Формируем творческие способности.
консультация на тему

Темнова Светлана Борисовна

 

 

 

Детское музыкальное творчество имеет широкий диапазон. Оно активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам для воплощения своего замысла в разных формах и даже способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ФОРМИРУЕМ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Формирование творческих способностей – одна из основных задач музыкального воспитания, которая реализуется в условиях воспитывающего и развивающего обучения. Детей постоянно ставят в поисковые ситуации, в которых они должны действовать самостоятельно. Например, им предлагается найти выразительный эпитет, определяющий характер песни, подумать и сказать, какое построение танца красивее: построение в круг или парами; какие детские инструменты будут лучше звучать в той или иной части фортепианной пьесы, т.е. они как бы делают оркестровку ее. Успешное выполнение подобных заданий – фундамент, на основе которого дети затем быстрее справятся со специальными творческими задачами, и педагогу легче будет вести уже более целенаправленное поэтапное формирование песенного, танцевального, игрового творчества.

     Существует предположение, что истоки творческих музыкальных проявлений закладываются уже в раннем детстве. Психолог Б.М.Теплов подчеркивает, что эстетическое воспитание в раннем детстве не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе детское творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять.

     В пении это импровизация простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе. Эти проявления появляются очень рано, что позволяет предложить ребенку творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс); передать грустное или веселое настроение.

     Формирование песенного творчества происходит поэтапно.

     На первом этапе – это попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. Вот звучит барабан (трам-та-ра-рам-та). Кто хотел бы быть барабанщиком? А вот кукла – ее надо уложить спать и спеть ей свою колыбельную (ля-ля-ля). Послушаем: кто лучше споет – сочинит свою песенку, тогда ее можно исполнить всем вместе.

             Следующий этап творчества – музыкальные вопросы и ответы. Ведется диалог в игровой форме. Педагог сначала читает текст, затем задает вопрос: «Что ты хочешь, кошечка?» Дети отвечают: «Молока немножечко». В своих ответах они должны найти разнообразные и выразительные интонации – жалобные, просительные, сердитые и т.д. Педагог говорит, что это можно спеть, и предлагает послушать, как сочинил этот «разговор» композитор. Исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?» (Т.П.Ломовой). «Теперь и мы с вами будем вести «Музыкальный разговор», - говорит воспитатель и начинает петь, а ребенок должен придумать свою мелодию в ответ. Дети слушают и отвечают, кому лучше удалось выполнить задание, а кто просто повторяет мелодию, которую сочинил композитор. Выполняя эти творческие задания на нескольких занятиях подряд, дети привыкают к ним, хотя на первых порах они казались им очень трудными.

             Другой этап – подведение детей к импровизации на заданный текст. Здесь важно найти и сопоставить два контрастных по настроению текста. Эти тексты должны быть краткими и образными. Педагог может напомнить, что в прошлом году уже сочиняли такие песенки, и исполнить песни-образцы «Осенью», «Весной» Г.С.Зингера. Дети поют на этот текст свои импровизации.

     Улетают птицы вдаль,

     Расставаться с ними жаль.

     Весенний день звенит –

     Встречай, скворец летит.

             Аналогичные тексты (иногда состоящие из одной фразы) легко найти в многочисленных сборниках. Дети уже без образца сочиняют свою мелодию, а иногда и свой текст.

             Дальнейший этап – предложить сочинить пьесы не только на заданный текст, но и спеть их в определенном жанре: марш – пляска – колыбельная песня. Образцы для них уже созданы («Колыбельная», «Марш» В.Г.Агафонникова, «Плясовая» Т.П.Ломовой). Методика применения этих образцов остается той же.

             Дети с увлечением импровизируют, и это творчество приносит им радость. Усвоив способ песенных импровизаций, дети охотно применяют его и в своих играх. Песня входит в жизнь ребенка.

             На основе приобретенного опыта дети приобщаются к музыкально-игровому, танцевальному творчеству в этой области. Здесь их творческие проявления особенно продуктивны.

             При передаче образных движений в хороводе или в игре у детей больше возможностей проявить свои способности и умения, самостоятельные и творческие действия. Далеко не всегда детям предлагается готовое содержание игры, хоровода, пляски. Нередко сами дети придумывают движения, а взрослый их затем только уточняет и оценивает.

             В музыкальной игре действие персонажей подсказано программной пьесой. Инсценирование песен также связано с содержанием. Здесь возможны стереотипные движения. Но творческими их можно назвать лишь в том случае, если ребенок придумал оригинальное движение, передал характерные повадки персонажа в соответствии с музыкой и литературным текстом.

             Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец типа польки.

             Возможны разнообразные приемы активизации игрового творчества детей. Вот несколько примеров.

             Детям предлагают выполнить упражнения с воображаемыми предметами («Поиграйте в мяч», «Поиграйте в снежки»), при этом им напоминают жизненные ситуации, в которых происходят эти игры, и исполняют соответствующую программную музыку.

            Проводятся игры, упражнения «Угадай, что мы показываем». Одни дети придумывают и показывают движения, предварительно попросив педагога сыграть нужную музыку. Другие отгадывают, какие движения были исполнены. Или дети поочередно танцуют, и каждый должен исполнить новое движение. Выигрывает тот, кто придумал больше движений.

             Формировать музыкально-игровое творчество можно путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей, то в подготовительной группе можно предложить подобрать выразительные движения, передающие различные образы. Например, отметить,  мягкие, вкрадчивые движения котика и резкие. Угловатые – козлика («Котик и козлик» Е.Н.Тиличеевой).

             В более сложных заданиях персонажи игры вступают иногда в дружеские, иногда в конфликтные ситуации. Дети чувствуют и передают настороженность зайчика при  появлении охотников («Охотники и зайцы» Е.Н.Тиличеевой), и радостное стремление помочь муравью («Помогите!»Е.Н.Тиличеевой), и удовольствие от совместных действий в игре мальчика с сестренками («У меня сестренок семь» Е.Н.Тиличеевой).

             И наконец, детям предлагают самостоятельно создать игру, продумать последовательность эпизодов и действия персонажей.

             Задания для танцевального творчества также имеют свою линию усложнения. Общее для всех заданий – прослушать музыку, определить ее характер, настроение, форму и наметить возможные варианты построения танца. Обсуждение может быть общим, когда одно предложение дополняется другим или дети небольшими группами  «сочиняют» свою пляску, чтобы затем определить, чей вариант пляски более удачный. Понравившийся вариант можно разучить всей группой, постараться выразительно его исполнить не только на занятиях, но и на празднике.

             Таким образом, детское музыкальное творчество имеет широкий диапазон. Оно активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам для воплощения своего замысла в разных формах и даже способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов.

             Активная практическая музыкальная деятельность детей, выполнение ими заданий являются в обучении решающим фактором развития музыкальных способностей. Обучение взаимосвязано с развитием творчества детей. С одной стороны, обучение певческим, музыкально-ритмическим навыкам. Игре простейших мелодий на детских музыкальных инструментах создает для них возможность применять эти навыки в исполнительской музыкальной деятельности. В ходе обучения дети осваивают доступную их возрасту исполнительскую технику.  Овладевая этой техникой, дети получают возможность самостоятельно  проявить эмоционально-выразительную творческую интерпретацию разученных песен, игровых музыкальных образов, танцев, плясок-импровизаций. С другой стороны, все больше овладение навыками и развивающаяся музыкальность создают предпосылки для творческих проявлений ребенка при квалифицированном систематическом руководстве педагога-музыканта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18087140","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"218","width":"480"}}]] «Методы и приёмы изобразительной деятельности, фор...

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

Формируем творческую личность ( презентация)

Истоки творчества ребенка лежат непосредственно в его детстве, в первоначальном обучении, эмоциональном насыщении детских лет. Для того, чтобы творчески развить ребенка, измениться нужно в первую очер...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...

Программа воспитателя ДОУ развития творческих способностей для дифференциации и индивидуализации развитию способностей воспитанников

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного во...

Формируем интеллектуальные способности

К интеллектуальным способностям относятся память, внимание, мышление, восприятие и воображение....