Картотека игр по мелкой моторике
картотека на тему

Полищук Юлия Александровна

все возрастные группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_mladshaya_gruppa.doc43 КБ
Microsoft Office document icon 2_mladshaya_gruppa.doc41 КБ
Microsoft Office document icon srednyaya_gruppa.doc53 КБ
Microsoft Office document icon starshaya.doc42 КБ
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                     1 младшая

                             «Спрячь крышку в домик»

                                 (2-3 лет)                                  

Дидактическая задача: закреплять умение соотносить однородные предметы по цвету.

Материал: крышки четырех цветов, коробка с домиками четырех цветов, чудесный мешочек.

 

                                         Ход игры

Младший возраст. Воспитатель показывает детям коробку с изображенными домиками (красного, синего, жёлтого, зелёного цвета) и чудесный мешочек. Дети достают из мешочка крышку. Воспитатель предлагает ребёнку спрятать крышку в домике такого же цвета.

                                 1 младшая

«Пальчиковый сухой бассейн»

(2-3лет)

Дидактическая задача: формирование основных сенсорных эталонов, форма, величина, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материал: капсулы от киндер – сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термоплёнкой для пасхальных яиц), пластиковый глубокий контейнер, игрушки от киндер – сюрприза.

                                                     Ход игры

Младший возраст: Дети с вместе с воспитателем ищут в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки.

                                      1 младшая

                               «Дёрни за верёвочку»

 (2-3 лет)

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику, хватательные движения, внимание, закрепление знания о цветах и геометрических фигурах.

                                       Ход игры

Младший возраст: с игрушкой дети могут играть не только вместе со взрослым, но и самостоятельно. Очень хорошо её использовать в адаптационный период при утреннем приёме детей в группу, они отвлекаются и успокаиваются, получив в руки такую забавную и яркую игрушку.

                                                 1 младшая

 «Чудесные дорожки»

 (2-3 лет)

Дидактическая задача: развитие мелкой моторики и умение сосредоточиться.

Материал: листы бумаги формата А4. Наклейки, файлы, маркер, линейка.

                                              Ход игры

Младший возраст: Воспитатель предлагает детям провести пальчиком по линии вперёд и назад.

Средний и старший возраст: Можно усложнить задание предложить детям перерисовать ту или иную дорожки.


                                          1 младшая

                                           

                             «Весёлые прищепки»

 С 2х лет

Дидактическая задача: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, творческих способностей и логического мышления ребёнка, учить детей подбирать нужные прищепки подходящего цвета.

Материал: разноцветные прищепки, картинки заяц, ежик, солнышко, морковка, цветок.

                                       

                                          Ход игры

Младший возраст: Воспитатель предлагает детям сначала прищеплять прищепки по образцу, а потом самостоятельно, выполняя при этом задания «Сделай хвостик морковке», «Сделай колючки ёжику», «Сделай ушки и хвостик зайчику», «Сделай лепестки цветочку».

Средний возраст: В более усложнённом варианте воспитатель предлагает ребёнку догадаться, чего не хватает у зайчика и доделать ему (ушки, хвостик)

                                             1 младшая

                                               «Наряди солнышко»

С 1,5 лет

Дидактическая задача: развитие координации движений, закрепление знания о цветах, развитие логического мышления и творческих способностей.

Материал: солнышко, косички (полосочки), бантики.

                                              Ход игры

Младший возраст: воспитатель предлагает детям разложить вокруг солнышка косички(полосочки), а к ним бантики. Сначала 4 основных цвета. Постепенно игру усложнять, добавляя количество косичек и бантиков, а также вводить оттенки цветов.

Для 1 младшей группы

Экология

Математика

Развитие речи

Конструирование

Сенсорика

Физическая культура

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Цветик семицветик»

«Угадай, чей хвост и кто что ест»                                    «Лото»                        

 «Елочка»                               «Рукавички»              

 Смайлики

«Спрячь  крышку  в  домике»

«Накорми птенца»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Воздушные шары»

«Дёрни за верёвочку»

«Нарядим солнышко»

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Лото»

«Рыбалка»

«Елочка»

«Рукавички»

ВЕЛЬкрошка

Смайлики

«Спрячь  крышку  в  домике»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Воздушные шары»

«Дёрни за верёвочку»

«Нарядим солнышко»

Искалочки

«Чудесные дорожки»

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

«Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Цветик семицветик»

«Угадай, чей хвост и кто что ест»

«Курочка ряба»

«Елочка»

«Рукавички»

«Воздушные шары»

«Нарядим солнышко»

« Волшебные прищепки»

ВЕЛЬкрошка

«Накорми птенца»

«Спряч  крышку  в  домике»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Воздушные шары»

«Дёрни за верёвочку»

«Нарядим солнышко»

Искалочки

«Волшебные прищепки»

«Лото»

«Накорми птенца»



Предварительный просмотр:

Для 2 младшей группы

Экология

Математика

Развитие речи

Конструирование

Сенсорика

Физическая                                   культура

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Цветик семицветик»

«Угадай, чей хвост и кто что ест»                         «Елочка»                  «Рукавички»                  Смайлики

«Накорми птенца»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Воздушные шары»

«Дёрни за верёвочку»

«Нарядим солнышко»

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Лото»

«Рыбалка»

«Елочка»

«Рукавички»

ВЕЛЬкрошка               «Модель времени»  «Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»                       «Тир»                 Смайлики

«Спряч  крышку  в  домике»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Воздушные шары»

«Дёрни за верёвочку»

«Нарядим солнышко»

Искалочки

«Чудесные дорожки»                    « Волшебные прищепки» «Угадай, что в мешочке» «Гриб боровик»                         « Дары осени»                 «Маленький ёжик»         «Новогодняя ёлка»                               «Модель времени»              «Цветик семицветик»     «Угадай, чей хвост и кто что ест»                                       «Курочка ряба»                   «Елочка»                        «Рукавички»                          «Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»                  Смайлики

«Воздушные шары»

«Нарядим солнышко»

« Волшебные прищепки»

 «Елочка»

ВЕЛЬкрошка       Шнуровальный планшет

«Накорми птенца»

«Спряч  крышку  в  домике»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Воздушные шары»

«Дёрни за верёвочку»

«Нарядим солнышко»

Искалочки

«Волшебные прищепки»

«Лото»

«Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»

«Накорми птенца»

«Тир»

2 младшая

«Волшебные прищепки»

(2-5 лет)

Цель: Учить детей различать предметы по величине и цвету. Развивать сенсорные навыки и мелкую моторику рук. Воспитывать уважение и бережное отношение к труду взрослых. Уметь играть совместно со сверстниками.

Ход игры:

 Дети берут предметы : тучку, солнышко, ёлочку, ежа и т.д. и подбирают по цвету к предметам прищепки.

2 младшая

 

«Угадай, что в мешочке»

(3-7 лет)

Цель: Тренировка разгибания и сгибания пальцев, определение предмета на ощупь. Учить запоминать названия семян деревьев и плодов ( каштан, жёлудь, шишка и т.д..) , воспитывать любовь к природе. Развиваем мелкую моторику рук.

Ход игры:

 

В непрозрачный  мешочек кладём семена или плоды деревьев. Предварительно обговорив и показав детям эти семена и плод. Дети должны на ощупь определить, что это за семечко или плод.

2 младшая

«Гриб боровик»,« Дары осени»,

          «Маленький ёжик, четвероножек

          По лесу идёт, песенку поёт»,

         «Новогодняя ёлка».

(3-7 лет)

Цель:  Усвоение навыков одевания, развивать координацию движения, ориентировка в пространстве, закреплять названия овощей и фруктов, воспитывать любовь к природе, учиться беречь её.

Ход игры: 

Брать объёмный предмет (ёлка, ёж, корзина, гриб) и шнуровать разноцветными шнурками к ним овощи, фрукты, игрушки.

2 младшая

«Цветик семицветик»

(2-5 лет)

Цель: Учить детей выполнять различные задания, стараться выполнять их  самостоятельно. Воспитывать координацию движений, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

 

На столе у детей лежит цветок с лепестками, на каждом лепестке задание: лепесток с молнией, пуговицей, кнопками, липучками, шнуровками, крючками, дети должны всё расстегнуть и застегнуть самостоятельно.

2 младшая

 «Лото»

(2-7 лет)

Цель: Учить детей различать предметы по величине и цвету. Развивать сенсорные навыки и мелкую моторику рук. Воспитывать уважение и бережное отношение к труду взрослых. Уметь играть совместно со сверстниками. Закрепляем умение различать предмет по цвету и форме. Развивать концентрацию внимания.

Ход игры: 

Даются детям разноцветные карточки, на каждой карточке по 6 разноцветных кружочков, на них нужно выложить такого же цвета крышечки и даются разноцветные шнурки, на них нужно нанизать такого же цвета крышечки.

2 младшая

«Тир»

(3-7 лет)

Цель: Развивать координацию и скорость движения крупных и мелких мышечных групп, мелкую моторику рук. Формировать навыки различного метания меча. Определять цвет и форму.

Ход игры:

 Разноцветные мягкие мячи прикреплённые к разноцветным шнуркам. Дети должны попасть мячиком в цель не выронив при этом шнурка.

КАРТОТЕКА

игр по мелкой моторике

для 2 младшей группы

КАРТОТЕКА

игр по мелкой моторике

для 1 младшей группы



Предварительный просмотр:

Экология

Математика

Развитие речи

Конструирование

Сенсорика

Физическая культура

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Цветик семицветик»

«Угадай, чей хвост и кто что ест»   «Елочка» «Рукавички» Смайлики «Волшебная шкатулочка»            «Лото»                       Игры с крупами

«Накорми птенца»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Дёрни за верёвочку»

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Лото»

«Рыбалка»

«Елочка»

«Рукавички»

ВЕЛЬкрошка «Модель времени»  «Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»         «Тир»             «Модель времени»                     «Волшебная шкатулочка»   «Умные пуговицы» «Бусы»                Смайлики               Игры с крупами     Нарисуй-ка

«Спряч  крышку  в  домике»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Дёрни за верёвочку»

 « Волшебные прищепки»     «Угадай, что в мешочке»            «Гриб боровик» « Дары осени» «Маленький ёжик» «Новогодняя ёлка» «Модель времени»  «Цветик семицветик» «Угадай,   чей хвост и кто что ест»   «Курочка ряба» «Елочка»  «Рукавички» «Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки» «Волшебная шкатулочка» «Вышивальщицы» «Умные пуговицы»          Смайлики              Игры с крупами      Нарисуй-ка

«Воздушные шары»

«Нарядим солнышко»

« Волшебные прищепки»

 «Елочка»

ВЕЛЬкрошка           «Умные пуговицы»    Шнуровальный планшет                Плетение                  Шнуровки

«Накорми птенца»

«Спряч  крышку  в  домике»

«Пальчиковый сухой бассейн»

«Воздушные шары»

«Дёрни за верёвочку»

«Нарядим солнышко»

Искалочки

«Волшебные прищепки»

«Лото»

«Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»        «Бусы»                  Игры с крупами

«Накорми птенца»

«Тир»

КАРТОТЕКА

игр по мелкой моторике

для средней группы

средняя

«Накорми птенца»

(2-7 лет)

Дидактическая задача: закреплять представления о цветовой гамме и её оттенках, обучать метанию в цель, побуждать упражняться в счёте, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

Ход игры:

Вариант1. Детям двух-трех лет предлагают накормить «птичку» - «зёрнышко» должно быть того же цвета, что и «птичка».

Вариант2.Дети четырёх-пяти лет могут метать крышки в птичек, сидя на ковре (модуль на расстоянии длины ног, модуль у ног играющего), стоя на коленях и т. п.

Вариант3. Дети шести-семи лет мечут крышки в модуль с расстояния до 1 метра — то правой, то левой рукой, соревнуясь друг с другом, можно на время (цвет крышек роли не играет).

средняя

«Модель времени»

(3-7 лет)

Дидактическая задача: формировать представление детей о временных промежутках: утро, день, вечер, ночь; неделя — семь дней.

Материал: крышки с дырочками четырёх цветов, шнур, разделитель.

Ход игры:

Младший возраст. Дети вместе с воспитателем нанизывают на шнур в определённой последовательности части суток — цветные крышки (жёлтая — утро, красная — день, синяя — вечер, чёрная — ночь).

Средний возраст. Дети ежедневно самостоятельно нанизывают на шнур цветные крышки (с заранее просверленными дырками), обозначающие части суток, дни недели (между ними — разделяющие детали).

Старший возраст. Дети делают недельные цепочки, используя цветовые обозначения частей суток, при этом они самостоятельно выбирают первое звено последовательности: день-вечер-ночь-утро-день и т. д.

средняя

«Сухой аквариум»

(2-7 лет)

Дидактическая задача: снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, профилактика плоскостопия.

Материал: набор разных по цвету, размеру и форме крышек в пластмассовом тазу.

Ход игры:

Вариант1. «Купание» рук в сухом аквариуме, погружение в крышки кистей, рук по локоть, по плечу, шуршание крышками.

Вариант2. Рассыпать крышки по ковру (столу, полу), ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

  • Какого цвета крышки?
  • Крышек какого цвета больше?
  • Разложить крышки по цвету (размеру, форме).
  • Кто быстрее соберёт в тазик крышки того или иного цвета (размера, формы).
  • Посчитать крышки того или иного цвета (размера, формы).

Вариант3.  Детям предлагают рассыпать крышки и собрать, снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.

Вариант4. Воспитатель рассыпает на ковре крышки и предлагает детям собрать их пальцами ног.

средняя

Тренажёры для рук (массаж рук) и ног (профилактика плоскостопия)

Из колец на горловине пластиковых бутылок делается массажёр и катаем между ладонями, произнося слова:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Начинаем счет опять:

Один, два, три, четыре, пять,

 Вот и кончили считать.

средняя

 «Угадай, чей хвост и кто что ест».

(3-7 лет)

Дидактические задачи:  закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты и мордочки) и хвостов, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (разделены по секторам) с одной стороны и названия животных с другой стороны.

Ход игры:

Младший возраст.  Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.                                                                          Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство  со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д. Затем предложить детям  покормить животных. Дети поочерёдно находят, то что кушают животные и прищепками соединяют.                                            Старший возраст.  Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д. Дети читают слово на секторах круга и находят соответствующих животных, соединяют их прищепками.

средняя

Шнуровки

«Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»

(3-7лет)

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; обучение способам переплетения и завязывания шнурков.

Материал: картонные листы с пробитыми в них дырками; шнурки.

Ход: Взрослый уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки. Взрослый показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил, он приступает к самостоятельной работе. Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии. В конце каждой линии ребенок должен завязывать шнурок.

средняя

Дидактическая игра "Волшебная шкатулочка"  

(от 4 до 7 лет)

Цель: игра развивает мелкую моторику рук, мышление, память и творчество; игра помогает закрепить знания цифр и букв.
Материал: пуговицы и бусинки разной величины, орешки от разных фруктов, скрепки, счетные палочки, скорлупу от орех и ракушки, камушки, нарезанные палочки от старых фломастеров, шнурочки (наполнить можно любым материалом на ваше усмотрение).  

Ход игры:

1-ый вариант игры - "Собери красивые бусы". По желанию дети набирают разный материал и нанизывают их на шнуровку, собирая тем самым бусы.
2-ой вариант - "Напиши цифры..." - Воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложит цифру из любого материала, который он выберет.
3-ий вариант - "Напиши букву..." - Ребенок выкладывает букву.
4-ый вариант - "Выложи предмет" - По просьбе взрослого ребенок выкладывает, например дом (материал выбирает сам ребенок), затем солнышко и т.д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка).

средняя

  1. Многофункциональное дидактическое пособие «Рыбалка», «Курочка ряба», «Елочка», «Рукавички» (2-4 лет)

Цель:

1.Развитие у детей воображение, памяти, образного мышления.

2. Формирование умения следовать поставленной задаче, не отвлекаясь

при её выполнении.

3. Обогащение  опыта детей в действиях с предметами.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

1.Учить подбирать предметы ориентируясь на цвет, форму по показу и по словесному обозначению.

2.Учить располагать предмет в пространстве относительно других  предметов.

3.Составлять различные композиции из  фигур.

КАРТОТЕКА

игр по мелкой моторике

для старшей группы



Предварительный просмотр:

старшая

детский развивающий конструктор «Велькрошка»

(2-7 лет)

Дидактическая задача: развитие мелкой моторики рук, ориентировка в пространстве, знакомство с цветами и оттенками.

Материал: цветные полоски  «велкро»

Ход игры:

Вариант 1. Возьмите 5 двойных полосок разных цветов,разъедините их,соблюдая цветовое  соответствие. Когда это задание станет слишком легким,увеличьте количество полосок,добавив по нескольку полосок одинакового цвета. Так малышу придется подбирать половинки не только по цвету,но и по свойствам,ведь полоски липучки имеют две стороны-пушистую и «репьистую»,а сочетаются друг с другом только разные. У малышей осязание очень развито,поэтому им  доставляет огромное удовольствие такое тактильное разнообразие.

Вариант 2  Соедините  полоски друг с другом в произвольном порядке и попросите малыша навести порядок-разъединить неправильно соединенные полоски,а затем соединить друг с другом полоски одинаковых цветов. Разъединение  полосок  липучки доставляет детям радость и заменяет популярное упражнение для малышей разрывание  листов бумаги.

Вариант 3 Когда ребёнок разберётся с парными полосками-научится разъединять и соединять их,можно усложнить задачу. Попросите малыша соединить все полоски одного цвета концами в длинную линию,чередуя пушистые и «репьистые» детали.

старшая

Шнуровальный планшет

(3-7 лет)

Дидактическая задача: развитие мелкой моторики рук,пространственного  мышления,памяти,воображения.

Материал: планшет с дырочками ,8 шнурков.

Ход игры:

Вышнуровывание  на плоскости контурные изображения различной тематики и степени сложности. По сути шнуровальный планшет это полноценный конструктор,возможности которого неисчерпаемы.

Для создания сюжетных контурных рисунков можно использовать два различных приёма закрепления шнурка.

Стежки,соединяющие два отверстия,находящихся на любом расстоянии друг от друга. Этот  привычный прием позволяет создавать только прямые линии.

Закрепление одного шнурка на поверхности планшета с помощью другого. Закрепляющий шнурок продевается в отверстие,обхватывает закрепляемый и снова продевается в то же самое отверстие(так шьёт швейная машинка).Этот приём позволяет создавать не только прямые,но и изогнутые линии,что значительно расширяет возможности для творчества.

Несмотря на простоту приёмов,возможности шнуровального планшета очень велики и разнообразны. С помощью шнурков можно вшивать растения,животных, предметы, технику,архитектурные сооружения и многое другое.

Внимание!Не оставляйте ребёнка младше 3х лет со шнурками от планшета без присмотра,чтобы  он не запутался в них и не проглотил.

старшая

«Паутинка»

         (5-7 лет)          

Цель игры:развитие мелкой моторики рук,мышления,памяти ,воображения.

Ход игры:

Из резиночек на специальном  планшете  дети создают геометрические фигуры и из них складываются различные образы

старшая

«Смайлики»

(2-7 лет)

Цель игры:развитие мелкой моторики рук

Ход игры:

Дети кормят «смайликов» фасолью,чечевицей и т.д

старшая

«Сухой бассейн»

(2-7 лет)

Цель игры:развитие мелкой моторики рук

Ход игры:

Дети в специальном бассейне состоящий из крышечек и пуговиц  ищут мелкие предметы и отгадывают на ощупь

старшая

«Умные пуговицы»

(4-7 лет)

Цель игры:развитие мелкой моторики рук,развитие памяти

Ход игры:

Дети должны запомнить порядок расположения пуговиц и их количество, которое  покажет взрослый

Для старшей  группы

Экология

Математика

Развитие речи

Конструирование

ИЗО                              Ручной труд

Физическая культура

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Цветик семицветик»

«Угадай, чей хвост и кто что ест»   «Елочка» «Рукавички» Смайлики «Волшебная шкатулочка»            «Лото»                  Игры с крупами

«Накорми птенца»

«Пальчиковый сухой бассейн»

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»

«Лото»

«Рыбалка»

«Елочка»

«Рукавички»

ВЕЛЬкрошка        «Модель времени»  «Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»               «Тир»                    «Модель времени»                     «Волшебная шкатулочка»   «Умные пуговицы» «Бусы»                         «Паутинка»                 Игры с крупами         Нарисуй-ка            Смайлики

«Пальчиковый сухой бассейн»

 « Волшебные прищепки»     «Угадай, что в мешочке»            «Гриб боровик»                  « Дары осени»  «Маленький ёжик» «Новогодняя ёлка» «Модель времени»  «Цветик семицветик» «Угадай,   чей хвост и кто что ест»                  «Курочка ряба»     «Елочка»          «Рукавички»            «Пришей пуговицу» «Укрась браслет», «Сапожки»      «Волшебная шкатулочка» «Вышивальщицы» «Умные пуговицы»      «Паутинка»              Смайлики                      «Бусы»                          Игры с крупами             Нарисуй-ка

« Волшебные прищепки»

 «Елочка»

ВЕЛЬкрошка           «Умные пуговицы»       Шнуровки         «Волшебная шкатулочка»               Шнуровальный планшет  «Паутинка»             «Плетение»           «Вышивальщицы»        Игры с крупами

«Волшебные прищепки»

«Лото»

«Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»        «Бусы»               «Плетение»       «Вышивальщицы»     Игры с крупами      Нарисуй-ка

«Накорми птенца»

«Тир»



Предварительный просмотр:

подготовительная

«Вышивальщицы»

(6-7 лет)

Дидактическая задача: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.

Материал: в шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.

Ход игры:

 Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок, продевая иглу то вверх, то вниз.

подготовительная

«Бусы»

(4-7 лет)

Дидактическая задача: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Материал: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.

Ход игры:

 Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.

 После этого ребёнок приступает к созданию бус.

подготовительная

«Шнуровки»

 (4-7 лет)

Дидактическая задача: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; обучение способам переплетения и завязывания шнурков.

Материал: картонные листы с пробитыми в них дырками; шнурки.

Ход игры: 

Воспитатель уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки. Преподаватель показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил, он приступает к самостоятельной работе. Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии. В конце каждой линии ребенок должен завязывать шнурок

подготовительная

Дидактическая игра с крупами.

(4-7 лет)

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы).

Ход игры:

Вариант 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.

Вариант 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.

Вариант 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д. Вариант 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.

Вариант 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

Вариант 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

подготовительная

 «Нарисуй-ка»

(4-7 лет)

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость.

Материал: емкость с крупой (манка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой.

Ход игры:

Вариант 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.

Вариант 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.

Вариант 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте).

КАРТОТЕКА

игр по мелкой моторике

для подготовительной группы

Для подготовительной  группы

Экология

Математика

Развитие речи

Конструирование

ИЗО                              Ручной труд

Физическая культура

« Волшебные прищепки»

«Угадай, что в мешочке»

«Гриб боровик»

 « Дары осени»

 «Маленький ёжик»

 «Новогодняя ёлка»  «Угадай, чей хвост и кто что ест»    «Елочка»  «Рукавички» Смайлики  «Волшебная шкатулочка»            «Лото»                            Игры с крупами

«Накорми птенца»                                   « Волшебные прищепки» «Угадай, что в мешочке» «Гриб боровик»                 « Дары осени» «Маленький ёжик» «Новогодняя ёлка» «Лото»      «Тир»                       «Рыбалка»    «Елочка»                                «Рукавички»           ВЕЛЬкрошка         «Модель времени»  «Пришей пуговицу» «Укрась браслет» «Сапожки»      «Бусы»                                        «Модель времени»                     «Волшебная шкатулочка»   «Умные пуговицы»                          «Паутинка»                 Игры с крупами         Нарисуй-ка            Смайлики

«Пальчиковый сухой бассейн»

 « Волшебные прищепки»     «Угадай, что в мешочке»            «Гриб боровик»                       « Дары осени»       «Маленький ёжик» «Новогодняя ёлка»      «Модель времени»                      «Угадай,   чей хвост и кто что ест»                                    «Курочка ряба»                «Елочка»                      «Рукавички»                       «Пришей пуговицу»            «Укрась браслет»           «Сапожки»                      «Волшебная шкатулочка» «Вышивальщицы»                «Умные пуговицы»      «Паутинка»               Смайлики                      «Бусы»                                        Игры с крупами             Нарисуй-ка

« Волшебные прищепки»

 «Елочка»

ВЕЛЬкрошка           «Умные пуговицы»       Шнуровки         «Волшебная шкатулочка»               Шнуровальный планшет  «Паутинка»             «Плетение»           «Вышивальщицы»        Игры с крупами

«Волшебные прищепки»

«Лото»

«Пришей пуговицу», «Укрась браслет», «Сапожки»        «Бусы»               «Плетение»       «Вышивальщицы»     Игры с крупами      Нарисуй-ка

«Накорми птенца»

«Тир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений развития мелкой моторики в старшей логопедической группе

картотека разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС в старшей логопедической группе. Предназначена для воспитателей, студентов, родителей, учителей-логопедов....

картотека по развитию мелкой моторики рук детей "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по мелкой моторике

Игры на развитие мелкой моторики способствуют развитию речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей детей....

Картотека для развития мелкой моторики руки

Игры развивают пальцы рук и координацию движений...

Картотека для развития мелкой моторики часть 1

Картотека для развития мелкой моторики часть 1...

Картотека игр, развитие мелкой моторики

Картотека игр для развития эмоционально-волевой сферы...

картотека на развитие мелкой моторики

картотека на развитие мелкой моторики младшая группа...