Семейный детский сад- новая форма дошкольного образования.
статья (младшая группа) по теме

Шифанова Светлана Валерьевна

Эссе о специфике работы семейного детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Семейный детский сад – одна из новых форм дошкольного образования, появившаяся по социальному запросу. В отличие от других форм дошкольного образования Семейный детский сад имеет  несколько немаловажных особенностей и главная из них та, что дети получают дошкольное образование в привычной им микросреде, без отрыва от семьи. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.  Семейный детский сад полностью соответствует данной концепции.

     Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения (далее – ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Организуется он  для  семьи, имеющей детей в возрасте до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Подобные семейные детские сады организуются с целью:

  • улучшения жилищных условий семьи (помощь  администрации города в погашении кредита, взятого на строительство нового дома, в одной части которого- проживает семья, в другой- располагается «Семейный детский сад»;
  • предоставления родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  • расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) семьи, который обязательно должен иметь педагогическое образование и стаж работы в педагогическом учреждении.

Организация питания в семейном детском саду, возлагается  на базовый детский сад, из которого по расписанию  пища доставляется в термоконтейнерах  в семейный детский сад. . Источниками формирования финансовых ресурсов являются являются средства бюджета на основе нормативного финансирования из расчета на одного воспитанника. Все продукты должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении.

     Для работы структурного подразделения в штатное расписание добавляются следующие единицы:

       - воспитатель - 1,0 ст.;

       - воспитатель по физкультуре - 0,25 ст.;

       - музыкальный руководитель - 0,25 ст.;

       - старшая медсестра - 0,25 ст.;

       - педагог-психолог - 0,25 ст.;

       - социальный педагог - 0,5 ст.

Воспитатель структурного подразделения имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положением о дошкольном учреждении, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.).

По всем этим должностям  разработаны циклограммы занятости, с учетом особого режима работы структурного подразделения .

    Для СДС был устанавливается  5-дневный режим работы, а также расписание проведения занятий на базе учреждения, включающие в себя музыкальные занятия, занятие по физической культуре в спортивном и тренажерном залах, , игротренинг, занятие по познавательному развитию (для детей до 3-х лет на Монтессори-материале), а также 2 раза в неделю – совместные прогулки.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  • Разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него творческих способностей в разных видах детской деятельности, соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества, обогащение детского развития с использованием новых педагогических технологий;
  • Воспитание у детей ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
  • Актуализация духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства
  • Обеспечение полноценного познавательного развития детей до 7 лет средствами игры, развивающей предметной среды, организованной и самостоятельной деятельности детей;
  • Совершенствование работы по воспитанию эмоциональной культуры и социальному развитию личности;
  • Установление партнерских отношений с семьей по созданию общности интересов;
  • Внедрение  новых эффективных технологии сотрудничества с родителями в практику психолого-педагогического партнерства
  • Социализация  детей, не посещающих дошкольное учреждение, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к поступлению в школу;
  • Приоритет  интересов ребенка и его благополучия.

     Для организации  жизнедеятельности детей в Семейном детском саду в течение дня  разработана следующая схема:

Утро

  • Физкультурно-оздоровительная работа

Водные и воздушные процедуры, утренняя гимнастика

  • Индивидуальная работа
  • Беседы
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Занятия

Развитие речи

Физкультура

Познавательная деятельность

Художественно-творческая деятельность

Коррекционные занятия

  • Прогулка

Наблюдения, эксперименты,

спортивные игры и упражнения, подвижные игры

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Театрализованные игры
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Коррекционные занятия

      Также разработана система поддержки и базового обучения воспитателя Семейного детского сада, которая включает  в себя консультирование, посещение занятий, наставничество. Система выстроена по  точечно-концентрическому принципу, охватывая основные области и линии развития  с точки зрения теоретических принципов и особенностей, подкрепляя их практическими занятиями.

    Социальный педагог, педагог-психолог и старшая медсестра ведут постоянное наблюдение за детьми в домашних условиях для  коррекционной работы по организации зон для детей, количеству и качеству игрушек, соблюдению СанПиН, соблюдению режимных моментов и структуры занятий. Старший воспитатель знакомит  воспитателя семейного детского сада с программой, по которой работает ДОУ, объясняет структуру занятия, предлагает  макет планирования воспитательно-образовательной работы. Планирование  работы семейного детского сада все же несколько отличается от общепринятого . Первое время старший воспитатель составляет  план вместе с воспитателем, рассказывает, на что обращать внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Предлагает режим дня, оптимальный для такой группы, знакомит с двигательным режимом, методами закаливания, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, рекомендует  психолого-педагогическую литературу для самообразования. Составляет расписание занятий, группу оснащают  необходимыми пособиями, наглядным и раздаточным материалом.  В дальнейшем воспитатель семейного детского сада направляется  на курсы повышения квалификации.

     Воспитатель семейного детского сада систематически получает консультативную помощь от методической службы, специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, старшего воспитателя, медицинской сестры). С детьми семейного детского сада занимаются следующие специалисты:

     Социальный педагог и педагог-психолог  регулярно посещают группу на дому, где они обращают особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима, анализируют проведение занятий, проверяют документацию воспитателя семейного детского сада.

На  занятиях  используются приемы усложнения программы по возрасту детей и уровню усвоения ими материала. Время занятий определено в соответствии с СанПиН, его структура поделена на 3 этапа (по количеству детей) и традиционно включает в себя организационный момент, теоретическую часть, физкультминутку, практическую часть и игру.

Во время первых занятий с детьми семейного детского сада все специалисты ДОУ отметили, что уровень их развития достаточно высокий, они легко идут на контакт с взрослыми.

     В организации семейного детского сада, несомненно, есть свои плюсы. Дети находятся в семейной обстановке, за ними ухаживает заботливый воспитатель. Она к каждому ребенку находит индивидуальный подход. При этом решается проблема адаптации детей к дошкольному учреждению. Они сразу включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми ДОУ, и всегда рядом с ними их мама.

       Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей. Таким образом, становится реальным получение детьми не узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.

 Между тем при организации семейного детского сада можно столкнуться  с некоторыми трудностями, а именно:

  • отсутствие программы и методических разработок для разновозрастной группы;
  • обеспечение дидактическим и игровым материалами «Семейного детского сада», рекомендованными Департаментом образования  и соответствующим требованиям СанПиН.

     Открывая  семейный детский сад, следует постепенно увеличивать нагрузку на воспитателя  и детей. Необходимо разработать индивидуальное расписание, переходя от простого к сложному, всегда находить время ее выслушать, подбодрить, чтобы воспитатель чувствовала, что она не одна, что ей всегда рады и готовы помочь.

     Еще одна проблема: воспитатель семейного детского сада не всегда может посещать педагогические советы, консультации, открытые просмотры ДОУ, так как ему не с кем оставить детей. Выход из этой ситуации мы видим в гибком расписании посещения специалистов ДОУ (так, во время консультаций для воспитателя  дети структурного подразделения могут заниматься с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и т. Д.).

     Это очень важный момент, ведь, посещая все мероприятия для сотрудников ДОУ, воспитатель быстрее включится в атмосферу детского сада, станет полноправным членом коллектива.

       Осуществлять контроль за работой структурного подразделения тоже очень сложно. Посещать группу на дому каждый день не представляется возможным. Здесь все зависит от воспитателя семейного детского сада, его мотивов, выбранного режима работы, индивидуальных возрастных особенностей детей. И каковы бы не были причины открытия группы – воспитатель делает это для детей, для их развития и благополучия. Однако все виды контроля осуществляются согласно плану воспитательно – образовательной работы на текущий год. Тематический контроль ведется без каких-либо изменений, небольшая коррекция требуется при проведении  оперативного и предупредительного  контроля с учетом специфики функционирования структурного подразделения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы дошкольного образования Семейный детский сад

Новые формы дошкольного образованияСемейный детский сад...

Новые формы дошкольного образования

Реализация новых форм дошкольного образования.Стажировочные площадкиРеализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие...

Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Мой садик дома"

Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)Приказ ДО г.Москвы о...

Реализация новых форм дошкольного образования. Стажировочная площадка "Ребёнок и мир: формирование безопасного поведения"

Стажировочные площадкиРеализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование...

Новые формы дошкольного образования. Группа кратковременного пребывания (ГКП)

Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)Приказ ДО г.Москвы о...

Новые формы дошкольного образования

Реализация новых форм дошкольного образования.             Стажировочные площадки Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Госу...

Новые формы дошкольного образования. Группа кратковременного пребывания(ГКП)

Новые формы дошкольного образования. Группа кратковременного пребывания (ГКП) Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 20...