« Роль развивающих игр в познавательной деятельности детей»
статья (старшая группа) по теме

Попова Ольга Михайловна

Статья

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа Коломна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №15 «Светлячок»

« Роль развивающих игр в познавательной деятельности детей»

Воспитатель:

Попова Ольга Михайловна

Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.

Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и следовательно, в опыт.  

 Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста - организация познавательной деятельности.

 Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

 Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

 - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

 - намечать план действий;

 - отбирать способы решения поставленной задачи

 - добиваться результата и анализировать его.

 В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.

 Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности  включает в себя цель, мотив, способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:

 — цель - получить знание, добыть информацию

 — мотив - определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.);

 — способы — познавательные умения, способы действий;

 — условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели;

 — результат — новое знание (комплекс знаний).

 В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

 Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте детерминирован (обусловлен) потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

 Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

 Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

 Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

 Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной, математической и т.д.

  Свою работу по теме « Роль развивающих игр,  в познавательной деятельности детей » провожу с детьми старшего дошкольного возраста.

 На занятиях мною широко используется  занимательный дидактический материал, который обыгрывается  в разнообразных проблемно-игровых ситуациях.

Изучив методическую литературу по данной теме, я отобрала игры и упражнения для проведения организованной образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, и в индивидуальной работе с детьми. В группе выбрала удобное место для размещения игр.

  Из всего многообразия развивающих игр я включила в свою работу с детьми и активно использую в образовательном процессе цветные палочки X. Кюизенера.

Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости - желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

Палочки Кюизенера, их основные особенности – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера позволяют перевести практические внешние действия во внутренний план; освоить пространственные отношения. Дидактический материал дает возможность упражнять в составлении числа из единиц и двух меньших чисел; научить измерять объекты; научить арифметическим действиям (сложение, вычитание, деление умножение); научить делить целое на части; подвести к осознанию соотношений «меньше – больше», «меньше на – больше на».

Такие игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит.

Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей:

- Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

- Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;

- Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;

- Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;

- Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.

При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».

4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

  В процессе работы у детей сформировались  стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Литература:

 Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

 Недопасова В.А. Растем играя : Сред. и ст. дошк. возраст : Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002.

 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

 Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы / Авт.-сост.: Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

 Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадок в познавательной деятельности детей с ОНР

Загадки - неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки.Как произведение устного народного творчества, знаком...

Конспект по технологии развивающего обучения «Интегрировано-тематическая познавательная деятельность детей старшей группы»

Конспект по технологии развивающего обучения «Интегрировано-тематическая познавательная деятельность детей старшей группы»...

Сообщение из опыта работы: "«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»

«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»...

физкультурно-познавательный проект "Роль подвижных игр в подвижной деятельности детей"

физкультурно-познавательный проект по ознакомлению детей с подвижными играми( в том числе,с играми народов мира)....

Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников"

Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников" (с показом презентации)...