Передовой опыт работы: «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр».
методическая разработка на тему

Кокче Севиль Муртазаевна

Содержание

Введение.

Глава 1. Игры как средство развития мыслительной деятельности.

1.1 Понятие игры.

      Классификация игр.

      Этапы знакомства детей с новой игрой.

1.2 Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста.

1.3 Логические игры и упражнения.

Глава 2. Развивающие игры.

2.1 Логико - математические игры.

2.2 Игры на плоскостное моделирование.

2.3 Игры на моделирование из объемных фигур.

2.4 Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей на занятиях.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredovoy_opyt_raboty_sevilya.rar27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад № 35 муниципального образования Темрюкский район

Передовой опыт работы:

«Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр».

Воспитатель МБДОУ ДС №35

Кокче С.М.

Содержание

Введение.

Глава 1. Игры как средство развития мыслительной деятельности.

1.1 Понятие игры.

      Классификация игр.

      Этапы знакомства детей с новой игрой.

1.2 Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста.

1.3 Логические игры и упражнения.

Глава 2. Развивающие игры.

2.1 Логико - математические игры.

2.2 Игры на плоскостное моделирование.

2.3 Игры на моделирование из объемных фигур.

2.4 Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей на занятиях.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

Введение.

Данная работа посвящена развитию интеллектуальных способностей детей посредством развивающих игр.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь  детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное  

развитие дошкольника в целом.

Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов, и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое  место в нем.  Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире : качество - количество, пространство - время, целое - часть, последовательность.

Важное значение отводится моделированию скрытых отношений и связей форме наглядных образов, отражающих общее в единичном.

Формированию у детей интеллектуальных умений и навыков предоставляют возможность использование разнообразных игр, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей - одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Цель разработки - способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности, интеллектуальных способностей у детей как основы познавательной деятельности.

Объект исследования - игра.

Предмет исследования - игры,  развивающие интеллектуальные способности детей.

Для достижения данной цели решаем следующие  задачи:

-изучить имеющую литературу по данному вопросу;

-раскрыть понятие «игра»;

-разработать картотеку дидактических игр, способствующие развитию интеллектуальных способностей;

-создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду;

Данной проблемой занимались В. Воскобович,  Б.П. Никитин, Л. А. Вегнер, Дьенеш, Кьюнизер, которые считали, что важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы исследования:

1.Анализ литературы;

2.Наблюдение;

3.Экспериментирование;

Глава 1. Игра как средство развития мыслительной деятельности.

1.1. Понятие игры.

«Игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С.Т. Шацкий).

Игра - это «дитя труда». Через игру мы можем проникнуть в психологию ребенка, так как она является ценным средством воспитания умственной активности детей: активизирует психические процессы, развивает способности и умения.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры  нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра -   это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам  и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов как восприятие, внимание и память. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение навыков, умений, привычек - все это связано с работой памяти.

Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Очень важно использовать игровые задания, посредством которых у детей вырабатываются основы логического мышления.  Развитие начал логического мышления относится к  числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к обучению. К числу логических операций относятся умение находить закономерности и строить упорядоченные ряды , умение осуществлять классификацию и строить высказывания и суждения. Методы и приемы развития логического мышления реализуется в различных игровых упражнениях.

Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

 Особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, развивающие и дидактические игры.

Игра есть средство познания действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.    

Классификация игр.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, классифицировать можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Условно выделяют три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

Развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы.

Математические игры и задачи: игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пентамино»);

Игры на моделирование из объемных фигур: «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубики - Рубики »;

Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай так же», «15», «Составь картинку»;

Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров, ниток;

Развивающие упражнения: игры с блоками на включение и нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, с наглядным материалом, «Логические кубики», «Лото», «Домино»;

Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

-игры шашечного хода

-шашки, шахматы

-головоломки

-разнообразное лото

-рамки вкладыши

-Блоки Дьенеша

-Палочки Кьюзенера

-игры на классификацию

-мозаики

-строительные наборы

-игры на составление узоров

-лабиринты

-игры на составления целого из частей, на воссоздание фигур

-игры для ориентировки на листе бумаги

-игры на передвижение

-настольно-печатные игры

-занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи - шутки, задачи- шутки, головоломки

-математические сказки

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап: Собственно игра.

Цель: развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

-познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

-развивать пространственные отношения

-развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Игры и упражнения применяются в определенной системе. Постепенно усложняются по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения носят проблемно-практический характер.                                                                        1.2.Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Как долго может интересовать ребенка игра , если его правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

В процессе игры  у детей вырабатывается привычка  мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: С одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в дидактических играх. Если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе , то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой.

Игра ценна в том случае, когда содействует лучшему пониманию математического вопроса, уточнению и формированию математических знаний.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Свободное и добровольное включение в игру6не навязывание игры, вовлечение в нее детей. Дети должны понимать смысл содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и  познают мир.

1.3. Логические игры и упражнения.

Логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

Логические приемы умственных действий:  сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных  математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно приходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачи могут быть следующими:

-У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (ответ:3)

Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое  мышление, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно - следственные связи явлений м умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно - следственной связи.          

Глава 2 Развивающие игры

2.1. Логико - математические игры.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША.

Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней  логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

Весь комплекс заданий - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ребенок обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит,  до следующей дотянуться будет значительно труднее. Если же он быстро  побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появиться такая, перед которой он приостановиться и возможно здесь ему надо помочь.

Так как в образование остаются приоритетным интеллектуальное развитие, задачи, поставленные в программе, остаются актуальными.

Цели: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Задачи:

  1. Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
  2. Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).
  3. Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами
  4. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование)
  5. Развивать знания, умения и навыки для самостоятельного решения учебных задач.
  6. Развивать мыслительные операции, познавательные процессы
  7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  8. Развивать творческие способности, фантазию воображение, способности к моделированию и конструированию.
  9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Логические  блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, красного, желтого, синего цветов) и является прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один - два набора объемных логических блоков.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек с отрицанием свойств позволяет развивать способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые игры и упражнения отличаются занимательностью, и соответствует уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней (высокий, средний, ниже среднего).

Все игры  и занятия можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно усложнять и упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур, меньшее или большее количество элементов набора.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали усвоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляется возможность самим познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности.

Работа по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагаются игры  и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

Строгое следование одного этапа за другим не обязательно. В зависимости от того, какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, можно исключать или объединять некоторые этапы.  

Особенности структуры  игр и упражнений позволяют по - разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для педагога.

Логические блоки можно использовать:

- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

- как настольно – печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»;

- в сюжетно - ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересней, помогает легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.

«ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА»

Комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер». С математической точки зрения палочки - множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число , подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяют одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.

С помощью цветных палочек детей можно подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше - меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению вычитанию чисел.

Кроме того играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из», «какой- ни будь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и другие.

Палочки Кюизенера (цветные числа) - это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел:

- класс белых чисел число 1, представлен белыми палочками;

- класс красных чисел - числа, кратные двум (2, 4, 8). Палочки розового цвета-2, красного- 4, бордового- 8;

- класс синих чисел - числа, кратные трем (3, 6, 9 ).Палочки голубого -3, фиолетового - 6, синего - 9 цветов;

- класс желтых чисел - числа, кратные пяти (5, 10) Он представлен палочками желтого -5 и оранжевого -10 цвета;

- класс черных чисел образуют число- 7. Это палочки черного цвета.

Используются» цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета.

Вначале палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, длина, форма.

Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек.

«ГЕОКОНТ»

«Геоконт» - оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различно размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

Игры представляют собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которые в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый «гвоздик»  имеет свои координаты. Все развивающие игры центра объединяет некое сказочное пространство. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их интересными и доступными для дошкольников. Сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.

2.2 ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

ИГРА «ТАНГРАМ»

«Танграм» - одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Игра проста в изготовлении :квадрат размером 8х8 см из картона , пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших , 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить различные изображения.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей.  Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным осязательно - двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Данная игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно - моторную координацию, зрительный анализ - синтез, умение работать по правилам.

Основным правилом классических головоломок является т, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали.

«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»

Овал размером 15х12см разрезают, в результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходства с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

На начальном этапе освоения игры детям предлагают найти сходства по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства с крыльями птиц, большие по размеру фигуры похожи на туловища животных, птиц, морских обитателей. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной  формы, выделять составляющиеся части,  собрать картинку наложением их на образец.

Сложнее собрать картинку рядом с ее контурным изображением. В этом случае тоже можно предложить ребенку уже отобранные детали или предоставить самостоятельно выбирать их.

Данный вид игры развивает сенсорные способности детей ,пространственные представления, образное и логическое мышление, сообразительность и смекалку.

Дошкольники овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и   воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.

Приемы руководства направлены на воспитание у детей интереса к играм и обучение их соответствующим практическим умениям. В случае затруднения воспитатель предлагает образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры, с указанием места расположения1-ой и 2-ой частей. В ходе игры воспитатель указывает сначала мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на части, а затем воссоздавать. В качестве приема, облегчающее составление фигуры - силуэта можно использовать цветовое указание мест расположения частей.

Воспитатель стимулирует проявление детьми творчества. Фигуры - силуэты, придуманные детьми, зарисовываются ими в альбом, рассматриваются и оцениваются коллективно.

Игра « ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ».

Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона.

Выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно - моторную координацию, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.

Состав игры

-2 больших  равнобедренных прямоугольных треугольника;

-2 маленьких равнобедренных треугольника;

- большая прямоугольная трапеция;

- маленькая прямоугольная трапеция;

- пятиугольник с двумя прямыми углами;

Основным правилом классических головоломок  является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали. Начинать освоение лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики.

Рассмотрите с детьми каждую деталь, обратите внимание на разные размеры похожих деталей, придумайте, на что похожа каждая из деталей.

Примеры:

- прямоугольный треугольник (большой) : крыша, горка, гора, парус..

- прямоугольный треугольник (маленький) : флажок, шляпа, крыло мотылька…

- пятиугольник: дом, верх забора, борода…

-прямоугольная трапеция: лодка, лезвие ножа, утюг без ручки…

Пусть ребенок обведет фигурку карандашом, а вы дорисуйте недостающее: к дому окошки, дверь; к шляпе голову; к бороде лицо; к утюгу ручку…

Затем попробуйте собрать «картинку» из 2-3 деталей головоломки - дать ребенку необходимые для собирания детали. Для того, чтобы собирать картинки, покажите ребенку как из деталей головоломки получить необходимые геометрические формы.

В комплект входят контурно - силуэтные изображения картинок. Пусть ребенок попробует, выбрав нужные детали из полного комплекта головоломки.

Также можно предложить выбрать необходимые детали (они нарисованы непосредственно на картинке) и, правильно их, расположив, соберет картинку. Это упражнение развивает восприятие, ориентировку, зрительно - моторную координацию.

Детям 5-6 лет предложить собрать картинку по уменьшенному изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки. В процессе игры ребенок учиться видеть соотношение формы и размеров фигур, их пространственную ориентацию, тренирует зрительно - моторную координацию.

Самым сложным является собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению.

Головоломка позволяет не только собирать предложенные картинки, но и придумывать свои, полезно зарисовывать придуманную и собранную картинку. Все предложенные задания позволяют ребенку впоследствии самостоятельно выделять значимые признаки окружающих объектов, стать более внимательным.

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметричных частей, поскольку деление круга происходит по принципу « каждый раз пополам».

Величина круга существенного значения не имеет: большие наборы можно использовать для игр на полу, фланелеграфе, меньшие - на столе.

В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила. По мере овладения игрой ребенок использует се детали 1-2 наборов.

Игра «Волшебный круг» дает возможность создавать силуэты человека, диких и домашних животных, рыб, птиц, предметов обихода и т. д.

Округлость форм придает им особую выразительность. По желанию дети раскрашивают силуэты,0 дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно - ролевые игры.

Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования: «Кто лучше составит», « У кого быстрее получится». Взрослый может одновременно с детьми составлять силуэты, а затем сравнивать их между собой. По-иному разделив круг на части,  ребята могут создавать свои варианты игры и, сопоставив их изобразительные возможности, выбрать лучшую.  Детям, играющим «в школу»,  можно предложить обучать составлению силуэтов своих товарищей.

Игра «СФИНКС»

В наборе 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и три четырехугольника с разными соотношением сторон. Эти элементы получаются в результате разрезания прямоугольника.

Внимание детей привлекают, прежде всего, образцы ракеты, самолета, парусника, птиц. Опора на образец поможет справиться с задачей. В дальнейшем ребенку следует предлагать более сложные образцы разных размеров без указания составных частей или с обозначением места расположения одной из 7 частей цифрой, точкой и т.д. Разнообразие образцов побуждает детей к творческому поиску и использованию различных приемов. Дети овладевают умением самостоятельно реализовывать задуманное, свободно осуществляя практические  действия, отыскивая нужное расположение элементов игры.

Относительно небольшое количество элементов игры дает возможность составлять из 2 одинаковых наборов силуэты человека, животных, видов транспорта.

Игра «ЛИСТИК».

Набор игры включает 9 элементов, получаемых в результате разрезания геометрической фигуры сложной конфигурации, напоминающей схематическое изображение сердца или форму листа растения. Округлые и угловые детали набора позволяют составлять всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего предметного мира. Полученные силуэтные изображения своей  выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки.

Способы создания силуэтов остаются прежними, основанными на принципе: от простого к боле сложному.

Дошкольник может создавать силуэты, которых нет в образцах. Творческие поиски ребенка следует поощрять и стимулировать. Надо стремиться к полному использованию вначале одного, а потом и нескольких наборов. Так, изображение вертолета составлено из 2 комплектов. Полезны попытки изменить, усовершенствовать, перестроить уже готовое силуэтное изображение, добиваясь наибольшей выразительности, полного сходства его с реальным предметом.

Упражнения детей в составлении силуэтов благотворно сказываются на результатах изобразительной деятельности, в частности предметного рисования. Силуэты вполне пригодны для аппликации.

Игра «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА».

Эта игра во многом напоминает «Танграм»: квадрат делится на семь частей. Однако детали игры получаются иные. Набор «Головоломки Пифагора» входят 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких) и 1 параллелограмм.

Изобразительные возможности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности.

Самый простой вариант игры- это создание силуэтного изображения путем  последовательного укладывания деталей на расчлененный образец, выполненный в том же масштабе, что и набор игры. Такой способ действия практически исключает поиски, пробы, ошибки.

Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети должны прибегать к мысленным или практическим пробам. На этом пути возможны ошибки  неудачи, но это полезный опыт, который научит дошкольника.  Не стоит искусственно оберегать его от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с тем необходимо предотвратить постоянные разочарования, действия, не ведущие к  положительному результату. Предлагая образцы разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности.

Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющий разные движения; разные породы собак; различные виды кораблей.

Составленные детьми силуэты могут стать подарками друзьям, мамам к 8 Марта, папам к 23 Февраля.

Заключение.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

Игра является единственным видом деятельности детей; ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Игра включает в себя такие виды деятельности как учение и труд, происходит постепенное перерастание игры в трудовую деятельность. «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают…  В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли».

Игра, учение и труд как основные и взаимосвязанные виды настоящей и предстоящей деятельности развивающейся человеческой личности одновременно выступают и как главные ступени лестницы детской жизни.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, представляют собой систему игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр осуществляется личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

В ходе работы мною были  разработаны картотека развивающих игр:

  • «Сложи квадрат»
  • «Танграм»
  • «Сложи узор»
  • «Колумбово яйцо»
  • «Сложи круг»
  • «Волшебный квадрат»
  • «Волшебный круг»
  • «Уникуб»
  • «Внимание»
  • «Найди пару»
  •  «Листик»
  •  «Цветной вагон»
  • «Сложи картинку»
  • «Точечки»
  • «Внимание - Угадай-ка»
  • «Зашиваем ковер»
  • «Игры с счетными палочками»
  • «Соседи числа»
  • «Цвета и формы»
  • «Логические лабиринты»(« Найди дорожку»)
  • Игры на нахождение признаков сходства и отличия: «Найди одинаковые», «Чем похожи, чем отличаются».
  • Игры на нахождение недостающей фигуры: «Найди лишнюю», «Найди недостающую в ряду».

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности. Самое главное привить ребенку интерес к познанию.  Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Постепенно пробуждается интерес к предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знаний научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности.

Нетрадиционные развивающие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно- волевых усилий.

Использование нетрадиционного дидактического материала, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико - математического мышления.

Взаимодействуя с играми, открывается мир количественных, пространственно- временных отношений, решая при этом самые разнообразные задачи.

Это обеспечивает развитие самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Коммуникативное развитие детей старшего возраста посредством театральной деятельности"

ВведениеАктуальность. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных сит...

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

Консультация для родителей «Умственное развитие детей посредством развивающих игр»

                     Консультация для родителей подготовительной группы....

Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »

развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша...