Анализ творческой деятельности по теме самообразования: «Технология формирования единого педагогического пространства»
учебно-методический материал на тему

Савенкова Светлана Валерьевна

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского сада, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Обновление содержания образования в настоящее время требует от воспитателя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ творческой деятельности по теме самообразования:

«Технология формирования единого педагогического пространства»

В 2010-2013 учебном году.

               Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского сада, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Обновление содержания образования в настоящее время требует от воспитателя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей.

    Одной из важных форм методической работы  является работа над  темой по самообразованию. Проблема преодоления формального подхода в осуществлении этого направления деятельности, который существовал в течение длительного времени, постепенно решается через системно-деятельностный подход к работе над темой, который предполагает планирование и осуществление взаимосвязи всех мер, направленных на внедрение методической темы в практику деятельности воспитателей, и активное взаимодействие всех участников процесса.

В 2010 – 2011 учебном году мною взята  новая тема для самообразования: «Технология формирования единого педагогического пространства».

Изучение данной темы проходило с 2010 – 2013 год ( в 3 этапа)

1 этап – Теоретический          2010-2011 год  -      Комплектование теоретического

 материала;  Диагностика ;  Подборка литературы;  Изучение опыта коллег;   (Приложение №1) 

2 этап – Функционально-деятельный   (внедрение в практику)   2011-2012 год  -   Совершенствование      учебно-воспитательного процесса; Взаимопосещение занятий и  уроков в начальных классах;  Оформление методического материала;  Открытые занятия ; Отслеживание промежуточных результатов; (Приложение №2)

3 этап – Обобщение опыта  -  2012-2013 уч.  год   -   Обновление   содержания образования;  Подведение итогов работы;  Выступление из опыта работы;  Творческий отчет  воспитателя; (Приложение №3)

Актуальность темы:    Изучение этой темы  было  направлено на формирование единого педагогического пространства - обучения и воспитание детей,  качества образования детей и педагогического мастерства воспитателей.
Предметом исследования  -   является процесс формирования определенных знаний и умений детей, повышение уровня воспитанности детей в ходе организации и проведения специальной работы.

Цель работы  - формирование единого педагогического пространства, как основное условие успешного воспитания и  обучения;

Основные задачи   -

  • работать по распространению передового педагогического опыта;
  • продолжить совершенствование занятий, повышение их эффективности, через игру
  • работу по организации учебно-воспитательного процесса строить на диагностической основе;
  • Приведение в систему работы с воспитанниками, имеющими повышенные интеллектуальные способности;

В своей работе по самообразованию выделила направления и  формы реализации темы, составила

план по самообразованию:

-  Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

-  Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

-  Обзор в Интернете информации по образовательным областям;

-  Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий и уроков коллег;

-  Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

-  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

-  Проведение открытых занятий  для анализа со стороны коллег;

-  Изучение и внедрение новых технологий;

-  Общение с коллегами в, детских садах, школе, районе, городе и в Интернете;

 - Работа с родителями;

-  Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

-  Доклады, выступления;

-  Отчёт по проделанной работе;

                                                          

В начале изучения данной темы  провела  у детей  диагностику ЗУН. Результаты были низкие.

Поэтому вся  работа позволила мне обратить особое внимание на проведение занятий и  воспитательных мероприятий с интересом для детей, подойти и заинтересовать каждого индивидуально.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения и воспитания, которая позволила сделать интересным и увлекательным не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательным областям.. Занимательность условного мира игры сделала положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизировала все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры явилось то, что она способствовала использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый ребенком материал проходил через своеобразную практику, вносил разнообразие и интерес в учебно-воспитательный процесс.

  Во всём мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объём информации.    Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения.

 Так  за 2010 – 2013 учебный год дала 7открытых занятий:  

  • Интегрированное занятие в ст.подготовительной группе  по ознакомлению с худ.лит.и развитием речи «Сказки от Любавы» занятие проходило в форме театрализованной деятельности, на нем учили выразительности речи детей, умение вести диалог, приобщение детей к духовным ценностям.
  • Занятие по ПДД в смешанной группе. Занятие проходила в форме  настольного театра, где дети учились не нарушать ПДД, закрепляли знания о знаках дорожного движения, о светофоре и его сигналах.
  • Математическое путешествие по сказке «Золушка» Проходило занятие в форме- путешествие, где дети производили арифметические действия в пределах 10, сравнивали числа расставляя знаки больше, меньше и равно, развивали лог.мышление, воображение.

                           

  • Интегрированное занятие по ФЭМП и конструированию в старшей .подготовительной группе на тему: »Стоит в поле теремок, он не низок не высок »Занятие проходило в форме -игры и путешествия по сказкам. На нем дети закрепляли количественный и порядковый счет в пределах 6 и 10, конструировали домики, способствовали формированию более глубоких и четких представлений о числах, геометрических фигурах.
  • Интегрированное занятие в ст.под.гр. по экологии и рисованию на тему: «Птицы» Занятие проходило в форме беседы, на котором обобщили знания детей о птицах, учили строить высказывания типа рассуждений, закрепили представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий.
  • Интегрированное занятие  по озн. с окр.миром, развитие речи и рисование в ст.под.группе на тему: «В гости к Зимушке» Занятие проходило в форме – путешествия и беседы, на котором  уточнялись знания детей о признаках зимних явлений природы, названий зимних месяцев. Обогащался словарный запас с помощью прилагательных, глаголов, отрабатывалась артикуляция с помощью артикуляционных упражнений, совершенствовалось умение рисовать гуашью.

             

  • Интегрированное занятие  по математике и развитию речи в старшей подготовительной группе на тему: «В гостях у весенних месяцев» Занятие проходило в форме игровых заданий. Где дети закрепляли знания числового ряда в пределах 10, умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, закрепляли знания весенних месяцев и их отличительные признаки, развивали графические навыки.

         

     В начале каждой новой темы проекта для меня важно заинтересовать детей на ее изучение. Добиваюсь этого  различными способами. Это могут быть интересные исторические сведения, беседа (рассказ) о теоретической и практической значимости предстоящей темы и многое другое.  В рамках занятий  осуществляла индивидуальный, дифференцированный подход.

   Проводя диагностику качества ЗУН по всем занятиям  за все три года мы видим, что на начало уч.года  у детей смешанной группы в 2010-2011 уч.г.  результаты были   50% на конец уч.года - 72%, в 2011-2012уч.г. на нач. было53%, на конец-

68%.  В 2012-2013г. на начало было72%, на конец уч.года -94%  Качество ЗУН  у детей с каждым годом   повышается

    При проведении воспитательных  мероприятий  преследовались следующие цели:

  • Через занимательные задания содействовать понятию интереса детей; расширению кругозора
  • Научить применять  знания в нестандартной ситуации.
  • Развивать инициативу детей, находчивость и смекалку.
  • Повысить общий кругозор ребят.

         

 

                        

               

 Провела  ряд воспитательных мероприятий:

  • «Я примерный пешеход»
  • «Масленица»
  • «Выпуск детей в школу»
  •  «День Защитника Отечества»
  • «8марта»
  • «День Матери»
  • «Новый год»
  • «Осенний бал»
  • «День Здоровья»
  • «Нашей Родина сыны нынче прославляются». И т.д.

Все воспитательные мероприятия вызвали большой интерес у детей и родителей, активность детей была высокая.

    В 2011году  получила сертификат за участие в районном заочном конкурсе родительских уголков «Сохраняем здоровье детей». Также в 2011году  была награждена дипломом занявшая 2место в районном  конкурсе среди ДОУ: «Лучшая организация и содержание речевой среды в ДОУ».Участвовала в выставке «Урожай осени», «Творческая мастерская», «Новогодняя игрушка» и т.д. Отправляла через интернет в Москву  своё разработанное занятие на конкурс «Мой лучший урок» где вышла в финал конкурса.

   В 2012г. прошла курсы по повышению квалификации на тему: »Инновационные процессы в образовании» в объеме 72ч.

Делилась своими наработками по данной теме, выступала на заседании МО учителей нач.классов и воспитателей  , на педчасах, на педсовете :

- Формирование психологической готовности детей к обучению в школе: реальность и перспективы;

- Построение развивающей среды в ДОУ;

- Формирование школьной  мотивации будущих первоклассников;

- Кто он проблемный ребенок, как с ним быть?

- Новые технологии в детском саду;

- Как учить ребенка думать?

-Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе;

-Изо деятельность в разновозрастной группе  и т.д.

Также проводила семинар –практикум, викторины и пед.игры  для педагогов и родителей:

- «Хорошая речь слаще меда»;

- «Повышение экологической компетенции педагогов»

- Экологический калейдоскоп;

- Педагогическое мастерство воспитателя;

-  Государственные символы России и т.д.

  С родителями были проведены консультации, родительские собрания, памятки, анкетирование , беседы, папки-раскладушки  по темам:

-Учимся слышать слова и звуки;

- рекомендации по речевому развитию ребенка;

-витамины круглый год;

-воспитание  в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности;

-в каждой семье свои традиции;

- подготовка детей к школе;

- памятки по ПДД, занимаемся с ребенком дома, по черезвыч.ситуациям, поиграй со мной и т.д.

 С детьми изготавливали дид игры: «Ромашка», «Какой, какая, какое»,

 Прятки», «Какая буква выглянула в окошко, «Мнемотаблицы», «Собери птиц» и т.д.

 Оформили альбом загадок  по сказкам,  игровые зоны, макет «Зимушка- Зима» и т.д.

Работая над темой самообразования «Формирование единого педагогического пространства»  сделала вывод, что   тема очень обширная,  чтобы все области затронуть, поэтому я пришла к выводу, что свою тему на новый учебный 2013-2014год надо взять более узкую, и оперируя качествами ЗУН у детей в течении всех этих трёх лет проблемная тема состоит в развитие речи у всех возрастных групп,  из этого следует, что моя   новая тема по самообразованию : « Мнемотехника, как прием обучения связной речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детский сад и семья - единое педагогическое пространство

совершенствование общения педагогов и родителей...

формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"

система взаимодействия дошкольной организации с семьей...

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"...

Работа по формированию единого здоровьесберегающего пространства ДОУ, семьи, социума

Дошкольный возраст - один из наиболее благоприятных периодов в жизни каждого человека. Именно в это время закладываются первые основы о здоровье и здоровьесбережении....

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.Одной из а...