Статья. Основные методы социального развития детей с ОНР.
статья по теме

  Основные методы социального развития детей с ОНР.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doshkolnikov.docx54.39 КБ

Предварительный просмотр:

  Основные методы социального развития детей с ОНР.

Эффективность овладения курсом социализации во многом определяется методами работы, используемыми воспитателем.

В отечественной дидактике существует несколько классификаций методов обучения, которые строятся с учётом в основном одного признака (источника знаний, этапов процесса обучения, логики познания и др.) Существующие классификации не являются альтернативными, они дополняют друг друга, а их количество и разнообразие свидетельствуют о том, что обучение - сложный, подвижный процесс, отражающий изменения, происходящие в практике. Классификация целесообразна, если она отражает практику и способствует её совершенствованию.

Направленность курса на развитие детей предполагает такую систему методических приёмов и способов организации занятий. Которая позволяла бы использовать учебный материал по социальной и бытовой адаптации для общего речевого развития воспитанников, для формирования активности, самостоятельности в приобретении и использовании знаний, для развития познавательных возможностей детей с ОНР. Система методических приёмов призвана обеспечить повторяемость материала, включение его в разные виды деятельности. Интенсивная самостоятельная деятельность с одновременным эмоциональным переживанием успехов и неудач, находок и поражений способствует развитию детей в социальном плане, выявлению и формированию индивидуальных способностей, потребностей.
Основными методами социального развития являются:
·беседа, экскурсии, наблюдения;
·дидактические игры;
·просмотр кино- и диафильмов;
·моделирование ситуаций, сценки - задачи, развитие сюжета по данной теме;
·упражнения, тренинги и т.п.
·практическая деятельность.
Широко распространённым методом на занятиях по социализации является беседа. С помощью этого метода сообщаются, закрепляются, проверяются знания детей. Негативные стороны этого метода заключаются в том, что при проведении беседы ведущая роль принадлежит педагогу, активно участвует в беседе меньшая часть детей. Причём ответы их чаще всего бывают примитивными и по содержанию, и по форме.
Беседа может быть эффективным методом, если ей придать эвристический характер, перевести его в русло дискуссии, коллективного поиска и нужного ответа, включить в деятельность детей дидактические материалы.
Большое значение в накоплении социального опыта, в общении с окружающими имеют
экскурсии. Программа предусматривает проведение экскурсий по различным темам и по разным направлениям обучения. В процессе экскурсии дети познают многообразную действительность, окружающий мир.
В интересах успешного социального ориентирования детей в окружающей их жизни необходимо подготавливать детей к экскурсии, знакомить их с темой, содержанием, возможными ситуациями. Например, перед посещением музея важно упражнять детей в формировании коммуникативных качеств личности (знания о культуре общения в условиях учреждения, в определённой ситуации, деловое общение в музее с экскурсоводом).
После проведения экскурсии целесообразно организовать обсуждение результатов экскурсии, предложить задания практического характера, при выполнении которых дети в игровой форме вступают в различные взаимоотношения с окружающими, получают нужные сведения, способствующие деловому общению.
Ведущую роль на занятиях по социальной ориентировке в формировании знаний, умений, опыта поведения, искусства выживания в социуме играет
практическая деятельность.
На занятиях часто используется предметно-практическая деятельность, представляющая собой воздействие на предметы внешнего мира с целью их изменения, преобразования, включающая создание макетов, изобразительную деятельность и др.(зарисовка предметов, ситуаций). Практическая деятельность включается в сюжетно-ролевые, деловые, дидактические игры. Например, в играх с куклами дети получают и закрепляют знания о культуре общения в разных ситуациях. Доступным и интересным, воспитывающим личную ответственность является такой вид практической деятельности, как
моделирование конкретных ситуаций по образцу воспитателя и последующим обсуждением проигранного варианта. Большое значение практические работы имеют при обучении самообслуживанию, бытовому труду.
Руководя деятельностью детей. Педагог не ограничивается только показом действий, а предлагает детям осваивать их по образцу, рисунку, представлению о предмете и действии, по устной и письменной инструкции. При организации практической деятельности следует исходить из личных интересов и возможностей детей. В таком подходе к организации деятельности педагог должен иметь в виду главное - ребёнка, его интересы, знания, умения.
Среди продуктивных методов обучения широко используются
 игры. В игре для детей чаще всего важен не результат, а сам процесс, который вызывает эмоции, учит проявлять способности и сотрудничать с партнёрами.
Сюжетно-ролевые игры, моделирующие жизненные ситуации, занимают важное место в реализации задач социально-бытовой ориентировки. Их организация и проведение требует поэтапного обучения определённым приёмам и навыкам с выходом в реальную действительность.
С одной стороны, в игре участники выполняют реальные действия, с другой, в ней много условностей, которые отвлекают от реальной ситуации, предлагают действовать в воображаемой обстановке. А.М. Горький отмечал, что игра - путь к познанию мира.
С возрастом, темы сюжетно-ролевых игр детей становятся всё более сложными, приближающимися к действительности. Интересным оказывается проигрывание экстремальных ситуаций «Я потерялся», «Я опоздал на поезд» и др. В этих ситуациях оказывается возможным познакомить детей с правилами поведения, с возникающими трудностями и способами их преодоления.
В курсе социализации предусматриваются
адаптационные и психологические тренинги. Это систематические упражнения с нарастающей сложностью. Воспитывающие и обучающие человека с целью совершенствования его приспособления к условиям существования, в частности, в социальной среде; с целью преодоления моральных, социальных, психологических недостатков, регуляции поведения в обществе. Упражнения выполняются в форме игры. Моделирования ситуации, инсценирования, выполнения зарисовок, трудовых действий. Психологические тренинги направлены на формирование у детей умения оценивать свою деятельность, снимать напряжение, скованность, решать проблемы коммуникации в среде слышащих.
Таким образом, направленность обучения и воспитания детей с ОНР на социализацию предполагает использование различных методов и приёмов. Используя разные методы и приёмы на занятиях, педагог не только способствует овладению детьми конкретным материалом по теме, но и формирует опыт социального поведения, помогает освоению детьми социальных норм, моральных, этических правил поведения, принятых в культурно-речевой среде.
Приоритетным методом социализации, несомненно, являются различные игровые технологии, с помощью которых дети с ОНР  в естественных для них условиях приобретают навыки социального общения и поведения в обществе.
I. Создание образа своего «Я».
1.Рассматривание фотографии членов семьи: Д/у «Назови и покажи членов семьи».
Цель: выявить умение фиксировать внимание на своём лице, называть своё имя, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.
Материал: фотография членов семьи.
. Д/и «Составь целое».
Цель: выявить умение рассматривать свои части тела, ориентироваться на своем теле.
Материал: разрезные картинки.
. Д/и «Оденем куклу на прогулку».
Цель: выявить умение детей подбирать и соотносить вещи кукол.
Материал: кукла, кукольная одежда.
. Д/у «Водичка, водичка, умой мне личико».
Цель: определить уровень сформированности навыков самообслуживания, умение и желание устанавливать контакт со взрослыми и детьми, особенности поведения.
Материал: мыло, полотенце, тазик с водой.
. Д/у «Кто быстрее соберёт игрушки».
Цель: выявить умение проявлять самостоятельность и активность, особенности поведения во взаимоотношениях детей.
II. Общение ребёнка со сверстниками.
1. Д/и «Узнай по фотографии».
Цель: выявить умение ребёнка соотносить внешность другого ребёнка с его фотографией, называть их имена, умение проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.
Материал: фотографии детей данной группы.
. Этюд «Катя плачет».
Цель: выявить умение определять эмоциональное состояние сверстников, оказывать утешительную помощь.
Материал: картинки с изображением различных эмоциональных состояний детей.
. Игра парами «Прокати мяч друг другу».
Цель: выявить характер взаимоотношений детей.
Материал: мяч.
. Д/у «Угадай, кто?».
Цель: выявить умение рассматривать друг друга, обращать внимание на внешний вид мальчиков и девочек, их одежду.
III. Общение ребёнка со взрослыми.
1. Д/у «Поздоровайся с мед. сестрой».
Цель: выявить умение подражать действиям взрослых, сопровождая речью, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.
. Этюд «Изобрази, как нянечка моет посуду».
Цель: умение имитировать действия взрослых, их мимику, позы, жесты.
. Д/у «Изобрази, что ты видел на картинке».
Цель: умение фиксировать внимание на лице говорящего, движении органов артикуляции, понимать смысл картинки.
Материал: картинки с изображением людей, выполняющих различные действия.
. Д/у «Нарисуй свою семью».
Цель: выявить характер взаимоотношений детей с членами семьи, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
Материал: лист бумаги, карандаши.
Таким образом, в ходе формирующего этапа исследования были использованы игровые задания и поручения, дидактические игры, этюды, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые экскурсии. При проведении данных мероприятий были использованы следующие методы и приёмы: например, при проведении игр «Маска», «Оживи картинку», «Понаблюдай за посадкой цветов» было использовано наблюдение; в играх «Зеркало, «Рассматривание фотографий», «Семейное дерево», «Узнай по фотографии» применялось рассматривание, в этюдах «Оживи картинку»,сюжетно-ролевых играх «Покорми куклу», в играх - поручениях было использовано моделирование различных ситуаций и развитие сюжета; кроме того, использовались практическая деятельность и показ действий, образец правильной артикуляции слов и звуков, а так же показ мимики, жестов и эмоционального состояния человека.
Для повышения интереса к данным видам деятельности применялись яркие, красочные пособия и атрибуты: карточки с изображением различных эмоциональных состояний, с изображением жизненных ситуаций; предметные и сюжетные картинки.

Система работы по социальному развитию детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

Цель и задачи.
Для того, чтобы решить задачу социального развития ребенка, его эмоциональной сферы, формирования здорового, адекватного поведения в обществе была разработана система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к социальной действительности через тематический блок «Мой родной дом-семья». При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, учитывалось, что этот процесс должен носить комплексный характер: задачи интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и социальная действительность должна стать не только объектом изучения, но и средством, воздействующим на ребенка, «питающим» его ум и душу.
Цель работы по этому блоку:
Формирование у детей самосознания (осознания своего «я», своей роли в семье, эмоциональной отзывчивости и чуткости к членам свой семьи), нравственной модели поведения во взаимоотношениях с членами своей семьи.
Для реализации этой цели были  поставлены  задачи:
Воспитательные: 
Воспитывать добрые, искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье.
        Учить ценить хорошее отношение и получать радость от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.
Воспитывать чувства семейной сплоченности, гордости за свою семью.
Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.
Закреплять чувства уверенности и защищенности.
Побуждать делать добрые поступки - источники добрых чувств.
        Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, оказывать им посильную помощь. У девочек - стремление к порядку, аккуратности.
Образовательные: 
Формировать представления и знания:
о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом, имя и отчество родителей и других членов семьи, домашний адрес и телефон: о составе семьи, о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье, о связи с другими членами семьи:
- о родословной, о генеалогическом древе, о принадлежности к своей семье, роду;
- о месте работы родителей, их профессии, кем были их бабушки и дедушки, откуда они родом.
Учить осознавать, что:
- мамы и папы тоже были когда-то детьми, а бабушки и дедушки молодыми мамами и папами;
- у каждого члена семьи есть свои интересы, любимые занятия; стремиться самому иметь такие занятия;
- в каждой семье есть традиции, их надо уважать и поддерживать;
- в семье все заботятся друг о друге.
Развивать умения:
- рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;
- делиться мыслями и чувствами о своей семье;
- понимать, что добрые слова ведут к добрым поступкам (нельзя злословить, придираться, искать недостатки у других);
- познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в семье;
- формировать способы установления теплых отношений к членам семьи, проявлять заботу, помощь, уважение.
Развивающие:
       Учить устанавливать связи между поступками и настроением людей, между эмоциональным состоянием человека и причинами, его вызывающими.
Учить анализировать свои поступки и поступки других людей, делать умозаключения и обосновывать свои выводы.
Развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети.
Учить ориентироваться и устанавливать связи в родственных отношениях. Развивать стойкий положительный интерес к стремлению познать себя и окружающих людей.

 Этапы работы по формированию социальной компетентности через раздел «Моя семья».

1 этап. Определение отношения ребёнка к родным.

Цель:                                                       
Обогащение впечатлений о семье, выявить отношение ребёнка к родным, закладывать основы заботливого отношения к близким.
Задачи:                                             
Вызвать интерес к теме:
- формировать представление о необходимости иметь имя, фамилию, историю возникновения имени у человека;
- обогатить знания детей о членах семьи, учить ориентироваться в родословных отношениях;
-  развивать представление о возрасте людей;
-  формировать представления детей об обязанностях каждого члена семьи;
-  познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;
-  развивать чувство гордости за свою семью.
Форма организации:                   
Групповые, подгрупповые занятия; праздники;  беседы - общение.
Методы и приёмы:                 Детские игры, упражнения, творческие задания, рассматривание фотографий, иллюстраций, наблюдения за родителями и детьми.
На первом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и семейные роли членов семьи по отношению к ребёнку. У ребёнка развивались  представления о членах своей семьи, о семьях своих сверстников, о том, как в семье заботятся, помогают друг другу, представления об интересах членов семьи (мама любит вязать, дедушка умеет мастерить).
          Одним из методов развития социального опыта детей - было создание семейных альбомов. Привлекали внимание детей к фотографиям
 сотрудников группы, сопровождаемые их рассказами о себе, своей семье, происхождении имени и фамилии.
Чтобы заинтересовать ребёнка к
сверстникам и самому себе, оформили стенд: «Расскажем о себе» (рассматривая  фотографии, дети определяли: кто изображён, семейные роли по отношению к ребёнку, какое настроение), а также изготовили пособие-схему «Генеалогическое древо».
На этом этапе у детей развивались представления о возрасте. Они узнали, что есть старые и молодые люди, дошкольники, школьники, малыши (для этого совместно с детьми изготовили таблицы «Что сначала - что потом»), а также проводилось упражнение «Где чье место?» (ориентировка на схеме генеалогического древа).
Совершенствовалось умение понимать эмоциональное состояние других, проявлять заботу и внимание о близких. Для этого проигрывались ситуации «Узнай настроение», где предлагалось соотнести выражение лица члена своей семьи на фотографии со схематическим изображением различных эмоциональных состояний, объяснить причину, вызвавшую это состояние, ситуацию «Не надо грустить», где воспитатель брал на себя роль больной бабушки или плачущего малыша, предлагая ребенку вступить в ролевое общение, в ходе которого выявлялось насколько ребенок умеет слышать и понимать чужую боль, сострадать другому человеку, протянуть руку помощи.
На данном этапе учили детей осознавать собственное состояние («мне грустно»).

II этап. Систематизация полученных знаний о составе семьи, традициях.
Цель:         

 Систематизировать полученные знания, помочь осознать, что уважение к прошлому начинается с уважения к своим родителям, бабушкам, дедушкам, их традициям, увлечениям.
Формировать привычку заботливого, чуткого отношения ко всем членам семьи.
Задачи:       
Углублять знания детей о своей семье.
Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи.
Вызвать интерес к традициям культуры, передающиеся из поколения в поколение.
Воспитывать желание быть радушными гостеприимными хозяевами.
 Привлекать внимание детей к празднику - Дню защитников Отечества.
Воспитывать в детях чувство гордости за своих родных, стремление подражать им.
Форма организации: 
Групповые, подгрупповые занятия: викторины, беседы-разговор; комплексное занятие, праздник, КВН.
Методы и приемы:     Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, оформление стенда «Наши папы», чтение художественной
литературы, заучивание стихов, дидактические игры, речевые?
На этом этапе развития социального опыта дети осваивали имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом. Для этого использовали дидактическую игру «Кто ты?», в ходе которой выяснились родственные связи ребенка с другими членами семьи. Заполнение схемы генеалогического древа фотографиями своей семьи позволило выявить знания о своей родословной, родственных отношениях, учились прослеживать изменения людей со временем, определяя, когда было то или иное событие в семье, используя фотографии в беседах, задавали вопросы: Сколько взрослых? Сколько детей? Кто первый слева и т.д.? Кто самый старший? Кто самый младший?
На данном этапе дети узнавали профессии родителей и других членов семьи (представления об этом на доступном для них уровне давали родители).
Дети начали проявлять активный интерес к традициям семьи (проявление внимания к родственникам, подготовка подарков к праздникам, посещение родственников, переписка, разговоры по телефону), разделять любимые занятия членов семьи, проявлять свое отношение к старшим, младшим в зависимости от эмоционального и физического состояния.
III этап. Осуществление упорядочивания знаний детей по формированию социальной компетентности.
Цель:    
Осуществление упорядочивания знаний и впечатлений по формированию социальной компетентности, выявление более сложных отношений, связей, для которых необходима способность предвидеть, понять, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке.
Задачи:                        
Воспитывать доброе, уважительное отношение ко всем женщинам своей семьи, чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку - маме. Учить понимать и осознавать основы взаимоотношений с родителями, близкими людьми.
Закреплять навыки понимания основ взаимоотношений с родителями и другими членами семьи.
Подвести к пониманию роли семьи в жизни человека, воспитании будущего гражданина.
Форма организации:
Занятия (групповые, подгрупповые, комплексные),
развлекательная программа, праздники.
Методы и приемы:  
Проблемные ситуации, моделирование эмоционального настроения, этюды, игры-инсценировки, речевые и дидактические игры.
На этом этапе дети стали понимать связь между их поведением и чувствами взрослых. С этой целью проводили тренинги «Угадай настроение своих близких», разговор-беседа «Как и чем можно порадовать своих родных?»
Старались больше уделять внимание формированию способов установления теплых отношений к самому близкому человеку - маме, учили анализировать свое отношение с мамой. Учили предвидеть, предупреждать последствия негативных эмоций, воспитывал» и формировать положительные взаимоотношения. Для этого проводили тренинг: «Угадай настроение мамы», «Мамина улыбка»; изготавливали подарки к празднику «Подарим маме валентинку».
У детей появился интерес к событиям своего детства и к своему будущему («Каким я буду, когда стану взрослым?», «Что будет в школе?»).
С большим желанием дети рассказывали о своей семье, отвечали на вопросы, которые им задают, сами задавали вопросы своим сверстникам (по побуждению взрослых), рассказывали об эпизодах из жизни своей семьи, строя рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка).
Дети составляли рассказы-описания о своих близких по условно-графической схеме (внешность, возраст, любимые занятия, профессия, родственные связи).
Проводили беседы и дидактические игры на темы «Угадай, когда это было?». «Как развивалось событие?»
Детям предлагали вопросы:

  1. Каким ты был раньше?
  2. Когда ты родился, как рос, каким стал теперь?
  3. Где ты жил - где живешь?
  4. Что любишь (что нет)?
  5. Хочешь ли пойти в школу?
  6. Кем хочешь стать, когда вырастишь?

Детям предлагали рассказать, как ведут себя члены их семей в той или иной ситуации. Для расширения географических представлений дети выясняли, кто из членов семьи ребенка, где родился.
Анализ микро - развивающей среды по социально-личностному развитию
детей.
В настоящее время руководителей ДОУ, воспитателей очень волнует вопрос развивающей среды. Сколько же всего интересного, оригинального создано фантазией, творчеством и умелыми руками воспитателей.  Наш педагогический коллектив  для  организации предметно-развивающей среды использует методическое пособие  под редакцией  Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой.  Не потеряли актуальности методические пособия Новоселовой  С.Л., Рыжовой Н.А., Петровского В.А.
Что понимается под развивающей средой?
Этот термин в последнее время стал достаточно популярным и используется различными авторами. Многие дошкольные учреждения используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселова, приведем определение этого автора:
«Развивающая предметная среда» - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Разработанная СЛ. Новоселовой концепция предусматривает создание вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды детских садов.
Детский сад, по мнению коллектива нашего учреждения, должен представлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространство групповой комнаты, где ребенок находится большую часть детсадовского времени.
При формировании у старших дошкольников социальной компетентности, я опираюсь на общие стратегические основные принципы и требования создания предметно-развивающей среды в детском саду.

  1. Дистанции, позиции при взаимодействии.
  2. Активности, самостоятельности, творчества.
  3. Стабильности - динамичности.
  4. Комплексирования и гибкого зонирования.
  5. Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  6. Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
  7. Открытости - закрытости.
  8. Учета половых и возрастных различий детей.

К одним из новых элементов развивающей среды, по мнению СЛ. Новоселовой, можно отнести центры. Они служат местом концентрации различных материалов и оборудования, собранных для решения тех или иных образовательных проблем. Прежде всего, центры предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого.
Создавая центры,  в своей группе использовала пособия ранее упомянутых авторов.

Название центра

Назначение

Двигательный центр

Создание условий для повышения двигательной активности детей.

Сенсомоторный центр

Создание условий для развития сенсорно - перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционального положительного отношения к предметам и действиям с ними, развития общей и мелкой моторики.

Игровой центр

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры, развития игрового опыта детей, пробуждения интереса к игровому общению со взрослыми и сверстниками, осуществление коррекции эмоционально-личностных проблем развития ребенка.

Социально- трудовой центр

Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков, освоения простых трудовых операций, воспитания положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности.

Центр искусства

Создание условий для развития интереса и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, развития творческих способностей.

Центр
ознакомления с окружающим и развития речи

Создание условий для речевой активности и коррекции речевого развития детей, формирования представления о себе и окружающем мире.

Центр развития элементарных математических представлений

Создание условий для обогащения опыта ориентировочных действий, развития перцептивно-сенсорных способностей, опыта практических действий с множествами.

Центр
конструктивных и строительных игр

Создание условий для развития восприятия пространственных свойств объектов, развития общей и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, конструктивных умений, использования результатов конструирования в игре.

Экологический центр и
опытническая лаборатория

Создание условий для развития экологических представлений о ценностях природы, разнообразной деятельности в природе, накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой, познавательных функций.

Музыкальный центр

Создание условий для музыкально-эстетического развития детей.

Краеведческийцентр

 Всестороннее изучение родного края, России.

Одним из разделов центра краеведения мы выделили раздел:
 «Мой родной дом - семья».
В содержание этого раздела входят следующие материалы и пособия:
- обобщающая схема генеалогического древа (формирование системы знаний о родственных  отношениях и преемственности поколений);
- а также пособия с фотографиями , сделанные родителями о своей родословной:
- работает фото рубрика «Я и моя семья» (где ребенок изображен с членами своей семьи в различные периоды (рождение, знаменательные события, труд, отдых);
- собран иллюстративный материал по теме «Семья»;
- изготовлены графические схемы-модели для составления детьми рассказов-описаний о членах семьи;
- собраны произведения художественной литературы;
- периодически работает выставка «Золотые руки», где представлены изделия и поделки членов семей и совместные с ребенком;
- стало традицией приносить в группу семейные фотографии семейных праздников, знаменательных дат, отдыха;
- в художественно-эстетическом центре работает выставка детского рисунка «Моя семья, мои родные» (дети рисуют портреты членов своей семьи, в сюжетных рисунках отображают взаимоотношения с членами семьи, их любимые занятия, что помогает оценить и понять положение ребенка в семье и атмосферу семейных отношений);
Традицией и нормой в нашей группе стало предоставление ребенку возможностей приносить из дома на какое-то время свою любимую игрушку (как правило,  подаренную кем-то из близких родственников). В этой игрушке ребенок ощущает как бы частицу своего «домашнего мира» и позволяет друзьям «войти» в свой мир через совместную игру.
Используем современные нетрадиционные формы  взаимодействия с семьёй: клуб знакомств; творческая мастерская; семейная гостиная; информационная экскурсия; посиделки с папой; мастеркласс;
конференцзал; познавательная игровая встреча детей и взрослых.
Изучение уровня социального развития
Для изучения уровня социального развития детей старшей группы мы использовали следующие диагностические средства и методы:
 1.  Наблюдение:
 а) за общением родителей с детьми во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой (при этом обращали внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, эмоциональную окраску общения (громкость, тон голоса родителей, мимику, контакт глаз, телесные контакты, реакцию детей.
б) за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.
2. Беседы-интервью для анализа и оценки ситуаций в семье по вопросам: Анкеты «Семья глазами ребенка».  Анкета позволила определить стиль воспитания данной семьи.
3. Беседа с детьми «Моя семья»:
С использованием семейных фотографий, что позволило выяснить уровень знаний ребенка о его семье, мотивы его избирательного отношения к членам семьи.
4. Вопросы для выявления знаний и интереса к своему имени.
5. Предлагали воспитанникам решить различные ситуации.
6.
Для изучения семейной микросреды проводили анкетирование родителей: анкета «Какой вы родитель?», анкета «Выражение лица», анкета «Что нам мешает».
Анализируя результаты, можно отметить, что большинство детей приходят в группу с хорошим настроением, легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, что позволяет сделать вывод о благополучных взаимоотношениях.
Но вместе с тем наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» показывают, что в последнее время дети чаще воспроизводят не отношения и общение их семей, а сцены семейных отношений, просмотренных кинофильмов. Это позволяет предположить, что большее время дети проводят у экрана телевизора. Таким образом, дети недостаточно усваивают социальный опыт членов своей семьи.
Из беседы с детьми по вопросам анкеты «Семья глазами ребенка» мы выяснили: лишь половина родителей разговаривает с детьми, чаще играют папы, книжки читают мамы, в выходные дни почти все дети смотрят телевизоры («Мультики»).
Этот опрос показал о потребности детей в общении со взрослыми людьми, в недостатке внимания.
Беседа по фотографиям «Моя семья» показала, что все дети называют, кто на них изображен, но большинство не может установить и назвать родственные отношения (кто бабушка твоей маме?).
Проведенное анкетирование родителей на изучение семейной микросреды позволило сделать вывод:
Около 50% - родители искренне любят и уважают ребенка;
30% - намечаются сложности во взаимоотношениях, родители не понимают проблем ребенка;
20% - стоит задуматься, так как они непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Можно предположить, что имеются недостатки в содержании общего процесса социализации и воспитания личности в семье. Дети слабо ориентируются в родственных отношениях, не знают традиции своей семьи, не используют в речи последовательность возрастного развития, не все знают профессии своих родителей, не всегда правильно понимают эмоциональное состояние других.
Определяя уровень социальной компетентности ребенка,
учитываем следующие критерии:

  1. Представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники.
  2. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи.
  3. Конкретные способы проявления детьми заботливого, вежливого отношения к старшим (ситуации общения, ухода за больными, поздравлении).
  4. Умение определять связь между настроением взрослого и поведением детей.
  5. Использование в речи последовательности возрастного развития.
  6. Понимание, как образуется взрослое имя и отчество, умение использовать в обращении к близким ласковые обороты речи.
  7. Выражать стремление поговорить с близкими, рассказать старшим о своих делах, любимых книгах.

Кудряшова Ирина Николаевна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с№2 Кировского района г.СПб

Конспект занятия  «Удивительное приключение мышонка».

Лексическая тема:  Весна. Признаки весны. Птицы весной.

Коррекционно – образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о весне, признаках весны, жизни птиц  весной. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие умения объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру.
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксом «-ушк»; практическое употребление в речи существительных в родительном падеже; подбор и правильное употребление в речи предлогов).
  •  Развитие связной речи (составление рассказа по серии картинок, формирование умения задать вопросы и рассуждать по заданной теме, находить и объяснять сходства и различия предметов и явлений с опорой на представления, объяснять значение пословиц и поговорок.)

Коррекционно – развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Формирование диалогических умений: а) интерес к общению и взаимодействию с другими детьми и взрослыми; б) умение спрашивать, отвечать, пользуясь разнообразными языковыми средствами; в) умение слушать, слышать, понимать собеседника; г) не перебивать собеседника; д) использовать формы вежливого обращения.
  • Развитие умения делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности.
  • Воспитание коммуникативных способностей.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи и к речи собеседника.

 Оборудование:

  • Доска магнитная  
  • Магниты
  • Модули, оформленные под пеньки
  • Фланелеграф
  • Ноутбук
  • Компьютерная презентация «Как скворец скворечник выбирал»;
  • Мышонок (игрушка – би-ба-бо);
  • Воздушный шарик;
  • Серия картинок для составления рассказа;
  • Предметные картинки (перелётные и зимующие птицы, гнёзда птиц);
  • Листочки со схемами предлогов;
  • Плоскостное дерево и скворечник для флонелеграфа.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой.

Логопед предлагает присесть на полянке и послушать пение птиц, а затем   загадывает загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о весне? (Ответы детей.)

А какие признаки весны вы наблюдаете в природе? (Ответы.)

3. Составление рассказа по серии картинок.

Логопед (приглашает детей подойти к компьютеру): Ребята, сегодня, рано утром, по электронной почте я получила сообщение: «Спешу к вам в детский сад. Мышонок».  А к сообщению были приложены картинки. Давайте их рассмотрим их и порассуждаем, о чём нам хотел рассказать мышонок. Присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики. Логопед выкладывает картинки на доске.)

Вопросы: Что произошло с мышонком? О чём хотел рассказать нам мышонок? Правильно ли поступил мышонок? Что он сделал неправильно? Как можно назвать эту историю? И т.д. Как же нам узнать, куда мышонок хотел улететь и зачем?

4. Появление мышонка. Приветствия.

Голос мышонка: Ребята, я здесь! Я к вам прилетел. (Игрушка – Мышонок на шарике.)

Логопед берёт игрушку в руки. Мышонок здоровается.

Мышонок: Я спешил к вам в детский садик, чтоб с ребятами играть.

И хочу я вместе с вами много нового узнать.

Дети отвечают:

1.ребёнок -  Здравствуй, мышонок!

2. ребёнок - Мы так рады тебя видеть.

3. ребёнок - Мы ждали тебя.

4. ребёнок – Присаживайся к столу.

5. Рассказ мышонка.

Мышонок (присаживается к столу): Я слышал, что вы хотели о чём – то меня спросить.

Дети задают вопросы по картинкам: Зачем мышонок надул шарик? Куда он хотел полететь? Страшно ему было или весело? И т.д.

Мышонок: Я полетел на воздушном шарике, чтобы встретить птиц, которые осенью улетели на юг, а весной возвращаются в родной край.

Дети: Каких же птиц ты встретил на своём пути?

Мышонок (перечисляет): Журавлей, лебедей, ласточек, гусей, скворцов. Только не знаю, как их можно назвать одним словом?

Дети: Эти птицы называются перелётные.

Мышонок: А почему они так называются?

Дети объясняют.

6. Игра «Четвёртый лишний».

Мышонок: Теперь я всё понял. Вот у меня, сколько портретов перелётных птиц. Я вам их сейчас покажу.   (Приглашает детей подойти к столу и выбрать конверты с картинками. Выкладывает на доске картинки с перелётными и зимующими птицами. Лишние картинки откладывает в сторону, а затем задаёт вопрос.) А как можно, одним словом назвать этих птиц?

Дети: Эти птицы называются зимующие.

Мышонок: А почему они так называются?

Дети объясняют.

7. Что обозначает слово?

Мышонок: А зачем некоторые птицы улетают в дальние края? Ведь дорога туда нелёгкая и опасная.

Дети отвечают, что птицы зимой не смогут найти пищу и погибнут от голода.

Мышонок: А чем питаются перелётные птицы?

Дети: Насекомыми, рыбой, лягушками, ящерицами и т.д.

Мышонок: А почему одни перелётные птицы называются насекомоядными, а другие водоплавающими?

Дети объясняют.

8. Что общего и чем отличаются друг от друга?

Мышонок (предлагает детям сесть за стол и рассмотреть картинки с птицами): Что же общего и чем отличаются одна птица от другой? Например, утка и ласточка, или, гусь и скворец?

Дети рассуждают.

Мышонок: Спасибо, вам ребята. Вы мне всё объяснили.

9. Игра «Из чьей стаи птица?» Употребление существительных в родительном падеже.

Мышонок:  А правду говорят, что у каждой птицы есть своя стая?  Вот, например, журавли, из какой стаи?

Дети: Журавли из стаи журавлей;

Дрозды из стаи дроздов;

Скворцы из стаи скворцов;

Грачи из стаи грачей;

Ласточки из стаи ласточек;

Гуси из стаи гусей;

Аисты из стаи аистов.

10. Физкультминутка

Мышонок: А теперь, дети, стайкой все вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в круг.)

На полянке в этот раз птичья стайка собралась: (Дети бегут по кругу, машут «крыльями»)

Прилетели два чижа,  (Топают ногой.)

Прилетели три стрижа, (Хлопают в ладоши.)

Прилетела совушка, сонная головушка. (Голову кладут на ладони.)

Сел на ветку соловей, (Приседают.)

Рядом скачет воробей. (Прыгают.)

Тихо! Ястреб кружит там! (Подносят палец к губам.)

Птички, быстро по домам! (Бегут по кругу, машут «крыльями.)

11. Загадка.

Мышонок: Я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его?...  (скворец.) А как называется дворец скворца? (Скворечник).

(Дети подходят к доске на которой изображено дерево, скворечник, скворец. На дереве листики со схемами предлогов.

Мышонок: Посмотрите, на этом дереве листья необычные. Давайте возьмём эти листики и узнаем их секрет. (Дети берут схемы предлогов. Мышонок предлагает детям подойти к компьютеру.)

12. Компьютерная игра «Как скворец скворечник выбирал?»

Дети садятся около компьютера.

Мышонок(показывает файлы и рассказывает): Прилетел скворец в родной край. Стал искать себе домик. Увидел на высоком дереве скворечник. Решил его рассмотреть.

(В     включается файл со схемой, ребёнок с данной схемой проговаривает предложение с нужным предлогом и проверяет результат на компьютере.)

Мышонок: Всё рассмотрел скворец. Понравился ему дворец. И решил он в нём поселиться.

13. Когда так говорят? Толкование пословиц и поговорок.

Мышонок: А когда и почему так говорят: -  Увидал скворца, знай весна у крыльца?

Дети рассуждают.

14. У кого какой птенец.

Мышонок: (приглашает детей подойти к доске. Выкладывает на доске картинки с изображением разных птичьих гнёзд). Я теперь знаю, что у скворца есть скворечник, а это что такое? (Гнездо ласточки, гнездо грача, гнездо аиста и т.д.)     А для чего птицы вьют гнёзда? (Дети рассуждают.) Я слышал, что есть птица, которая не вьёт гнезда. Знаете вы такую птицу? (Кукушка.)

Мышонок: Послушаёте загадку.

Все они в гнезде сидят и на улицу глядят.

Очень кушать хотят и тихонечко пищат. (Птенцы.)

У всех птиц весной появляются птенцы. А как называются птенцы у разных птиц?

У грача – (грачата)

У журавля – (журавлята)

У скворца – (скворчата)

У гуся – (гусята)

У аиста – (аистята)

15.Игра «Назови ласково».

Мышонок: Ах! Как мне хочется, чтобы птицы скорей прилетели в наш край. Давайте их ласково позовём. Как мы позовём лебедей? (журавлей, скворцов, соловьёв.)

Лебёдушки, летите к нам скорей.

Журавушки…, скворушки…, соловушки...

16. Эмоциональное расслабление.

Мышонок: Смотрите, ребята, птицы уже к нам летят.

Песня: «День добрый»

(Дети садятся на ковер, слушают музыку и просматривают слайды).

17. Рефлексия.

Мышонок: Спасибо вам, ребята. Мне было очень интересно на вашем занятии. А что вам понравилось на занятии? Что у вас получилось лучше всего?

Дети отвечают.

18.Заключение

Мышонок: А теперь, ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём на прогулку, встречать птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...

Метод социального взаимодействия детей с РАС "Социальные истории"

Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии. Почему? В большенстве случаев эти дети - неговорящие. Теория модели описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зр...

Статья - Основные методы успешного запоминания

Статья по психологии - Основные методы успешного запоминания...

Статья "Основные методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В данной статье раскрываются основные методы (наглядный, словесный, практический) развития коммуникативных навыков дошкольников и оптимальные возможности их использования с использованием театрализаци...

Доклад старшего воспитателя на педагогическом совете «Дидактическая игра как основной метод математического развития детей»

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг предс...