Консультация для воспитателей на тему "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зеленина Татьяна Геннадьевна

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеленина Татьяна Геннадьевна

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка. Вместе с тем, на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает существенные изменения в плане структуры и средств осуществления. В подборе материала необходимо учитывать характер познавательно-исследовательской деятельности на каждом этапе дошкольного детства.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) как последовательном овладении ребенком все более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), материал для познавательно-исследовательской деятельности детей был условно разделён на следующие типы:

— объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;

— образно-символический материал;

— нормативно-знаковый материал.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это, прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М.Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа "проблемных ящиков", стимулирующие детей к поиску причинно-следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту. К материалам для исследования в действии относятся и природные объекты, позволяющие опробовать их свойства и различным образом упорядочивать их (коллекции минералов, плодов и семян растений, образцы почв и т.п.). В этот тип материалов должны быть включены и существующие в культуре, доступные для дошкольника, инструменты и приборы (например, циркуль, лупа, весы, термометр и т.п.), простые механизмы (системы шестеренок, рычагов и пр.), действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно-следственных связей между вещами и событиями. Относятся к этому типу материалов также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью, — разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка.

К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п. В этот тип включаются и материалы, содержащие графические (наглядные) модели, подводящие ребенка к "скрытым" от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между вещами и событиями окружающего мира. Это как специально разработанные для детей иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", так и существующие во "взрослой" культуре, но доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.). К образно-символическому материалу мы отнесли также иллюстрированные издания познавательного характера, которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (условно-символические изображения, классификационные схемы, чертежи-карты и т.п.). К образно-символическому отнесен также коллекционный материал, содержащий большие возможности для классификационного исследования (коллекции монет, марок и т.п.).

К ним относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности может быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу (материалы и оборудование по формированию элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, по изобразительной деятельности и т.д.). А так же, могут располагаться в специально выделенном уголке экспериментирования.

Остановимся более подробно на уголке экспериментирования.

Задачи уголка экспериментирования: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Требования к уголку экспериментирования:

1 Уголок должен содержать большое разнообразие материалов и оборудования в соответствии с возрастными особенностями детей и достаточное количество (на подгруппу детей)

2. Должна обеспечивать возможность совместной деятельности и общению со сверстниками и взрослыми, а так же самостоятельной деятельности детей

3. Доступность Свободный доступ к материалам и оборудованию для обеспечения познавательной активности детей

4. Безопасность оборудования и материалов в соответствии с требованиями по обеспечению надёжности и безопасности их использования.  

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены следующие компоненты:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, «бросового»)

 3) место для проведения опытов

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

С данным материалом можно более подробно ознакомиться в следующей литературе:

  • Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванова / / Управление ДОУ. – 2004. - №4. - с. 84 - 92
  • Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова / / Ребенок в детском саду.  – 2003. - № 3, 4, 5
  • Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова / / Ребенок в детском саду.  – 2002. - № 1
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под ред. Л.Н. Прохорововй. - М., 2004

Материалы и оборудование непосредственно по каждому дошкольному возрасту:

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Объекты для исследования в действии

Приборы - помощники  - Лупы, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), весы, бинокль (подзорная труба).

Емкости  - Оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом: емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы.

Природный материал  - Песок разного цвета, причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, шишки, глина.

Бросовой материал  - Кусочки дерева, пробки, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон цветной и пенопласт, фольга разного цвета, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

Медицинский материал -  Пипетки, шприцы.

Прочие материалы  - Цветные очки, бинокли, зеркальца, игрушки для воды и песочницы: формочки разной конфигурации и размера, ёмкости от киндер-сюрпризов, предметы- орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, губки разного цвета; вертушки ветряные (4-6 разные); тряпочные салфетки, мерные ложки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой

Дополнительное оборудование и материал

1. Карточки-знаки “Способы сенсорного обследования»

2. Клеенчатые фартуки.

3. Персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация

(Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)

Образно-символический материал

Наборы картинок для группировки (домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода) Наборы парных картинок (та же тематика) Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Объекты для исследования в действии:

Приборы-помощники  - Лупы, весы, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), бинокль

Емкости  - Мерные стаканчики пластмассовые, емкости одинакового и разного размера (4-5) и разной формы.

Природный материал  - Песок разного цвета, причудливые семена (дыни, арбуза, подсолнечника), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, плоды разных растений, шишки, перья птиц, сухоцветы, орехи, глина,

Бросовой материал Кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, пластмассы, кусочки дерева, пробки, бумага  (обычная, картон с разной фактурой поверхностью: глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная,

прозрачная, шероховатая, блестящая, наждачная), пенопласт, фольга разного цвета, разные виды бумаг. Красители Непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Медицинский материал  - Пипетки, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы, резиновые груши.

Прочие материалы  - Цветные очки; резина; зеркала; воздушные шары; мука; соль; сахар; цветные и прозрачные стекла; сито; тряпочные салфетки; трубочки; вертушки разного размера (4-5); воронки; сачки, черпачки,

предметы- орудия разных размеров, фор, конструкций для экспериментов с песком, воздушные шары.

Дополнительное оборудование и материал

1. Персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация (Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)

2. Клеенчатые фартуки (дети надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом и т.д.)

3. Щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

4. Образно-символический материал (познавательные иллюстрированные книги, альбомы плакаты, аудио- и видеоматериалы  познавательного характера, карточки-схемы (алгоритм), иллюстрации проведения опытов, схемы и т.д.)

Нормативно-знаковый материал Набор кубиков с буквами и цифрами, Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр, Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями, Кассы настольные, Магнитная доска.

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Объекты для исследования в действии:

Приборы – помощники - Лупы, микроскоп, различные песочные часы на разные отрезки времени (2шт.), весы, термометр спиртовой, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.). магниты, бинокль, компас, вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница, глобус, весы

рычажные равноплечие (балансир) с набором разновесок.

Емкости  - Набор мерных стаканов (2-3шт), набор прозрачных сосудов разных форм и объемов (2-3шт.), пробирки.

Природный материал - Коллекции почвы, семян, плодов, шишек, (в том числе экзотических: кокосовый орех, хвойные шишки из

южных регионов), камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из разных пород, песок, коллекция минералов, гербарий.

Бросовой материал - Проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, кусочки дерева, пробки, коллекция бумаги (обычная,

картон, наждачная, копировальная разного цвета и др.), пенопласт, фольга разного цвета, поролон, шпагат, рогожка.

Технические материалы - гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

Красители Пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Медицинский материал  - Пипетки, мерные ложки, колбы, шприцы, резиновые груши, йод, зеленка.

Прочие материалы - Цветные очки, линзы, резина, воронки, набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крахмал, набор цветных (светозащитных)стекол и прозрачные стекла, сито, тряпочные и бумажные салфетки, трубочки, ватные палочки, разные виды бумаг. деревянные палочки, набор стеклянных призм (для эффекта радуги), набор для опытов с магнитом (2-3), действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов, сантиметровая лента.

мини-музеи (тематика различна, например «Часы бывают разные»,  «Изделия из камня»)

Дополнительное оборудование и материал

1. Условные обозначения материалов, действий, качеств и т.д.

2. Карандаши, бумага для записей, индивидуальные дневники.

3. Клеенчатые фартуки надевают только при проведении опытов с зеленкой, йодом, крахмалом, нефтью и т.д

4. Щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

5. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

6. Образно-символический материал: Разрешающие и запрещающие знаки, правила работы с материалом. познавательные иллюстрированные книги, альбомы плакаты, аудио- и видеоматериалы познавательного характера, схемы, алгоритмы, дневники наблюдений, карты, атласы, серии картин с изображением природных сообществ и т.д.
       7. Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»
 

Нормативно-знаковый материал

Магнитная доска, Разрезная азбука и касса, Наборы карточек с цифрами,  Отрывной календарь, Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач, Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел), Абак, счёты настольные, Кассы настольные, Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, Наборы моделей: деление на части (2-16)

Как вы видите данные, рекомендованные материалы требуют значительного места для размещения в группе. Возможность использования специального помещения – комнаты для экспериментирования. Данные материалы,  рекомендованы для организации познавательно – исследовательской деятельности, их комплектация зависит от возможностей дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

Пособие для воспитателей по изготовлению и использованию нестандартного оборудования для огранизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Пособие для воспитателей по изготовлению и использованию нестандартного оборудования для огранизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...