Опыт работы: «Познавательное развитие детей посредствам исследовательской деятельности»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Насибулина Валентина Александровна

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видов деятельности для детей от 3 до 7 лет. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_eksperimentirovaniyu.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Познавательное развитие детей посредствам исследовательской деятельности»

           Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видов деятельности для детей от 3 до 7 лет. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

             Содержание исследовательской деятельности реализую в:

1) в совместной непосредственно образовательной деятельности;

2) в совместной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

3) в самостоятельной деятельности;

4) во взаимодействии с семьями детей.

     Непосредственно образовательная деятельность (НОД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задач познавательного развития.

          Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

         Например, в образовательной области познавательного развития ФЭМП, я  проводила такие эксперименты и опыты, как:

- измерение длины, объёма с помощью условной мерки (Дети подходят к столу, где стоят 2 банки с водой, мерные стаканчики, кастрюля. Появляется повар – игрушка.

Повар просит ребят помочь ему правильно сварить кашу. В кастрюлю надо налить точно 5 стаканов воды. Как определить в какой банке сколько воды? (Воду нужно измерить мерными стаканчиками). Повар предлагает двум детям измерить объём воды водной банке, двум – в другой. Остальные дети у себя за столами откладывают геометрическими фигурами количество мерных стаканчиков и сравнивают результаты: 4 и 5.Так в какой банке больше воды? Почему? На сколько стаканчиков больше в одной банке, чем в другой? (Дети отвечают – повар благодарит их за помощь).

          - определение массы предмета;

- расстояние между предметами;

- упорядочивание предметов по размеру и массе;

- сравнение величин по глубине (Перед детьми 2 непрозрачных сосуда с водой. Как определить, в каком глубоко, а в каком мелко? Перелить в одинаковые прозрачные сосуды или опустить палочки в оба сосуда, а потом сравнить.

Вопросы:

         - А для вас это глубоко? (Мелко.)

- А где для вас глубоко? (В бассейне)

Воспитатель показывает маленькую игрушку. А для этой игрушки будет глубоко? Значит, одна и также вода для одного может оказаться глубокой, а для другого мелкой.

- взвешивание на весах.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

           В области художественно - эстетического развития проводилась познавательно-исследовательская деятельность:

- смешивание красок;

- знакомство с техникой рисования манкой;

- рисование свечами;

- рисование раздуванием капли;

- рисование мелками + акварель.

            Область речевого развития.

Результаты проведённых опытов и экспериментов всегда отражаются в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывают о том, кто, что делал и у кого, что получилось, анализируют полученные знания. Это положительно  влияет  на развитие речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя здесь - подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников.

             Также использую чтение художественной литературы.

 Например, при изучении явления ветер, мы читали и обсуждали отрывок из сказки А.С Пушкина «Сказка о Царе Салтане» - (ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч).

Вспоминая сказку «Лиса и волк», перед детьми ставится вопрос: почему волк остался без хвоста? Дети начинают рассуждать, анализировать тем самым закрепляя знания о свойствах воды.

«Сказка о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он не звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт» (выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными) Почему мышонок не услышал щуку? Какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха.)

             У разных животных она разная по толщине, как эти бумажки (раздать). Поднесите их ко рту и заставьте колебаться: гудите, дуйте. Определите, какая бумага дрожит сильнее? (Тонкая). Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. В природе существуют очень низкие и очень высокие колебания, которые человек не может услышать, но у животных барабанная перепонка немного другая, и некоторые виды могут услышать такие колебания. Например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина, перед землетрясением практически все животные и птицы чувствуют колебания – улетают и убегают.

     Вывод. Чем тоньше барабанная перепонка, тем лучше улавливается звуковая волна.

        Для поддержки интереса к экспериментированию, некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Например: сегодня мы получили посылку от Мудрого Гнома, в которой - луковица и записка (что вначале появляется - корешок или пёрышко?). Дети начинают думать и рассуждать, что для этого нужно и в итоге экспериментирования делают вывод и дают правильный ответ.

Или, допустим, ситуация из жизни: девочка Света была на прогулке с мамой и вдруг на карнизе двухэтажного дома она увидела одуванчик (как он туда попал?). В итоге - рассуждения или утверждения детей с последующим заключением и правильным выводом.

При занятии исследовательской деятельностью у детей обогащается словарный запас, а вместе с этим возрастает уровень в области познания. Они знакомятся с новыми понятиями и словами такими, как: соли, раствор, глицерин, примеси, фильтрование, растворение, кипячение, таяние, отстаивание, призма, разложение света, магнетизм, рецепторы, мембрана (барабанная перепонка).  

В освоении исследовательской деятельности детей большое значение имеет прогулка. Прогулка – это замечательное время, когда происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у детей появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

         С помощью наблюдения дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Наблюдения на прогулке:

- «Наблюдение за солнцем» (формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла);

-«Наблюдение за снегопадом» (формировать представления о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде);

-«Наблюдение за облаками» (закреплять знания о явлениях неживой природы);

-«Наблюдение за деревьями» (учить различать деревья по форме и окраске ствола и листьев; закреплять представление о частях дерева);

- «Наблюдение за первыми проталинами» (отмечать, в каких местах появляются первые проталины, отметить, от чего это зависит.

           -«Удивительный песок» (закрепить знания о свойствах песка, его качествах - состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый, темнее сухого).

-«Сухая и влажная почва» (учить определять и сравнивать сухую и влажную почву) – проводя этот эксперимент мы можем дать ответ на ещё один вопрос: почему во время дождя черви вылезают на поверхность? (им не хватает кислорода).

-«Вращение вертушки» (установить связь между силой ветра и вращением вертушки);

- «Почему исчезают опавшие листья» (познакомить детей с круговоротом веществ в природе, с превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов);

Также на прогулке проводились дидактические игры:

- « К дереву беги!» Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке д/с; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное.

- «С какой ветки детки?» Цель: учить дифферецировать отличительные признаки деревьев.

- «Отгадай и нарисуй» (загадки о ягодах на песке) Цель: развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

- «Какое небо?» Цель: учить правильно употреблять прилагательные.  

- «Беги в тот дом, какой назову» Цель: найти предмет по назначению.

- «Опиши, а мы отгадаем» Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам.

В группе наблюдали за появлением листочков на веточках вербы и черёмухи, поставленных в воду. Производились посадки  лука, цветов (проводился опыт «В каких условиях прорастают семена»), велся дневник наблюдения.

Углубление  знаний  детей происходит и в процессе организации кружковой работы в форме клуба «Почемучки». Здесь я использую игры – путешествия в прошлое предметов. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными. Вместе с детьми мы отправляемся в прошлое и настоящее молотка, лампочки, посуды, одежды и т.д. Такой ретроспективный подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Также использую отдельные опыты и эксперименты, мною разработана картотека опытов от 3-7 лет.

       Для организации детского экспериментирования в групповой комнате мной  создана мини-лаборатория. Это место, оснащенное специальным оборудованием (подносы, мерные стаканчики, лупы, пинцеты, воронки, фильтры, палочки для размешивания), разнообразным материалом (крупы, магниты, скрепки, коллекция пластмасс, образцов коры и древесины), где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач –дети учатся задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Дети любят повторять опыты, проведённые совместно с воспитателем - самостоятельно, или предлагать свои (рассматривание предметов под лупой, опыт с перьями (как с гуся вода).  

В работе с детьми я руководствуюсь мудрым советом известного педагога В.А.Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни, заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой опыт работы: «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр».

СодержаниеВведение.Глава 1. Игры как средство развития мыслительной деятельности.1.1 Понятие игры.      Классификация игр.      Этапы знакомства детей...

Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

Опыт работы «Познавательное развитие детей через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Раскрытие интеллектуально – познавательного потенциала ребенка через игровую деятельность.Задачи:Формировать потребности к способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении р...

«Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

Выступление из опыта работы на РМО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности»....