«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС
статья (старшая группа)

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, развития их творческих способностей. Из опыта работы с детьми воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx244.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Ковалева Елена Эдуардовна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №16

г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: «лэпбук», познавательные и коммуникативные способности, дети дошкольного возраста, работа с родителями,  проектная деятельность, ФГОС.

Аннотация: Данная статья рассказывает о создании и значении  «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на всестороннее развитие детей и их способностей в процессе непрерывной образовательной деятельности. Из опыта работы с детьми воспитателей ГБДОУ детский сад Е. Э. Ковалевой и И. А. Денисовой

Введение:

Жизнь в современном социуме постоянно изменяется в зависимости от региона, уровня развития современных технологий и многих других факторов. Но в работе с дошкольниками, всегда остается неизменной потребность в общении и развитии  их коммуникативных способностей. К большому сожалению, дефицит общения родителей с детьми растет. Все чаще родители перекладывают свои обязанности на плечи педагогов, которые используют в своей работе новые продуктивные формы работы с детьми по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, помогают родителям в воспитании детей. Каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности в условиях ФГОС. Работая с современными детьми дошкольного возраста, используются новые инновационные формы и методы, все чаще используется метод проектов, который позволяет вовлекать родителей в совместную работу с детьми. Проектная деятельность,  бесспорно, является одним из инновационных средств. Исследовательская деятельность детей, развитие умений делать умозаключения и выводы, обобщение определенных знаний, приобретение определенных качеств и навыков, подборка практического материала, оформление результатов деятельности по теме проекта способствует развитию ребенка. Результаты очень продуктивно оформлять в виде «лепбука».

ЛЭПБУК 

средство развития коммуникативных и познавательных способностей, творческих способностей детей дошкольного возраста.

Как оформить материалы и разместить их в развивающем пространстве ГБДОУ?  Для решения этой проблемы мы успешно используем «ЛЭПБУК». Он позволяет компактно размещать материалы по изучаемой теме, доступен и понятен детям.  «Лэпбук»  прообраз книги с набором информации в картинках, подбором игр и заданий по изучаемой теме. Это современное средство для развития детей дошкольного возраста.  Яркие картинки и интересные задания и упражнения, подбор стихов и раскрасок. Все с чем можно действовать, что можно потрогать, что эмоционально окрашено. Все это интересно детям, лучше запоминается. «Лепбук» - средство для проявления креативности и компетентности педагога, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС. «Лэпбук» может активно использоваться в работе, как педагогами, так и родителями, обучающими своих детей на дому. Таким образом, лэпбук способствует разнообразию предметно-развивающей среды группы; стимулирует развитие поисково-исследовательской  деятельности детей; учитывает индивидуальные особенности и интересы детей; создает условия положительного взаимодействия  ребёнка с ребёнком, ребёнка и взрослого.

Что же означает понятие «лэпбук».

ЛЭПБУК – это интерактивная папка на заданную тему (LAPBOOK - дословный перевод с английского языка – наколенная книга). Представляет собой книжку-раскладушку или самодельную папку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по  определенной теме. Это книга, которую дети создают с помощью воспитателя, ее отдельные части собирают в единое целое. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала, который учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор детей, но и формируя их навыки и умения. В старшем дошкольном возрасте, работая в коллективе, ребятам приходится общаться между собой, планировать работу, договариваться, что помогает развитию их коммуникативных способностей. Происходит социализация ребенка в обществе, овладение работы и взаимодействия в группе. Каждый должен понимать свою значимость, нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Хочется поделиться опытом работы по созданию лэпбуков.

ЛЭПБУК «Сказки дедушки Чуковского»

Это книга, которую дети собирали с помощью воспитателя.

Знакомство детей с творчеством Корнея Ивановича Чуковского, его рассказами, иллюстрациями помогло в воспитании внимательного слушателя, а также способствовало развитию интереса к художественной литературе и искусству, помогло решить многие воспитательные задачи. Собранные материалы помогли обобщить знания детей и обогатить развивающую среду группы.

«Лэпбук - сундучок сказок дедушки Чуковского» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения,

предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель пособия: развитие познавательных и коммуникативных способностей детей посредством совместного создания пособия, выполнения развивающих заданий и игр.

Задачи:

1. Закрепить представления детей о творчестве писателя.

2. Развивать у детей мышление, речь, воображение, память.

3. Развивать у детей интерес к художественной литературе.

4. Развивать у детей желание выполнять игровые задания.

Содержание:

1. Портрет и рассказ о Корнее Ивановиче Чуковском

2. Книжка со сказками писателя.

3. Литературная викторина «Назови сказку».

4. Д/упр. (Словесные игры) «Каким персонажам принадлежат эти имена?»

5. Кроссворд по стихам К. И. Чуковского (обобщение)

6. Реши ребусы по теме: «Федорино горе».

7. «Вспомни и расскажи сказку» по картинке. Кроссворд «Чистота».

8. Реши ребусы («Тараканище»).

9. Кроссворд «Тараканище».

10. Математические пазлы (закрепляем счет и знание цифр, называем персонажа и название сказки К. Чуковского)

11. Лото: «Чуковинка» (закрепляет знания детей произведений Чуковского, развивает умение играть в коллективе по правилам).

12. Развивающая игра «Найди по силуэту, назови недостающую деталь» (развивает внимание, закрепляет знание названий посуды и ее частей).

13. Расскажи сказку (по иллюстрации)

14. Реши ребусы по сказке «Муха Цокотуха».

15. Кроссворд «Самовар» по сказке Муха Цокотуха.

16. Разрезные картинки «Чаепитие»

17. Игра на развитие внимания  «Найди пару»

18. Реши ребусы (Краденое солнце).

19. Реши ребусы (Мойдодыр).

20. Домино: «Мойдодыр» (закрепляет знания средств гигиены и персонажей сказки, развивает внимание и умение играть по правилам в коллективе).

21. Игра «Веселый поезд» с персонажами сказок Чуковского.

Развивает умение определять количество слогов в слове,

закрепляет знание персонажей сказок.

22. картинки «Расскажи сказку». Про Митю и Муру.

23. Веселые раскраски

24. Соедини по точкам

25. Загадки

26. Игра «Хороший и плохой» персонаж сказки К. Чуковского.

Лепбук «Ребятам о зверятах»

был создан в процессе проектной деятельности по ознакомлению детей с творчеством Евгения Чарушина. Евгений Чарушин  любил природу, животных, особенно детенышей животных.

Знакомство детей с творчеством Евгения Чарушина, его рассказами, иллюстрациями  позволяет не только воспитывать внимательного слушателя, развивать интерес к художественной литературе и искусству, но и  помогает воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать нравственные и патриотические чувства ребенка. А материалы, собранные в «ЛЭПБУКЕ» помогают педагогу вести работу по всем образовательным областям.

Чтение, рассматривание картин, рассказывание и пересказы, продуктивные виды деятельности, театрализация и игры были направлены на данную тематику. Выставка детских рисунков, встреча с внучкой писателя художницей Натальей Никитичной Чарушиной. Дети и родители с удовольствием принимали участие в работе по проекту.  Вместе с родителями собрали маленькую библиотеку книг Чарушина. Альбом о жизни и творчестве Евгения Чарушина. Викторины и загадки о животных. Создали игры на закрепление знаний детей. Все свои наработки мы собрали в лэпбуке, которые обобщили знания детей и обогатили развивающую среду группы.

Дидактическое пособие

предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Цель пособия: развитие познавательных и коммуникативных способностей детей посредством совместного создания пособия, выполнения развивающих заданий и игр.

Задачи:

1. Закрепить представления детей о творчестве писателя.

2. Развивать у детей мышление, речь, воображение, память.

3. Развивать у детей интерес к художественной литературе.

4. Развивать у детей желание выполнять совместные игровые задания.

Содержание:

В нашей интерактивной папке «Ребятам о зверятах»

1. Альбом «Евгений Чарушин» (первоначальные  сведения о жизни и творчестве писателя и художника-иллюстратора Евгения Чарушина).

2. Книжки–малышки с рассказами писателя и художника-иллюстратора.

3. Альбом «Загадки» о животных»

4. Театр оригами «Теремок»:

-Книга Е. Чарушина «Теремок».

- Книжка-раскладушка с декорациями к сказке.

- Фигурки животных для театра.

5. Литературная викторина по произведениям писателя и художника «Ребятам о зверятах»

Игры с репродукциями иллюстраций художника:

6. Развивающая игра «Почини книжку»

7. Лото д/и «Чарушинские рассказы»

8. Развивающая игра «Найди и назови»

Игры и пособия для закрепления знаний детей о диких и домашних животных.

9. Дидактическая игра «Найди пары» (животное и его след)

10. Схемы «Пищевые цепочки»

11. Алгоритм рассказывания о животных

12. Развивающая игра «Следопыт»

13. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Занимательный материал для развития мелкой моторики, закрепления знаний детей «Занимательные листочки»

14. Веселая азбука

15. Прописи

16. Головоломки

В заключение хотелось бы отметить, что в нашей маленькой книжке – раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

С  педагогической точки зрения:

1. Лэпбук помог организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Стал отличным способом для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научился самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Создание лэпбука стало одним из видов совместной деятельности, формой представления итогов проекта тематической недели.

5. Лэпбук стал содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.

6. Лэпбук  помог привлечь родителей к совместной деятельности по теме, стал как бы особым видом детско-родительского проекта.

IMG_20161206_082634.jpg

Литература:

1. https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

2. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Презентация "Круги Луллия как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Круги Луллия» - это простая дидактическая игра, позитивно воздействующая на мозговую деятельность детей....

«Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

laquo;Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС...

Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Cистема работы по художественному конструированию будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей...

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...

Статья "Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способност...