Главные вкладки

    статья "Теоретические основы и роль общения детей старшего дошкольного возраста"
    статья (старшая группа) на тему

    Сотникова Светлана Васильевна

    В статье описаны теоретические основы выдающихся зарубежных и отечественных психологов в области общения, и раскрыта роль общения детей старшего дошкольного возраста в деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stattya_v_pechat.docx18.09 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                             Белгородская обл., г. Старый Оскол

                                                            МБДОУ детский сад №57 «Радуга»

                                                               Сотникова Светлан Васильевна, воспитатель

                                                        Кудаева Виктория Ивановна, воспитатель

                                                      Романова Оксана Борисовна, воспитатель

    Теоретические основы и роль общения детей старшего дошкольного возраста

    Обновление всех сфер жизни общества со всей определенностью выявило потребность в развитии таких свойств человека, как высокая нравственность, «духовность», способность наиболее полно выразить и утвердить себя в социально полезной деятельности.

    В связи с этим широкое признание получают теории, в которых ведущее место отводится развитию личности, ее самовыражению, самоопределению, самооцениванию. Степень эффективности педагогических воздействий в них определяется продвижением личности по пути педагогического развития.

    Актуальность задачи обеспечения обстановки эмоционального благополучия для каждого ребенка может быть подтверждена следующими положениями психолого-педагогических исследований: положительно-эмоциональное состояние ребенка – одно из основных условий становления доброжелательных взаимоотношений с взрослыми и детьми. Эмоциональное благополучие связано с удовлетворением ведущей, социальной потребности - потребности в общении. Испытывая радость от общения с окружающими людьми, ребенок проявляет доброжелательность к ровесникам  и взрослым, у него возникает стремление сделать им приятное. Постепенно у дошкольников накапливается индивидуальный опыт взаимоотношений, что оказывает положительное влияние на характер последующих контактов с окружающими людьми. Как говорит Л. С. Выготский: «…появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром людей и вещей. Вне общения не может сформироваться психика человека: не научится ребенок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретет опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности».

    Общение со сверстниками – одно из важнейших средств нравственного воспитания. Наряду с развитием умения ребенка оценивать свои возможности, результат своих действий, формируется способность оценивать сверстника. Дети проявляют симпатию друг к другу, которая перерастает в приятельские отношения, а затем и в дружбу. Детская дружба представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности.

    В совершенствовании социального развития ребенка немаловажное место занимает вопрос об усвоении представлений о нормах морали. Постепенное осознание ребенком личностной значимости поступков способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстнику, возникает потребность сотрудничества, т.е. совместной деятельности.

    Основы нравственности, умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по – своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство. Развитие совместной деятельности ребенка с другими людьми находится в прямой зависимости от развития его форм общения.

    На основании исследований ученых, было выявлено, что в сфере со сверстниками у дошкольников обнаруживаются такие уровни коммуникативной потребности: потребность во внимании и доброжелательности; потребность в сотрудничестве; потребность в уважении; потребность во взаимоотношении и сопереживании.

    Старший дошкольный возраст характеризуется рассветом фантазии. Память и внимание становятся более устойчивыми, обогащается речь, - воображение приобретает познавательный характер, создание замысла, его планирование и реализацию.

    Касаясь старшего дошкольного возраста, можно говорить о взаимодействии как необъемлемом компоненте любой совместной деятельности (для которого характерны взаимная адресованность и согласованность, готовность применять предложения сверстников, внутренний настрой, адекватность конкретных способов), можно лишь применять к  старшему дошкольному возрасту.

    Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Особенно велика роль общения в детстве. Для ребенка общение с другими детьми – это не только источник переживаний, как главное условие формирования его личности, его человеческого развития. От качества и количества общения зависит его характер, уровень будущих способностей, его будущее.

    Общение ребенка со сверстниками складываются в разных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

    Группа детского сада – это источник различных переживаний, в группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и т.д.

    Группа детского сада, дает «модели» для подражания и имеет огромное значение в формировании взглядов и ценностных установок: помогает адекватно оценить ребенку свое собственное поведение и посредством сравнения с поведением других, и с помощью оценок, которые дают сверстникам.

    Важную роль в развитии личности ребенка – дошкольника играет влияние, оказываемое на него обращением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.

    Общение и совместная деятельность обеспечивают  упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

    Ребенок, приходя в это мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения. Отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. У детей формируются определенные чувства, в которых выражаются желания, эмоциональное состояние. Чувства являются формой и способом оценки происходящего. От направленности чувств во многом зависит поведение ребенка.

    Очень важно, чтобы в дошкольном детстве, ребенок испытал максимум положительных эмоций, т.к. они благотворно сказываются на жизнедеятельности ребенка, на его чувствах. Воспитание у детей эмоционального отношения к действительности, является началом развития у них гуманных чувств.

    Взаимопомощь и отзывчивость являются значительными характеристиками коллективных взаимоотношений. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. В период дошкольного детства ребенок переживает и  сопереживает особенно искренно. Искренны и непосредственны его радость, смех, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть развивающейся детской душе.

    Воспитатель должен обратить внимание на первые, порой незаметные благородные поступки ребенка, и обязательно их оценить. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание  повторять их, у детей пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.

    Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают, и вся проводившаяся воспитательная работа не принесет ожидаемых результатов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

    Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

    Методические рекомендации для воспитателей по воспитанию культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

    Уважаемые воспитатели! Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в раз...

    Интегрированная НОД «Профессия пожарного – почетная и важная» по разделу программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.К. Авдеевой для детей подготовительной логопедической группы.

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является че...

    Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».

    Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А....

    Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

    Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

    «Роль сюжетно - ролевой игры в общении детей старшего дошкольного возраста»

    Изучить теоретические основы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте; Определить уровень влияния сюжетно-ролевой игры на детей дошкольного возраста;Разработать систему по выявлению уровня разв...

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...