щедрости». Каких щедрых героев сказок и мультфильмов нужно непременно заселить в этот домик? (на полу домик и картинки с изображением героев; дети заселяют) Игра «Засели домик» (дети присаживаются на стульчики)

- Ребята (имя) инсценируют для вас стихотворение

 «Жадный мишка»  автор, Мишка, ежевика

Жил на свете жадный мишка,

Ни малиной, ни медком

Не делился он с братишкой-

Все съедал один, тайком.

Шел однажды он над кручей

И набрел на куст колючий.

«Так ведь это ежевика,

Соком сахарным полна.

До чего ж она вкусна!»

Подобрался мишка тихо,

Чтоб отведать ежевики.

Стал он ягоды срывать-

Быстро – быстро поедать.

Удивилась ежевика:

«Почему, скажи мне, мишка,

Ты не делишься с братишкой?»

«Ягодок не хватит всем.

Я один их лучше съем».

Рассердилась ежевика:

- Жадных очень не люблю.

В нос тебя я уколю!

Тут уж маленький мишутка

Испугался не на шутку:

- Я боюсь твоих шипов

Братца я позвать готов!

(Ребята, автор задаст вам несколько вопросов))

- Почему стихотворение называется «Жадный мишка»?

- Почему рассердилась ежевика?

- Если вы найдете в лесу ягодки, позовете ли вы своих друзей или будете есть их в одиночку?

- Как надо поступать правильно?

Молодцы!

- Но бывают, ребята и такие случаи в жизни, когда человек не дает другому свою вещь, и при этом не проявляет жадность.

- Кто знает, в каких случаях это бывает? (если затрудняются)

- Давайте подумаем вместе. Если кто-то из друзей просит ваше полотенце или зубную щетку, кружку, тапки, расческу и т.д (перечисляют), вы вправе ответить «Нет!» Ведь это ваши личные вещи, индивидуальные, предметы личной гигиены. Через полотенце, зубную щетку и т.д могут передаваться микробы, различные инфекции. Но чтобы на вас из-за этого не обиделись, объясните это друзьям.

- Ответить другу «Нет!» не просто, но нужно уметь отвечать так в определенных случаях.

Рефлексия:

-Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили? (о жадности и щедрости)

- Что полезного вы узнали?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни? В каких случаях? Где могут пригодиться эти знания?

Игра «Щедрый мешочек»

 Все вместе проговаривают слова: «Вам посылка от друзей, открывай ее скорей ее скорей».

(Сюрприз из «волшебного мешочка» достается тому, кто последний проговорит слово «скорей».

Затем ребенок достает сюрприз и раздает всем детям и гостям).

РАССКАЗ

Ксюше подарили на день рожденье самокат. Когда пришли друзья, Ксюшина мама предложила всем детям идти покататься на самокате. Ксюша начала капризничать.

- «Это мой самокат! Мне его подарили! Я сама буду кататься!

- Доченька! Поверь мне, не хорошо быть такой жадной, - пыталась уговорить девочку мама. – Возьми самокат и пригласи всех ребят покататься.

Но Ксюша стояла на своем.

Тогда мама напомнила Ксюше, сказку «Цветик- семицветик» и про девочку, которая свой последний лепесток потратила на доброе дело- исцеление мальчика. И им вдвоем было очень весело играть.

Ксюше стало стыдно за свой поступок,  она извинилась перед ребятами и все пошли кататься на самокате. Время пролетело незаметно - весело! Впервые в жизни Ксюша почувствовала, как приятно отдавать, не жадничать, а быть доброй и щедрой!

Используемая литература: Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...