"Игры с песком и водой."
план-конспект занятия на тему

Рахматуллина Ольга Ивановна

Дидактические игры с песком и водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_i_vodoy.docx91.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\игры с песком и вовой.jpg

С  раннего возраста дети играют в песочнице – это первая их созидательная деятельность, позволяющая проявить фантазию, творчество и выдумку.
Однако, игры в песочнице не отличаются разнообразием. Мальчики – увлечены строительством дорог, девочки пекут пирожки и торты. На самом деле, песок можно использовать более эффективно в образовательных целях с использованием интересных видов деятельности.
Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Мы предлагаем Вашему вниманию формы работы по организации игр с песком, которые можно использовать в любое время года на улице и дома
Для игр с песком дома, его перед началом работы, необходимо просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Песка должно быть достаточно много, поэтому после такой обработки мы его насыпаем в объёмный ящик, в котором будет удобно играть ребёнку.
В начале проведём массаж рук ребенка. При этом мы используем не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же и самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки, массажного шарика, карандаша с гранями и прочих приспособлений. Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.
В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п. Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.
В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.
Предложите детям «поздороваться» с песком, положить ладони на песок. Затем сделать дорожку, пройти пальчиками, дотронуться до песка поочерёдно пальчиками правой руки, затем левой.
Так же можно предложить ребёнку сжать кулачками песок, дотрагиваться до песка внутренней и тыльной стороной ладони, перетереть песок между пальцами и ладонями. А далее можно рассказать сказку или историю.

"Печем куличики"
представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами).
Ход игры. Для того, что бы вызвать у ребенка первоначальный интерес, расскажите малышу историю о том, как вы любили играть в песок в детстве.
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы, попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый.
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?
"Спрячь игрушки"
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).
Сказка "Три медведя"
Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.
Нам понадобятся: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.
Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.
В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не
только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.

«ДОЙДИ ПО ДОРОЖКЕ».
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.
Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы (пуговицы, камешки, косточки).
Ход игры:
1 вариант.
На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах стоят маленькие игрушки. Взрослый предлагает найти нужную игрушку (начинаем с первого нижнего квадрата) – пять шагов вверх, три шага вправо и т.д. Так ребёнок доходит до игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания взрослому.
2 вариант.
Один ребёнок закрывает глаза, другой в каком-нибудь квадрате в песок зарывает что-то интересное (пуговицу) и так же руководит действиями другого ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок найдёт в песке спрятанный сюрприз.
 «УГАДАЙ, ГДЕ СПРЯТАНО?»
Цель: учим ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет.
Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки.
Ход игры:
1 вариант. У ребёнка мелкие игрушки. Взрослый предлагает поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы.
В: Маша, где стоит твоя игрушка? (в середине)
В: слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в нижний правый угол. Посмотри глазками, с кем он там встретиться? (со львёнком), молодец, покажи ему дорогу – ребёнок берёт игрушку и «идёт».
Предложить ребёнку самому придумать, куда пойдёт игрушка. Необходимо следит за речью ребёнка – отвечает полным ответом, правильно определяет место игрушки.
2 вариант. Разноцветные пуговицы или другие предметы, ребёнок закрывает глаза, вы прячете пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза, ему говорят: я спрятал пуговицу в квадрат в верхнем левом углу, угадай, где спрятано? Ребёнок ищет. Или говорим: в правый нижний квадрат нужно положить все треугольные пуговицы. (Все, у кого такие пуговицы, кладут их в указанное место). В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).

ПЕСОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ.
Цель: доставить ребёнку тактильное удовольствие, обучать переводу тактильных ощущений в знаки.
Материал: песочница с песком.
Ход игры.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, получив «сообщение», должен нарисовать фигуру палочкой на песке.
Можно разбить детей на две команды. Тогда взрослый посылает «сообщение» то одной, то

Дидактическое упражнение «ВЕСЁЛЫЕ РАСКОПКИ».
Цель: активизировать социально – эмоциональный опыт ребёнка путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.
Ход игры:
Взрослый заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т.д. дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры ребёнок получает знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т.д.), закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т.д.

«ВЕРТИКАЛЬ–ГОРИЗОНТАЛЬ».

Цель: учить ориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ.
Материал: песочница с песком, мелкие предметы (камушки, кисточки) и маленькие игрушки.
Ход игры:
Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок), а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавующие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т.д.) В процессе игры закрепляем знания о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек.
Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – кладём на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим ёлочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим ребёнка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия.
Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т.д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.
В процессе такой игры развиваем речь, закрепляем знания об окружающем мире, развиваем внимание и мышление.

Дидактическая игра


«УЗОР В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЕ».
Цель: ориентировка на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развитие мелкой моторики рук.
Материал: песочница, рамки геом. фигур, камешки, пуговицы, ракушки и т.д.
Ход игры:
Ребёнок выбирает рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляют узор на песке. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету и т.д.
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Цель: учить находить по описанию местонахождение игрушки, повторять название цвета и геометрической фигуры.
Материал: цветные рамки из геометрических фигур, мелкие игрушки.
Ход игры;
Предложить ребёнку угадать, куда спрятана игрушка: не в жёлтом квадрате, не в красном, а между зелёным и красным; не в первом, не в третьем, не в красном и т.д.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.
Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?

Дидактическая игра «ДОМИК ДЛЯ ДРУЗЕЙ».
Цель: ориентировка на плоскости, умение найти или описать где живёт зверёк, используя в речи понятия этаж и квартира.
Материал: домик для игры в песке, мелкие игрушки.
Ход игры:
1 вариант. Взрослый предлагает разместить свои игрушки по квартирам в домике. У каждой игрушки свой адрес – в синем квадрате жёлтый круг, в коричневом квадрате жёлтый прямоугольник и т.д.
2 вариант. Взрослый говорит: 2 этаж, 3 квартира. Ребёнок находит эту квартиру и отвечает: мой адрес в жёлтом квадрате зелёный прямоугольник.
3 вариант. Все игрушки ставятся по квартирам. Взрослый говорит: тот, кто живёт в квартире синий квадрат розовый треугольник, идёт гулять. Ребёнок с этим адресом убирает игрушку.

Дидактическое упражнение «ДОРИСУЙ ФИГУРУ».
Цель: закреплять названия геометрических фигур; закреплять названия цвета фигур; развивать воображение ребёнка; развивать мелкую моторику рук.
Материал: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.
Ход игры:
Взрослый говорит: «Посмотри, сегодня я приготовила для тебя «Чудесный мешочек», а в нём….давайте посмотрим, что там лежит?
Ребёнок запускает руку в мешок, достает по одной геометрической фигуре и отвечает на вопросы:
Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
Какого цвета?
Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура?
Если соединить Евину и твою фигуру, что получится?
Взрослый говорит: «Давайте подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и пальчиком или палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумайте, что ты можешь дорисовать к нашей фигуре и нарисуй.
Ребёнок выполняет задание, достаёт другую фигуру и рисует другой рисунок.
Далее, в самостоятельной игре, ребёнок берёт геометрические фигуры по своему выбору.

Творческие игры:
«Археологи» - предлагается найти в песке развалины старого царства, и затерянного города.
«Архитекторы» - ребёнок создаёт с помощью предметов – фигурок, предметов – заместителей, маркеров – пространства макеты «Царство – государство царя Додона», «Город счастья» (по карте, которую находят в капсуле в песке).
Конструирование сюжетных построек– это процесс, который способствуют формированию коммуникативных компетентностей, умению договариваться и планировать совместные постройки. Темы построек могут быть разнообразными: «Улица города», «Изготовление ландшафтных макетов», «Зоопарк», «Игровая площадка», «Деревья» и т.д..

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь впервые к песку, рассыпанному на подсвеченном стекле, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение.
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает городской стресс, любое напряжение, страхи. Песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять стрессы и внутренние зажимы.
Песок - это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему?. А ответ очень прост: дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот мир в песочнице. А вот возможности ребенка в овладении песочным рисунком и развитии его умственных и творческих способностей с помощью рисования на песке - это наше ноу-хау, которое я внедряю в работу.
Считаю приоритетной целью в своей работе эмоционально – личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала; способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления; исследовательского интереса, познавательной активности.
Все занятия проводятся в форме сказки и игры. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, понимают себя.
Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.
Упражнение «Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.


Упражнение «Бусы для мамы»
Провести линию на песке, а потом «нанизывать» разные по форме или величине геометрические фигуры.
Упражнение «Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву.
В домашних условиях можно вместо песка взять манную крупу или соль. Ребенку нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает развивать мелкую моторику рук, снять напряжение,
 избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний.
Можно придумать множество своих игр, разнообразных сюжетов к этим играм, которые непосредственно понравятся вашим детям и доставят множество удовольствия от общения с вами. Желаем терпения и творческого вдохновения в воспитании и развитии ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Игры с песком и водой

Материал для воспитателей 1-х младших групп.Примерные игры с водой и песком.Развивают дошкольников...

Игры с песком и водой для для младших дошкольников

консультация для родителей с описанием игр с водой и песком...

"Игры с песком и водой детей раннего возраста для родителей"

Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях". "Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами"(Группа раннего возраста) Дети должны жить в мире красоты,игры, ...

Игры с песком и водой

Как интересно организовать игры с песком и водой в летний период на участке...

Игры с песком и водой

Консультация для воспитателей как организовывать игры с песком и водой....

Консультация для родителей на тему: "Игры с песком и водой. Играем крупой"

Вода притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги….Песо...