Тренинг "Колесо жизни".
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Коссаковская Светлана Александровна

Тренинг "Колесо жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_koleso_zhizni.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение совместных занятий детей и родителей

Тренинг «Колесо жизни» (2 занятия)

Цель: учить неконфликтным способам взаимодействия в сложных воспитательных ситуациях (с детьми с 6 лет).

Занятие № 1.

Материалы: листы бумаги форматом А4, ручки, ватман, маркеры.

Ход занятия

Упражнение «Учим имена»

Ведущий: «Пожалуйста, все встаньте и начните ходить по комнате. Ваша задача – поздороваться за руку с каждым участником группы. Когда будете здороваться, смотрите друг другу прямо в глаза и представляйтесь по имени. Не говорите ничего, кроме своего имени, например: “Я – Кирилл”, “Я – Клавдия”. Попытайтесь запомнить имя и облик каждого, с кем вы будете здороваться. (Первый круг игры заканчивается, когда все представятся друг другу).

А теперь начинаем второй круг. Снова подайте каждому участнику руку. Но на этот раз вы сами должны обратиться к партнеру по имени. Вы можете просто сказать: “Привет, Клава” или “Здравствуй, Степан”. Если вы не можете вспомнить имя партнера, то пусть он вам подскажет».

Упражнение «Принятие правил»

  • Основные правила:
  • Правило доверительного общения: говорим друг другу «ты».
  • Правило «здесь и сейчас»: говорим только о том, что волнует нас именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.
  • Правило «Я-сообщений» и персональных обращений: говорим только от первого лица и обращаемся только к определенному участнику.
  • Правило искренности: во время работы  говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне  и откровенно, то лучше промолчать.
  • Правило «тайны»: все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятий.
  • Правило активности.
  • Правило «Стоп»: каждый участник имеет право сказать «стоп», если разговор затрагивает глубокие личностные переживания.
  • Правило внимательного слушания.

Упражнение «Японский диалог»

Ведущий: «Я сегодня вам хочу рассказать об одной особенности общения между людьми в Японии. Там не принято говорить слово «нет». Если вам предлагают что-то или  о чем-либо просят, а вы не хотите соглашаться, вы можете говорить  о чем угодно, только не употребляя слово «нет». И ваш собеседник должен понять, что вы отказываете ему».

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары. Упражнение проводится в два этапа. На первом - участники разбиваются на пары родитель-родитель, ребенок-ребенок и проигрывают ситуацию отказа. На втором этапе создаются пары родитель-ребенок, и разыгрываются две ситуации отказа: 1) просит родитель, ребенок отказывает; 2) просит ребенок, родитель отказывает.

После завершения упражнения ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:

- трудно ли было отказывать в просьбе;

- кому было отказать легче: сверстнику или родителю (ребенку);

- что вы чувствовали, когда вам отказывали и когда вы отказывали;

- что вы испытывали, когда просящий соглашался с вашим отказом.

Упражнение «Пять причин»

Ведущий разбивает участников на группы по 4 человека (группы смешанные, родители и дети) и предлагает найти пять вариантов отказа на одну и ту же просьбу-требование.

Просьбы-требования:

- мама, купи скутер;

- наведи порядок в своей комнате;

- отпусти меня на дискотеку, я вернусь около 12;

- закончи четверть на отлично;

- будешь ходить в музыкальную школу;

- дай денег.

Каждая группа выдвигает свои варианты ответов на просьбу-требование. Как только группа представила свои варианты, все остальные участники анализирует, действительно ли отказ является обоснованным и безболезненным для ребенка (родителя). Наиболее удачные фразы ведущий записывает на доске (ватмане).

По завершении упражнения проводится рефлексия:

- легко ли было придумать причины для отказа;

- что вы чувствовали, когда отказывали;

- как вы думаете, можно ли было в этих ситуациях найти компромисс;

- что вы чувствуете теперь.

Упражнение «Подари улыбку»

Участники встают в круг вместе с ведущим и берутся за руки. Ведущий, поворачивая голову вправо улыбается соседу и предлагает передать ее дальше. Когда улыбка вернется нему, он предлагает улыбнуться всем вместе и громко сказать «Спасибо!».

Рефлексия

Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Выскажитесь, пожалуйста, каждый, о том, легко или трудно вам было сегодня участвовать в занятии и как вы себя сейчас чувствуете».

Занятие № 2.

Материалы: ватман, листы бумаги, белый картон, ручки, цветные карандаши, маркеры.

Ход занятия

Упражнение «Описание поведения»

Сидя в кругу, участники наблюдают за поведением других и по очереди говорят, что они видят (о любом из участников). Например: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.

Работа  с притчей

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое – слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь часть, решил, что теперь он знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: «Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер». Тот, кто ощупал хобот, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную». «Слон могуч и крепок, как колонна», - возразил третий, ощупавший ногу и ступню.
          Обсуждение:

  • Кто был прав?
  • Почему такие разные мнения сложились у слепцов?

Нужно подвести участников к тому, что каждый из слепцов воспринял слона ошибочно, так как пощупал только одну из многих частей.

Упражнение «Что мы думаем друг о друге»

Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды: взрослых и детей. Команде взрослых необходимо написать то, что они думают о детях подросткового возраста, а команде детей нужно составить мини-портрет взрослых. На выполнение задания командам дается от 5 до 10 минут, затем они по очереди зачитывают то, что написали.

Упражнение «Билль о правах»

Ведущий делит группу на детей и родителей. Их задача заключается в составлении списка своих прав. После выполнения задания (в течение 15-20 минут) родители и подростки начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем всякое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда будет принято другой стороной. Любая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и записывает права на доске или ватмане.

Если дискуссия затягивается, то ведущий поясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом «Стоп». Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта (не более 3-5 минут).

После дискуссии ведущий раздает участникам листы плотной бумаги, на которых те записывают принятые правила и оставляют их себе. В дальнейшем (после завершения тренинга) родители и подростки могут обратиться к ним. Ведущий может порекомендовать составить такой билль в каждой семье.

Упражнение «Вижу разницу»

Ведущий: «Один из вас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по выбранному нами признаку (например, наличию шнурков на обуви). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты. Вернувшись, участник должен определить, по какому признаку группа разделилась. Кто хочет попробовать?»

Затем приглашаются другие добровольцы.

Рефлексия.

Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Выскажитесь, пожалуйста, каждый, о том, легко или трудно вам было сегодня участвовать в занятии и как вы себя сейчас чувствуете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь. Настоящая жизнь

В презентации представлены рассуждения о сиысле жизни, о детях, о дорогих людях...

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь з...

Консультация для родителей . Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.-  Что нужно д...

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...