Главные вкладки

    Обследование фонематического восприятия у дошкольников
    статья (подготовительная группа) на тему

    Консультация для логопедов и воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Обследование43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обследование фонематического восприятия речи

    Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие «фонематический слух». Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух – слух, посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним.[1]

    Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.

    Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является важнейшим стимулом для формирования правильного произношения.

    В данной работе я приведу пример фонематического обследования по методике разработанной Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.[2]

    1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

    Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

    Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

    Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

    Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

    Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

    Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

    2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

    Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

    Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

    Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

    Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

    Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

    Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

    То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

    Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

    Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

    3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.

    Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

    Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

    Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки ( крыша - крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка - кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

    4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах.

    Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

    Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

    5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

    Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук ( д, ж, и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

    Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

    6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

    Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

    Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

    После проведения обследования фонематической стороны речи логопед продолжает обследование и делает заключение, которое указывается в речевой карте.


    [1] Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 68

    [2] Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент обследования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР на материале слов-квазиомонимов

     Представлен фрагмент обследования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР на материале слов-квазиомонимов....

    Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"

    Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....

    МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и  внимание у  обследуем...

    МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и  внимание у  обследуем...

    Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

    в материале представлено описание возможных методик по обследованию фонематического восприятия...

    методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)

    материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...

    обследование фонематического восприятия

    карточки для обследования фонематических процессов...