Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
статья на тему

Георгиевская Лариса Владимировна

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии мелкой моторики. Различные манипуляции с предметами положительно влияют на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи. Дидактическая игра помогает развитию этих процессов путем стимуляции движений пальцев рук ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

       Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т.к. у детей имеются проблемы в развитии. Для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, т.к. мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом. Общеизвестно также, что в процессе роста ребенка развитие мелкой моторики рук имеет очень большое значение. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

      Упражнения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой  моторики с  различными речевыми заданиями. Многими учеными, педагогами, психологами были разработаны игры, дающие возможность органично сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

      Известно, что игра - основной вид деятельности дошкольника, а из игрушек наиболее любимы детьми те, которые стимулируют их собственную активность:  моторную, строительную,  социальную. Игра – важнейшее средство психического развития ребенка.

Значение развития мелкой моторики в процессе формирования познавательных  психических процессов ребенка.

    В процессе действия с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие мелкой ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка.

    Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает  подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно,  правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Т.о. у него происходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации.

    В развитии мелкой моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.) Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Развитие манипуляций с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

Игра как форма организации жизни и деятельности детей.

     Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

    Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины связи.

    Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направлять внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей развивать любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

    Таким образом, педагог, организуя жизнь и и деятельность детей в игре, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки  самоорганизации в игре.

                                             Понятие дидактической игры.

В педагогике и психологии  существует разное понимание дидактической игры.  Ее рассматривают со следующих позиций:

- как деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки; как игру, предназначенную для обучения;

- как игру, имеющую дидактическую цель и требующую  соответствующего дидактического материала;

- как процесс использования дидактического материала в игровой деятельности, посредством которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний;

- как единую систему воздействий, направленную на формирование потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков и умений:  сенсорных, интеллектуальных;

-  как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу.

    Несмотря на некоторые различия, все эти подходы объединены  общими моментами.

     Общепризнанно, что дидактическая  игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предполагает использование дидактического материала. Необходимо подчеркнуть, что такая игра создается взрослым.  Ребенок  получает ее в готовом виде.  

    Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение  дидактической игры: это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия  игровой и дидактической задач.

Виды дидактических игр.

  • Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
  • Словесные игры.  Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
  • Настольно-печатные.  Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.  

     Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что ученые, педагоги отводили огромную роль развитию мелкой моторики и считали невозможным полноценное развитие человека без своевременного правильного развития мелкой моторики. Ведь даже такие умения и навыки, как расстегивание одежды, снимание и одевание, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии мелкой моторики. Различные манипуляции с предметами положительно влияют на формирование познавательных  психических процессов:  восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.Таким образом, дидактическая игра помогает развитию  этих процессов путем стимуляции движений пальцев рук ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Главная цель : Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использования развивающих игр....

Игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Презентация " Игра как средство мелкой моторики у детей дошкольного возраста" отображает актуальность темы,цель,задачи. приводятся примеры игр.например ; игры с элементами конструмрования,иг...

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

В методической разработке представлена роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников, использование пальчиковых игр на занятиях , а также виды и примеры пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. В дошкольном во...

Статья на тему : "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....