Консультация "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
консультация (младшая группа) по теме

В материале даны рекомендации по подбору материала и оборудования для познавательско-исследовательской деятельности детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ   И   ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ   РАННЕГО        ВОЗРАСТА

Общие основания подбора материала

         Познавательно – исследовательская деятельность имеет  огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

        Познавательно - исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами , в ходе которого и развиваются различные виды  восприятия , проявляется способность к простейшему  распределению   предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия .

        Становление познавательно- исследовательской деятельности  в значительной  мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый им материал для исследования, тем более вероятным  будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

        Опираясь на разработанные в психологических исследованиях              представления о развитии познания  мира (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков), предлагаем условно разделить материал для познавательно – ислледовательской деятельности детей на следующие типы:

-объекты  для исследования в реальном действии

-образно – символический материал

          В раннем возрасте исследовательские действия ребенка встроены в предметно – манипулятивную деятельность, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно – исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.

       Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами  ( цвет, форма, величина) заключают в себе  задачи освоения операций  вкладывания, наложения, развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики, способности распознавать  цвет, форму, величину. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.

           К данному типу материалов относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки доля вбивания втулок и.т.п.

         В число объектов для исследования полезно включить  несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью  эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия.

        Большое  поле для исследования открывает   оборудование для игры    с песком и водой, которым , по возможности , следует оснастить  групповое помещение, что позволит  способствовать расширению чувственного опыта ребенка, стимуляции тонких движений руки, умению экспериментировать.

         Материалы, относящиеся к типу образно-символических  позволяют

расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигать его на уровень образного представления мира, способствуют освоению операций соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке. Такой материал стимулирует исследование и упорядочение  в виде простых группировок по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление временных  отношений.

         Это мир картинок с изображением простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные картинки (из 2-4 элементов), парные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и.т.п.

Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться  и различные образные игрушки – объемные и плоскостные фигурки  животных, наборы муляжей овощей и фруктов и.т.п.

Размещение материала

        В каких же центрах группового помещения можно разместить  объекты для исследования в действии и образно – символический материал?

         Это может быть центр сенсорики или манипулятивных игр, центр конструирования, центр воды и песка.

          Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного подзабытым материалом.

Примерный набор материалов для детей раннего возраста

Тип материала

Наименование

Кол-во на группу

ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВА-НИЯ В ДЕЙСТВИИ

Пирамидки (3-5 элементов), окрашенные в основные цвета

6, разные

Напольная пирамида(6-7 элементов)

1

Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами(5-7 элементов)

8

Набор: грибочки  - втулки на стойке(4-6 элементов),4 цветов

Дидактический стол

1

Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы)

6-8

Матрешки ( 3 элемента )

5, разные

Доски-вкладыши (с основными формами )

5, разные

Набор объемных тел -кубы, цилиндры, бруски, шары, диски

1

Рамки- вкладыши с геометрическими формами, разными по величине ,4 цветов

8

Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная )

3

Набор кубиков с цветными гранями ( 4 цвета )

1

Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел

1

Емкости с крышками разного размера и цвета *(для  сортировки мелких предметов)

10

Рамки с одним видом застежки  (шнуровки, пуговицы, кнопки ).

3

Игрушки – забавы с зависимостью эффекта  от действия  ( неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.д.)

10

Ящик для манипулирования  со звуко-световыми эффектами

1

Набор для забивания : молоточек со втулочками  ( пластмассовые )

2

Набор шумовых коробочек ( по Монтессори )

1

Звучащие игрушки , контрастные  по тембру и характеру звукоизвлечения ( колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки )

По 1-2 каждого наименования

Мягконабивная игрушка ( крупная напольная ) из тканей разной фактуры

1

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной  формы, предметы – орудия для переливания  и вылавливания – черпачки, сачки

1

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия  - совочки, лопатки

1

ОБРАЗНО –

СИМВОЛИ-ЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ

Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки

По 1 набору каждой тематики

Наборы парных картинок ( предметные ) для сравнения, той же тематики

10, разные

Наборы парных картинок типа «лото» ( из 2-3 частей ) , той же тематики

5-6, разные

Разрезные ( складные ) кубики с предметными картинками, разделенные на 2-4 части

3, разные

Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой

10, разные

Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий  (сказочные, бытовые ситуации )

10, разные

Сюжетные картинки различной тематики, близкой ребенку – сказочной, социобытовой, крупного формата

20-30, разные

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

           Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей раннего возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной  активности, которая оказывает огромное влияние  на состояние здоровья и физическое  развитие ребенка, способствует освоению различных видов движений, как с предметами, так и без. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности и является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

        При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма, поэтому педагог должен позаботиться об ее организации, разнообразии, выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

        Дети раннего возраста очень подвижны, активны, стараются действовать самостоятельно, совершая  большое разнообразие движений с использованием различных пособий (ходьба по скамейке, лазание и ползание под столом, стульями, прокатывание мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и т.д.)

           Самостоятельная двигательная активность в этом возрасте связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определенные усилия, чтобы достать тот или иной предмет.

         В освоении движений и проявлений двигательной активности  значительную роль у детей играет  способность подражать знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т.д..

        Для малыша главное - многократно самостоятельно  повторять действия , при этом ощущая огромную радость.

         Значительно увеличивается двигательная активность детей  в процессе игр с использованием физкультурных пособий.

         Для того, чтобы каждый ребенок проявлял свою двигательную активность, необходимо иметь в группе достаточный набор  физкультурного оборудования.                                      

Весь предлагаемый материал для двигательной активности  разделен по видам движений: ходьба, бег, равновесие, прыжки, катание, бросание, ползание, лазание; для выполнения общеразвивающих упражнений.

Размещение физкультурного оборудования

         В групповой комнате следует освободить место, расположить оборудование, предоставив малышам  в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

          Это может быть центр движения  или центр физкультурного оборудования.

Некоторые мелкие пособия  (резиновые кольца, мячи, шарики) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который можно встать и достать предмет. С целью увеличения двигательной активности  детей их любимые игрушки (зайчика, мишку) расставить на крупных пособиях (гимнастической лесенке). В центре  игровой деятельности можно поставить игрушки- двигатели (тележки, машины). Крупное физкультурное оборудование лучше расположить вдоль одной свободной стены \ горка, лесенка \.

         Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно.

Мелкие пособия держать в открытых ящиках \ контейнерах \, чтобы дети могли ими свободно пользоваться.

Примерный набор физкультурного оборудования  для детей раннего возраста

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Количество на группу

Для ходьбы, бега, равновесия

Валик мягкий укороченный

Длина 30 см

Диаметр 30 см

2

Горка детская

1

Коврики, дорожки массажные, со следочками

(для профилактики плоскостопия)

180 х 140

2

Шнур длинный

Длина

100-150 см

1

Для прыжков

Мини - мат

Длина 60 см

Ширина 60 см

Высота 7 см

2

Куб деревянный малый

Ребро 15-30 см

5

Обруч плоский ( цветной)

Диаметр 40-50 см

5

Палка гимнастическая длинная

Длина 150 см

Сечение       3 см

2

Шнур короткий плетеный

Длина    75 см

5

Для катания, бросания, ловли

Корзина для метания мячей

1

Мяч резиновый

Диаметр 10-15 см

10

Мяч-шар надувной

Диаметр 40 см

2

Обруч малый

Диаметр 54-65 см

5

Шарик пластмассовый

Диаметр 4 см

5

Для ползания и лазания

Лесенка-стремянка двухпролетная

Высота 103 см

Ширина 80-85 см

1

Лабиринт игровой  (трансформер)

1

Ящики для влезания (складирующиеся  один в другой)

1 комплект

Для общеразвивающих упражнений

Мяч массажный

Диаметр 6-8 см

10

Мяч резиновый

Диаметр 20-25 см

10

Обруч плоский

Диаметр 20-25 см

10

Палка гимнастическая короткая

Длина 60-80 см

10

Колечко с лентой

Кольцо резиновое

Диаметр 5 см

Диаметр 5-6 см, 18 см

10

по 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности

Предложенный примерный перечень материалов и оборудования для познавательно - исследовательской деятельности поможет педагогам в создании условий для полноценного развития дошкольника в соответствии с...

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста...

Консультация для воспитателей на тему "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависи...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.

Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов

Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...