занятие - развлечение по народному творчеству "Роль национальной культуры в эстетическом воспитании"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лазарева Елена Дмитриевна

Занятие-развлечение по народному творчеству для детей подготовительной группы. Рекомендуется для закрепления с детьми материала по народно-прикладному искусству, как одним из видов национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.

Программное содержание.

  1. Воспитывать любовь к прекрасному.
  2. Закрепить знания детей о хохломской, гжельской, городецкой и жостовской росписи.
  3. Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством как одним из видов национальной культуры.
  4. Закреплять умение работать всей кистью и её концом, правильно набирать гуашь на кисть.
  5. Развивать эстетическое восприятие, интерес к народным умельцам.
  6. Помочь детям видеть красоту и яркость изделий, этих росписей.

Материал. Предметы хохломской, городецкой, гжельской и жостовской росписи, гуашь, подносы для рисования, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа. Рассматривание произведений народно-прикладного искусства, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

  Зал украшен изделиями народно-прикладного искусства, стоя столы, на столах изделия из хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписи. Около каждого стола продавец. За ширмой Петрушка. Дети под музыку входят в зал. Петрушка: «Народ собирается

Ярмарка открывается»

Воспитатель: Ребята, куда же вы попали?

Дети: На ярмарку.

1 продавец: У дядюшки Якова товару хватит всякого.

                      Посмотрите, какие красивые у меня изделия:

                      И ложки, и чашки, так и сверкают на солнце.

 2 продавец: Заходите, заходите, на товар наш поглядите

                       Доски разделочные, красивые шкатулки.

                       А на них кони мчатся, жар-птицы летят.

3 продавец: Тары-бары, растабары, расторговываем товары.

                      Не проходите мимо, покупайте, покупайте.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие красивые изделия. Вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды: смородина и клубника так и просятся в рот. Давайте покупать то, что нам понравится.

Дети подходят к первому столу, рассматривая изделия.

  Ребёнок продавцу: Можно ли нам что-нибудь купить?

  Продавец: для этого надо отгадать мою загадку и рассказать об этом изделии.

  Воспитатель: Ребята, надо выполнить одно условие – рассказать как называется это изделие, где изготовлено, какие элементы использовал художник, какие краски, из чего сделано изделие.

  Продавец: Красно-чёрным по золоту

                     Полыхает пожар

                     Всё нетленно и молодо

                     Всё в ней мир поражать.

   Воспитатель: О каких изделиях эта загадка?

   Дети: О хохломе.

   Воспитатель: Что вы знаете о них? (Ответы детей). Правильно – это хохломские изделия. Хохлому называют золотой. Расписывают хохломой мебель, посуду, Изделия делают из дерева липы. Покрыты они позолотой и расписаны лесной травкой и спелыми ягодами. Четыре цвета используют в этой росписи: красный, чёрный, зелёный, жёлтый. Издавна изделия с хохломой продавали на ярмарках.

  Воспитатель: (продавцу) Теперь нам можно что-нибудь купить у вас?

  Продавец: Конечно, вы так хорошо рассказали об этих изделиях.

  Дети выбирают, что им понравилось.

  Ребёнок: Где песня льётся, там легче живётся.

                   Запевайте песню шуточную, песню шуточную,

                   Прибауточную.

 Хоровод «Как у наших у ворот».

 После хоровода подходят к другому столу

 Воспитатель: А вот какие красивые изделия.

 Продавец: Отгадайте теперь мою загадку.

                     Что за чудо мастера делали посуду,

                     Прялки расписали как подарки.

                     Чудо кони и жар птица, всё как будто небылица.

  Воспитатель: Ребята, что за изделия такие?

  Дети: Городецкие.

  Воспитатель: Расскажите об этих изделиях. (Ответы детей).

  Воспитатель: Правильно, это Городецкая роспись. Родилась эта роспись в городе Городец. Много времени проводили раньше женщины за прялкой. За окном пурга, а ан прялке летние цветы. А сейчас городецкие мастера делают детские стулья и столы, шкатулки, доски разделочные.

 Основной элемент в городецкой росписи – бутон.

  Дети покупают изделия из городецкой росписи.

Ребёнок: кто пляшет да играет, тому скучно не бывает.

 Игра «Аленький цветочек».

 После игры подходят к третьему столу.

 Воспитатель: Ребята, давайте и здесь что-нибудь купим. Посмотрите, какие красивые и нежные предметы.

  Продавец: а вот отгадайте загадку. Лишь два цвета здесь всегда, а какая красота

                                                               Смотришь глаз не отвести, лучше просто не

                                                                                                                                 найти.

  Воспитатель: Ребята, что же это за изделия такие всего два цвета?

  Дети: Гжель.

  Воспитатель: Расскажите о предметах гжельской росписи. (Ответы детей). Правильно, гжельская роспись. Она родилась в деревне Гжель. Отличается она ото всех росписей своим цветом. Всего два цвета: синий и белый. А какая нарядная и праздничная роспись получается. Основной узор – гжельская роза.

  Расписывают этой росписью фарфоровые изделия: посуду, вазы, подсвечники, часы. Формы могут быть разные. Гжельские мастера большие фантазёры.

  Дети выбирают любой предмет.

   Воспитатель: Ребята что же мы ещё не купили?

  Подходят к другому столу.

  Продавец: Вот подносы так подносы,

                     Все в цветах: пионы, розы

                     И гирлянды, и букеты

                     На подносах видим этих.

  Чьи же это изделия? Откуда такая красота?

   Дети: Это жостовские подносы.

   Воспитатель: Расскажите о жостовских подносах.

     (Ответы детей).

   Воспитатель: Правильно. В селе Жостово под Москвой делают такие подносы. Сначала из железа «выкраивают» подносы разной формы: круглые, овальные, прямоугольные, фигурные. Затем покрыавют цветной краской, чаще чёрной. По этому фону изображают цветы. Какие вы знаете цветы?

  Ответы детей.

  Подносы расписывают понаряднее, поярче. На одних подносах цветы собраны в букет, на других разбросаны по всему подносу. Цветы используют любые.

  Воспитатель: Чем все росписи похожи?

  Ответы детей.

  Воспитатель: В содержании всех этих народных произведений многое идёт от природы, от того, что любит и ценит человек. Красота народного искусства воздействует на душевное состояние человека, вызывает радость.

   Давайте выберем подносы, которые нам особенно понравились.

   А сейчас мы с вами будем сами народными умельцами. Подумайте, кто какие изделия будет расписывать, какой росписью. На столах разделочные доски, металлические подносы, игрушки, фарфоровые блюдца, бокалы.

   Дети выбирают какое-то изделие себе для работы и садятся за столы. Работа детей.

   Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» («Подснежник»).

   Индивидуально помочь в подборе красок. Использовать приёмы: совет, вопрос.

   По окончании все работы относятся на ярмарку.

   Воспитатель: Вот и ярмарка закрывается. Приглашаю вас, ребята, чай пить из самовара. С сухарями, с крендельками, с бубликами вкусными, с пирогами русскими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"

Обощение опыта работы по ознакомлению детей с народным декоративно - прикладным исскуством и его роль в эстетическом воспитании дошкольников....

Статья "Народная игра как средство художественно-эстетического воспитания и обучения детей в ДОУ."

В этой статье я хочу рассказать о важности народной игры в воспитании дошкольников....

Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».

Мы живём в интересное и непростое  время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.Всё что пришло к нам из глу...

Традиции национальной культуры - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

                Традиции национальной культуры - средство нравственного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

В программе «Зёрнышки добра» прослеживается несколько направлений работы.1.   Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).2. Воспитательно-оздоровительное (праздни...

Мастер - класс с педагогами "Элементы национальной культуры в билингвальном воспитании дошкольного возраста"

            Мастер - класс с педагогами "Элементы национальной культуры в билингвальном воспитании дошкольного возраста" с целью повышения профессиональн...

Связь физической культуры с эстетическим воспитанием

Эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми сторонами воспитания, в том числе и с физической культурой. В данной публикации представляю вашему вниманию доклад и презентацию на эту тему....