Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста
статья по окружающему миру на тему

Хавричева Татьяна Витальевна
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_i_oborudovanie_dlya_ed_ranniy_vozrast.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ   И   ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ   РАННЕГО        ВОЗРАСТА

Общие основания подбора материала

         Познавательно – исследовательская деятельность имеет  огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

        Познавательно - исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами , в ходе которого и развиваются различные виды  восприятия , проявляется способность к простейшему  распределению   предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия .

        Становление познавательно- исследовательской деятельности  в значительной  мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый им материал для исследования, тем более вероятным  будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

        Опираясь на разработанные в психологических исследованиях              представления о развитии познания  мира (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков), предлагаем условно разделить материал для познавательно – ислледовательской деятельности детей на следующие типы:

-объекты  для исследования в реальном действии

-образно – символический материал

          В раннем возрасте исследовательские действия ребенка встроены в предметно – манипулятивную деятельность, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно – исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.

       Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами  ( цвет, форма, величина) заключают в себе  задачи освоения операций  вкладывания, наложения, развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики, способности распознавать  цвет, форму, величину. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.

           К данному типу материалов относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки доля вбивания втулок и.т.п.

         В число объектов для исследования полезно включить  несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью  эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия.

        Большое  поле для исследования открывает   оборудование для игры    с песком и водой, которым , по возможности , следует оснастить  групповое помещение, что позволит  способствовать расширению чувственного опыта ребенка, стимуляции тонких движений руки, умению экспериментировать.

         Материалы, относящиеся к типу образно-символических  позволяют

расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигать его на уровень образного представления мира, способствуют освоению операций соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке. Такой материал стимулирует исследование и упорядочение  в виде простых группировок по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление временных  отношений.

         Это мир картинок с изображением простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные картинки (из 2-4 элементов), парные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и.т.п.

Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться  и различные образные игрушки – объемные и плоскостные фигурки  животных, наборы муляжей овощей и фруктов и.т.п.

Размещение материала

        В каких же центрах группового помещения можно разместить  объекты для исследования в действии и образно – символический материал?

         Это может быть центр сенсорики или манипулятивных игр, центр конструирования, центр воды и песка.

          Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного подзабытым материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В материале даны рекомендации по подбору материала и оборудования для познавательско-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Познавательно-исследовательский проект для детей раннего возраста «Волшебные песчинки»

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмо...