Обеспечение соответствия развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО
статья по теме

          В связи с введением ФГОС дошкольного образования, в соответствии с требованиями  к  условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования,  необходимо грамотно подойти  к созданию развивающей предметно-пространственной среды в образовательном  учреждении.  Хотим поделиться опытом своей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение соответствия развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО

          В связи с введением ФГОС дошкольного образования, в соответствии с требованиями  к  условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования,  необходимо грамотно подойти  к созданию развивающей предметно-пространственной среды в образовательном  учреждении.  Хотим поделиться опытом своей работы.

           В нашем  ДОУ воспитывается  415 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Функционируют 2 группы раннего возраста, 8 групп общеразвивающей направленности, 6 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, группа кратковременного пребывания компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи «Речевичок», Центр игровой поддержки ребенка и Консультативный пункт. Также оказываются дополнительные образовательные услуги в рамках физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и социально-личностной направленности в форме кружковой работы.

          Организацию воспитательно-образовательного процесса осуществляет административный аппарат в составе заведующей и двух заместителей, а также  педагоги в количестве 43 человек.

          С 2012 г. по 2013г. наше учреждение являлось базовым учреждением федеральной стажировочной площадки по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования».  С 2014 года вошло в состав базовых учреждений, реализующих практическую часть повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

          Как вы знаете, одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации  с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.  

          Среда в нашей образовательной организации выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда должна имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

           -максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

          -наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

           -охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

           - возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.

Правильно созданная  предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор  деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. (Слайд 10)

          Наш детский сад  предоставляет дошкольное образование детям с ограниченными возможностями здоровья , для них специальные условия для получения образования. Предметная среда в группах где находятся дети с ОВЗ оснащается специальными техническими средствами обучения. Обеспечиваются доступ в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ОВЗ.

          Материалы и оборудование должны создают оптимально насыщенную,целостную, многофункциональную , трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

          При создании предметной среды мы руководствовались следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

     - полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

  - вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

    - насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

   - доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

    - безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

          Исходя из всех требований основная задача ДО: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. 

          В связи с этим наше дошкольное учреждение, работая в инновационном режиме, в  рамках федеральной стажировочной площадки, получило возможность сформировать интерактивную  предметно-пространственную  среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Выбор данного направления был связан с наличием в организации групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и наличием детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В силу своих индивидуально-типологических особенностей, обусловленных низким уровнем соматического и нервно-психического развития, эти дети нуждаются в специальном комплексе профилактических мер психолого-педагогического характера, позволяющих предупредить  или преодолеть возможные нарушения развития, последующие поведенческие нарушения, трудности в обучении, социализации и школьной адаптации. Эффективность названных мер тем выше, чем раньше начата их реализация. И приобретенное нами оборудование позволяет нам осуществлять это.

 Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, которое является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим педагог, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает педагогам реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

          Так, например,  для проведения углубленной диагностики мы приобрели аппаратно-программный комплекс электропунктурной диагностики функционального состояния организма «РОФЭС» (Регистратор оценки функционально-эмоционального состояния).

Диагностика на комплексе «РОФЭС» позволяет получать картину функционального состояния органов и систем, в том числе и центральной нервной системы и систем ею контролируемых. То есть появляется возможность доклинической диагностики, которая может быть прогностической в случае отсутствия необходимых коррекционных мероприятий. В работе с дошкольниками позволяет осуществлять психофизиологическую диагностику синдрома минимальных мозговых дисфункций (ММД) и других неврологических нарушений, которые в настоящее время являются наиболее распространенной причиной дезадаптации детей. Ярким проявлением ММД является синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью. Часто таких детей ошибочно относят к группе детей с задержкой психического развития. Синдром дефицита внимания может являться предвестником аддиктивных расстройств (пагубных привычек), вследствие неадекватности форм работы с этими детьми. Соответственно, оперативное выявление синдрома и своевременные коррекционные процедуры позволят избежать негативного развития психической сферы ребенка.

Диагностика на данном комплексе может осуществляться с 2 лет. Длительность процедуры 3-5 минут, которое может проводиться, практически, каждый день, но рекомендуется осуществлять тестирование на комплексе один раз в три месяца – желательно, раз в сезон. Дисфункции головного мозга восстанавливаются, что можно подтвердить повторной диагностикой на комплексе. Данный метод диагностики значительно облегчает нам и работу с родителями, которые, к сожалению, в большинстве случаев не желают признавать проблему и обращаться за консультацией к детским неврологам.

          Наряду с данным методом мы используем экспертную систему индивидуального сопровождения  развития детей «Лонгитюд Б», которая используется для:

  • определения уровня развития детей от 2 месяцев до 7 лет;
  • выявления у детей отклонений в психомоторном развитии;
  • контроля за динамикой развития ребёнка;
  • подготовки пакета индивидуальных рекомендаций и программы занятий для обследованного ребенка (20–30 страниц текста, цветных заданий и игр).

Данное программное обеспечение является дополнением к обычным методам обследования, существенно расширяющим возможности и повышающим эффективность работы с детьми и родителями. На основе собранных данных и обработки полученной информации, система составляет заключение, как в текстовом, так и  графическом   виде, и разрабатывает программу индивидуального развития по всем параметрам развития ребенка (параметры на слайде).

Отдельные методы в составе системы подразумевают взаимодействие специалиста с родителями, прежде всего это опросник Шкалы развития и подготовка иллюстрированной индивидуальной «Программы развития» ребенка, которая ориентирована на его ближайшую зону развития, и может использоваться родителями для занятий и игр в домашних условиях. Данная «Программа развития» принимается во внимание и специалистами ДОУ при разработке индивидуального образовательного маршрута для ребенка.

          Социально-личностное развитие мы обследуем с помощью программного обеспечения «Социально-личностное развитие ребенка» в форме компьютерной игры. Данное программное обеспечение направлено на выявление:

- эмоционального состояния ребенка в межличностном общении,

- эмоционального состояния ребенка в детском саду,

- эмоционального состояния ребенка в жизненных ситуациях,

- отношения ребенка к каждому члену своей семьи.

Результаты диагностики сохраняются и выпускаются в форме подробного отчета с конкретными рекомендациями для родителей и педагогов.

          Для диагностики эмоциональной сферы мы приобрели электронный вариант методики «Домики», который позволяет провести диагностику:

- степени дифференцированности- обобщенности эмоциональной сферы;

- шкалы духовных ценностей;

- деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей;

- предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой  детей дошкольного возраста);

- личностных отношений и вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случае необходимости в определенных личностных блоках.

          Т.к. в нашем образовательном учреждении есть дети с нарушением слуха, было приобретен  Речевой комплексный Тренажер «ИНТОН-М»,  предназначенный для индивидуальной речевой работы со слабослышащими детьми. Прибор обеспечивает одновременный контроль фонетических элементов речи по зрительному, слуховому и тактильному каналам восприятия. «ИНТОН-М» позволяет визуально контролировать изменение высоты тона (частоты колебания голосовых связок), дифференцировать согласные звуки по признаку звонкости/глухости), дифференцировать носовые и ротовые звуки, работать над громкостью, над ритмом  и слитностью произносимых слов и фраз. Кроме того, прибор позволяет выявлять так называемую «гнусавость» и корректировать этот дефект речи. Помимо визуального контроля « ИНТОН-М» обеспечивает слуховой контроль речевых упражнений. Для этих целей в приборе предусмотрен усилитель мощности, речевой амплитудно-частотный корректор, наушники, а также индукционная петля, которая дает возможность работать со слуховым аппаратом.

Функциональная организация тренажера «ИНТОН-М» позволяет варьировать методические приемы обучения: проводить тренировочные упражнения на произвольное управление органами фонации, формировать с помощью педагога нормативные произносительные навыки. Закреплять приобретенные  навыки за счет многократных повторений и самоконтроля. Тренажер может работать в комплексе с персональным компьютером и другими источниками речевой информации. 

             Для коррекции и развития адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья нами был приобретен аппаратно-программный комплекс  «Комфорт»,  который используется в следующих направлениях:

коррекция:

-коррекция психоэмоциональных нарушений;

- коррекция состояний при психоматических заболеваниях;

- логопедическая коррекция.

оздоровление и профилактика:

-оптимизация функционального состояния;

-снижение стрессовой нагрузки и проявлений дистрессовых реакций;

- обучение эффективным навыкам саморегуляции.

развитие:

-обеспечение благоприятных условий развития детей;

-обеспечение процесса личностного развития;

-расширение возможностей социально-психологической адаптации.

Программа позволяет заниматься с детьми, начиная с 3-х летнего возраста и основан на использовании биологически обратной связи (схема компонентов БОС на слайде). Функциональное биоуправление – это обучение произвольному изменению физиологических функций организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении. В нашем дошкольном учреждении данный комплекс используется учителем-логопедом для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и при коррекции заикания и логоневрозов. Первым этапом работы является постановка диафрагмально-релаксационного дыхания в режиме «Кардио». Далее работа ведется в специальном режиме «Лого», содержащем стимульный материал для постановки слитного речевоспроизведения на выдохе.

           Еще одним нашим приобретением стала  Система Eduplay- это комплексное решение вопросов образования детей дошкольного возраста. Это сочетание уникального программного обеспечения и дидактических компонентов, а именно специальных пластиковых ковриков для выполнения разнообразных заданий, разноцветных кубиков, блоков, фигур, паззлов, карточек с заданиями и рабочих листов. Все это способствует полноценному когнитивному и социальному развитию детей, а также учит их пониманию абстрактных понятий. Разнообразные темы помогают дошкольникам приобретать и применять базовые знания, такие как: цвет, размер, геометрические фигуры, целое и части, направления, математическими понятиями. Каждая тема направлена на развитие различных групповых навыков. Широкие образовательные возможности системы, мультимедийная среда и различные виды деятельности способствуют развитию  творческого мышления, умения решать проблемы зрительной и слуховой памяти, понимания причинно-следственных  связей, зрительно-моторной координации, чувства собственного достоинства, любопытства и многого другого. Модульность системы предоставляет большую гибкость обучения. Темы и виды деятельности полностью адаптированы к существующим образовательным программам, систему можно легко настроить для определенного возраста, уровня обучения и умственного развития отдельного ребенка или группы.

           Одними из первых наших приобретений были интерактивная доска, интерактивный стол и планшетные  персональные компьютеры.

Интерактивная доска является одним из средств ИКТ. Способы применения интерактивной доски в ДО разнообразны:

- презентация;        

- интерактивные обучающие программы;

- создание проектов в графических программных средах;

- демонстрация наглядного материала;

- коррекционно-развивающие занятия и т. д.

Работая на доске электронным маркером как мышью, педагог может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Дети с большим интересом работают с интерактивной доской. Потому что им нравится рисовать цветными маркерами, небольшими прикосновениями пальцев руки выбирать правильный ответ в созданных педагогом презентациях и получать обратную связь в виде особого сигнала (персонаж либо звук), если ответ неправильный.

           Интерактивный стол представляет собой стол с яркой разноцветной сенсорной поверхностью, за которой дети могут одновременно выполнять традиционные задания и взаимодействовать  с цифровым контентом. Совместная работа, обучающие игры-все это делает интерактивный стол увлекательным и простым в использовании, от которого в восторге и дети,и педагоги. Работа за столом отличается ориентированностью на индивидуальные потребности ребенка, когда он сам  может одновременно выделять или передвигать объекты, рисовать на экране, и при этом  взаимодействовать с другими детьми.

            При работе на интерактивном столе и интерактивной доске наши педагоги используют как готовые программно-методические комплексы («Развитие речи», «Мультитворчество», «Социально-личностное развитие»), так и создают собственные игровые и дидактические пособия. Из готовых - мы успешно используем  программно-методические  комплексы:

          1)Программно-методический комплекс «Фантазеры» (Волшебный конструктор») позволяет организовать компьютерную творческо-эвристическую деятельность связанную с практическим опытом ребенка. Это открывает новые возможности  для развития эмоциональной, художественной, интеллектуальной сферы, стимулирует творческий потенциал, раскрывает индивидуальные способности ребенка.              

          2)Программно-методический комплекс «Фантазеры» (Мультитворчество)- позволяет организовать совместную творческо-эвристическую деятельность детей, ориентированную на коллективное решение общей задачи при работе за одним компьютером. Это открывает новые возможности для развития познавательных способностей, гибкости, и креативности мышления, формирования коммуникативных навыков и социальных качеств личности.                

         3)Программно-методический комплекс «Развитие речи» направлен на эффективное речевое развитие детей посредством интерактивных

возможностей и глубоко продуманного содержания. Использование программы в работе педагога поможет формированию у детей слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связано говорить, самостоятельно выстраивать предложения.

           Одним из компонентов современных образовательных технологий, используемых в дошкольном образовании, стали  планшетные   персональные компьютеры. Одной из важнейших функций планшетов

является обучающая. Игры составлены так, что ребенок может представить

себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить  обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким

 образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение  и классификация. В ДОУ создан банк мультимедийных презентаций и мультимедийных интерактивных игр.

           Еще одной гордостью нашего учреждения  является  сенсорная комната, которая содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве сенсорной комнаты ставит его в ситуации свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное использование сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребенка условиях. При этом ребенок постоянно испытывает ощущение успеха. Оборудование сенсорной комнаты позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, развивать их познавательную деятельность, что полностью созвучно с требованиями к условиям реализации Программы федерального государственного образовательного стандарта. 

          Однако необходимо понимать, что любая суперсовременная техника только тогда станет мощным инструментом педагогического воздействия, когда она будет в руках грамотного педагога, владеющего определенным арсеналом методических приемов. В связи с этим, возникла потребность в методической поддержке образовательного процесса, с целью оказания  помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников; удовлетворения информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогов; создания условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников; оказания учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса.

С целью выполнения выше обозначенных задач  мы изучили уровень методической подготовки педагогов детского сада, их способности  к профессиональному совершенствованию. После этого приступили к реализации комплекса мер, направленных на совершенствование профессионализма педагогов. Чем в данный момент и занимаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы требованиям ФГОС ДОУ

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды произвольной возрастной группы ФГОС ДО и ООП ДОО»

Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды произвольной возрастной группы ФГОС ДО и ООП ДОО»...