Главные вкладки

    Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия
    методическая разработка на тему

    Петрова Любовь Николаевна

    в материале представлено описание возможных методик по обследованию фонематического восприятия

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

    Исследование состояния фонематических функций ребенка представляет собой определенную последовательность:

    1 Фонематическое восприятие:

    -дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:

    1. повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
    2. повторение серий слогов;

    -дифференциация фонем на основе слухового восприятия;

    -дифференциация фонем по представлению (6-7лет).

    2 Способность к фонематическому анализу и синтезу:

    -выделение ударного гласного в начале слова;

    -выделение звука из слова;

    -определение первого, последнего звука в слове;

    -способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез (6-7лет):

    1. определение последовательности и количества звуков в слове
    2. составление слова из последовательно названных звуков;

    3 Фонематические представления (6-7лет):

    -нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

    -подбор слов с заданным звуком.

    Методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  III уровня была составлена с использованием заданий авторов методик:

    1. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [58]. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. В пособии представлены приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу) различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). Приемы помогают выявить картину владения фонематического восприятия.
    2. Н. И. Дьякова [9]. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. Данное пособие содержит исследование фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза.
    3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. [19] Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу  у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают  обследование и анализ состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
    4. Г. А. Волкова [4] Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Пособие содержит задания, направленные на выявление состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

    В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь при непонимании смысла инструкции (показывали образец выполнения) и забывании задания (повтор задания).

    Методика обследования состояла из 6 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.

    Задание 1. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

    Инструкция:

    а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с].

    Материал: ряд звуков

    ж, с, ч, ц, ш, т, с, с, ш, ц, т, с, ч, з.

    Инструкция:

    б) Подними синий кружок, если услышишь слог со звуком [л] — выделение звука из ряда слогов.

    Материал: ряд слогов

    ло, бо, лы, ла, то, во, мо, лэ, ло, ны, но, ра, лы, ру, ва.

    Инструкция:

    в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ш] — выделение звука из ряда слов.

    Материал: ряд слов

    шапка, лыжи, шишка, санки, подушка, чайник, карандаш, щетка, чашка, ложка, щетка, часы, шкаф, шар, капуста, ручка, собака, жук, стрекоза, машина, лиса, груша.

    Критерии оценки:

    1) Правильное выделение звука в ряду звуков — 1балл.

    2) Правильное выделение звука в ряду слогов — 1 балл.

     3) Правильное выделение звука в ряду слов — 1 балл.

     4) Ошибки при выполнении данного подпункта — 0 баллов.

    Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

    Результаты выполнения всех заданий суммируются.

    Задание 2. «Слушай и показывай» — узнавание на слух слов, различающихся одним звуком.

    Материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (коса – коза, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – лак, чёлка – щёлка, удочка – уточка, крыса – крыша, дрова – трава, мышка – мишка, роса – роза, плащ – плач, суп – зуб, гости – кости, игра – икра, лес – лещ).

     Инструкция: посмотри на картинки и покажи ту, название которой услышишь.

    Критерии оценки:

     1) Правильное выполнение всего задания — 1балл.

     2) Не более 3 ошибок — 0,5 балла.

     3) Более 3 ошибок — 0 баллов.

    Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

    Задание 3. «Повтори за мной» — выявление способности детей воспринимать на слух слоговые сочетания, удерживать их в памяти и переводить акустические образы в артикуляторные.

    Инструкция: послушай. Повтори так же.

    Материал: серии слогов

    на-та-ка, ма-па-ба, ба-бо-бу-бы, ты-ти-ди, ко-хо-го, па-ба-та, но-ни-но.

    Критерии оценки:
    1) Правильное повторение всех рядов — 1 балл.

     2) Частичное выполнение задания — 0.5 балла.

     3) Ошибки при повторении всех рядов — 0 баллов.

    Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

    Задание 4. «Внимательные ушки» — выявление особенностей сформированности фонематического восприятия

    Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

    Инструкция: покажи картинку, если произнесу слово правильно. Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

    Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

    Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

    Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

    Критерии оценки:

    1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.

    2) Ошибки при показе одной – двух картинок — 0,5 балла.

    3) Ошибки при показе более двух картинок — 0 баллов.

    Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

    Задание 5. «Найди ошибку» — различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.

    Инструкция: послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

    1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
    2. У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
    3. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
    4. На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
    5. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
    6. На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

    Критерии оценки:

    1) Правильное определение всех текстов с ошибками — 1 балл.

    2) Правильное определение 1-2 текстов с ошибками — 0,5 балла.

    3) Другие варианты — 0 баллов.

    Задание 6. «Разложи картинки по группам» — дифференциация фонем по представлению.

    Инструкция: разложи картинки по группам, не называя их. (Все картинки перемешаны).

    Материал — предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.

    Оценка результатов:

    1) Правильное выполнение всех заданий — 1 балл.

    2) Одна - две ошибки — 0,5 балла.

    3) Другие варианты — 0 баллов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент обследования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР на материале слов-квазиомонимов

     Представлен фрагмент обследования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР на материале слов-квазиомонимов....

    Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"

    Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....

    Обследование фонематического восприятия у дошкольников

    Консультация для логопедов и воспитателей....

    МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и  внимание у  обследуем...

    МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и  внимание у  обследуем...

    методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)

    материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...

    обследование фонематического восприятия

    карточки для обследования фонематических процессов...