"Роль театрализованных игр по литературным произведениям в воспитании и развитии детей".
статья на тему

Воробец Любовь Николаевна

Статья о роли художественной литературы в воспитании и развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья38 КБ

Предварительный просмотр:

"Роль театрализованных игр по

литературным произведениям в

воспитании и развитии детей".

        

Игра- наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражение впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра, как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины то или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, осваивают выразительность речи). Театрализованная игра является средством самовыражения и саморегуляции ребёнка.

 Театрализованная игра представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы и т.д.).Творческое разыгрывание ролей в игре помогает правдиво передавать образы геров произведений. Образ героя, го основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.

Особенности театрализованной игры:

-наличие зрителей

-литературная или фольклорная основа их содержания.

Театрализованную игру можно разделить на две основные группы:

драматизация и режиссёрская игра.

В играх- драматизациях ребёнок исполняет роль в качестве "артиста".

  В режиссёрских играх "зрителями " являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как "сценарист и режиссёр", управляет "артистами". Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, объёмный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток).

  Виды игр- драматизаций:

-Игры-драматизации образов животных, людей, литературных персонажей;

-Ролевые диалоги на основе текста;

-Инсценировка произведений;

-Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

-Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игра- драматизация строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определены текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила, это отличает её и от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена возможность совмещения события из разных литературных источников, введение новых действующих лиц. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению и по характеру руководства ими.

Театрализованная игра тесно связана с литературными и художественными произведениями. Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово. Детская художественная литература является одним из важных средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь воображения, восприятия, что очень важно для театра.

  В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, певческое.

Для поддержания, развития и укрепления интереса к литературе у детей дошкольного возраста используются следующие методы литературного развития:

-чтение (рассказывание) взрослым;

-прослушивание записей и просмотр видеоматериалов;

-прослушивание (просмотр) записей используемых литературных текстов самими детьми;

-беседы после чтения;

-беседы о книгах;

-обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы;

-вечера литературы, развлечения, литературные праздники и театрализованные представления;

-тематические выставки;

-заучивание стихов, беседы о любимых сказках и их героях, рассказывание детьми произведений по ролям.

  Требования к театрализованной игре:

-разнообразие тематики, содержания;

-постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;

-сотрудничество детей друг с другом и с взрослым на всех этапах организации театрализованных игр.

 

Своеобразие театрализованных игр дошкольников:

1. Строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет, роли, поступки героев, их слова определены текстом этого произведения.

2. От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какие они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

3. Действия, выполняемые дошкольниками более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.

4. передача образов требует от детей использования разных средств выразительности( жестов, мимики, пантомимики),инициативы, самостоятельности, творчества, умение проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

5. Состоит из двух частей: подготовка и сама драматизация.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа:

1 этап-освоение литературного произведения, которое будет драматизироваться.

2 этап-реализация в общей системе воспитания и обучения детей группы(создают декорации, реквизит, упражняются в имитации движений, голоса и т.д.)

3 этап-сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания и навыки.

  Театрализованная деятельность не появляется сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическом коллективу.

  Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению",т.е. сам владел основами актёрского мастерства, а так же основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей. От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями "оформителя" спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры освоения комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организовывать деятельность других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"

В материале отражены  психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности.  ...

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой.

Данныий материал позволит правильно подобрать художественную литературу для чтения детям, учитывая их возрастные особенности....

Сценарии театрализованных постановок по литературным произведениям для детей 3-7 лет с ОНР

Мною создана авторская программа "Здравствуй, сказка".      В  ней  разработаны  сценарии  по 14 классическим  произведениям  детской...

Консультация для воспитателей "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой."

• Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;• Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;• Пом...

Роль театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

l В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать...

Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.

В статье отображена значимость просмотра и воспроизведения по ролям мультфильмов по литературным произведениям  как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников...