Педагогический проект "Формирование основ национального самосознания у дошкольников"
проект (средняя группа) по теме

Мартынова Елена Владимировна

 

 

                                             

Педагогический проект "Формирование основ национального самосознания у дошкольников"

      

 «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен.» Н.Н.Карамзин

 

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

 

 Актуальность.

  Формирование национально − регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных проблем современного этапа образования. По словам  Н.Н.Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории − презренен и легкомысленен.»

  Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.  При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и  плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими  народами. На протяжении веков бок  о  бок живут  разные народы: мордва, чуваши, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.

   В нашем детском саду большое внимание уделяется внедрению регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Сделав педагогический анализ работы, т.е. изучив уровень развития и воспитанности детей, степень усвоения программы, всю педагогическую работу, предметно-развивающую среду, стиль взаимоотношений в коллективе; обобщив передовой педагогический опыт, я решила разработать проект работы с детьми по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста.

   Новизной и отличительной особенностью является: усовершенствование форм и методов  развития познавательных мотивов, направленных на формирование у ребёнка-дошкольника нациольного самосознания.

Цель:

− формирование у детей начал национального самосознания, интереса к культуре мордовского народа, к его традициям и обычаям.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

− воспитание личностных качеств: открытости  и толерантности;

− расширение знаний дошкольника об истории и культуре мордовского народа;

− формирование  у дошкольников  представления о многообразии мира;

− развитие интеллектуальных и речевых способностей;

−   расширение общеобразовательного кругозора дошкольника, их знаний об истории и культуре эрзи нашего края;

− формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к мордовской культуре и мордовскому народу

− создание максимально благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к воспитанию у детей позитивного отношения к национальной культуре;

− развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчества, детской художественной литературы национальных авторов;

− развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества;

− обогащение социального опыта дошкольников для встречи с другими народами;

− совершенствование работы детского сада с семьей.

    Решение этих задач опирается на принципы:

− принцип природосообразности (близости к родной природе, культуре, учета возрастных и индивидуальных физических, психических, музыкальных особенностей детей);

− учет реалий сегодняшнего времени и задач современного образования;

 − принцип межэтнической толерантности (терпимости) к разным культурам и народам;

− комплексность работы (ДОУ, семья, социальные институты).

    В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза:

− если в дошкольном возрасте заложить основы национального самосознания и эту работу продолжить в школе, то чувство любви и уважения к своему народу, к его традициям и обычаям ребенок пронесет через всю свою дальнейшую жизнь.

  Ведущая педагогическая идея проекта заключается в разработки модели  принципа тематического планирования  по разделам. Темы повторяются в течение года, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными особенностями. Сотрудничество взрослого с детьми строится с учетом индивидуальных потребностей и интересов дошкольников.

Методы и приёмы:

    − изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

-       наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

-       количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);

-       анкетирование и беседа с родителями.

При планировании и организации занятий важно  соблюдать следующие условия:

-       обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

-       правильное определение главной цели занятия;

-       содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.

-       учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.

 −Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области          знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать формированию  национального самосознания у детей дошкольного возраста.

 −Практическая значимость используются разнообразные виды деятельности, учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Познавательная значимость состоит в том, что:

− в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера     (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);

− применяется личностно − ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

   Предлагаемая организация педагогического процесса имеет определенные преимущества:

− во-первых, подчиненность отдельных тем различных видов деятельности общей теме раздела позволяет комплексно решать образовательные и воспитательные задачи;

− во-вторых, есть возможность вариативного использования содержания методов и форм воспитания и обучения.

   Детский сад, семья и окружающая её среда оказывают на детей сильное влияние в плане освоения культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Одной из проблем воспитания является воспитание любви к Родине, к родным местам, к краю предков. Эффективные средства и методы формирования у детей нравственного облика даны в разделе «Моя родословная», который рассчитан на детей 4-7 лет и состоит из четырех циклов: «Я и моя семья», «Я и моё имя», «Мои родственники и друзья», «Я и моя малая Родина».

   Интерес к народному искусству, к сохраненным и переданным из поколения в поколение традициям не иссякает. А в последнее время заявляет о себе с новой силой. Учитывая это, педагоги детского сада нашли путь воспитания культуры личности – пробуждению интереса к историческому наследию, национальным традициям Мордовии. Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины, система ознакомления с мордовским фольклором, а через него с традициями мордовского народа, фрагментами обрядовой культуры, пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство». Он рассчитан на детей 5-7 лет, состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов:

− ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа;

− воспитание у детей правил хорошего тона;

− ознакомление с мордовскими национальными блюдами и приобщение

   детей к их приготовлению;

− ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.

  Определенное невнимание к непосредственно окружающей нас природе – «болезнь» не только ныне живущих поколений людей. Многие философы и биологи прошлых веков предостерегали от чрезмерного увлечения «чужедальними» краями, укоряли исследователей в пренебрежении к самым близким и родным. И верно. Природа вокруг нас, она врывается в открытую форточку, и она прекрасна. Но для того, чтобы это ощутить, нужно желание и умение её видеть. Познать родной край, природу мордовской земли помогает раздел «Природа родного края». Раздел состоит из двух циклов «Мир живой природы» и «Мир неживой природы», рассчитан на детей 4-7 лет.

  Мордовия – это не только красавица  − Мокша, раздолье полей и прохлада лесов. Это, прежде всего памятники культуры, достопримечательности и, конечно, люди, прославившую свою малую Родину на всю страну. И чтобы дети их знали и гордились ими, было решено включить раздел «Национальная гордость», который  рассчитан на детей 5-7 лет и разделен на два направления: «Знаменитые люди» и «Достопримечательности Мордовии».

  

 Ожидаемый результат в конце проекта.

   Решение широкого круга задач предполагает использование всех форм организации детей, включая специально организованные занятия, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей.

   Созданная в детском саду предметно-развивающая среда обеспечивает возможность выбора детьми, совместно со взрослыми различных форм активности. Умело подобранный материал по национальному мордовскому фольклору, мордовские сказки, произведения мордовских писателей и поэтов не только знакомят с мордовскими обычаями, устоями, жизнью мордвы, но и оказывают благотворное влияние на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников.

   В детском саду создан мини-музей (комната национального быта). Собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта. Образцы национальной вышивки. В каждой групповой комнате детского сада оформлен «Уголок Мордовии».

      Большую роль в воспитании играют народные праздники. Сопричастность детей к народным праздникам – это особое средство ознакомления их с народными обычаями, обрядами и традициями. А высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал.

  Одной из интересных форм совместной деятельности является кружковая работа. Кружок «Учимся говорить по мордовски» организован с детьми пятого и шестого года жизни с учетом их индивидуальных особенностей. Развитие творческих способностей детей средствами мордовского фольклора – основная задача, решаемая в рамках данной формы педагогической деятельности.

   Вся эта деятельность не была бы настолько эффективной, если бы не участие и помощь родителей. Работа с ними решается в двух направлениях:

− пропаганда педагогических знаний по организации деятельности по воспитанию позитивного отношения к культуре мордовского народа (собрания, консультации, наглядная агитация, анкетирование и т.д.);

− непосредственное участие на мероприятиях, праздниках.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом –4года, осуществляется в четыре этапа).

 

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитика - прогностический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия.

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития познавательных способностей детей 4-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики познавательных способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

II этап – рабочий (внедренческий)

 

1 год работы по проекту

 

1 блок – работа с детьми

 

 

 «МОЯ

РОДОСЛОВНАЯ»

(Раздел состоит из 4-х циклов)

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый цикл        

 

«Я и моя семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй цикл

 

«Я и мое имя»

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий цикл

                          

«Мои родственники и друзья»   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый цикл

 

«Я и моя малая Родина»

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

«МОРДОВСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО»

(Раздел состоит из 4-этапов, взаимосвязанных между собой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1этап.

 

 Ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап.

 

Воспитание у детей правил хорошего тона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап.

 

Ознакомление с мордовскими национальными блюдами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 этап.

 

Ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ  (Раздел состоит из 2 направлений)

 

«Природа родного края».

 

« Мир неживой природы».

   

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИАНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ

(Представляет 2 раздела)

 

«Знаменитые люди»

«Достопримечательности Мордовии»

 

Воспитание  любви и уважения к близким;  Формирование у ребенка представления о себе как о представителе человеческого рода;                                                         Привитие чувства доброты, красоты, справедливости на основе идеалов и чувства любви  к Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Воспитание  любви, уважения и заботу к близким, привязанность к своей семье, роду.                                                                                                                                        

Формирование  стремления к совершенству семьи, рода (высокой нравственности, целомудрию, доброте).

   Работа по этому циклу на гармонию семейных взаимоотношений. Детям даются знания о том, что семейный очаг мордвы – свет и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми.                                                                            

  С помощью бесед, колыбельных песен, песен о матери, бабушке детям прививается любовь к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Использование произведений устного народного творчества и пословиц.                                                                                                                                         В играх, особенно в сюжетно-ролевых.

 

 

Формирование у ребенка представление о значении своего имени, о себе как представителе человеческого рода, воспитывать чувства собственного достоинства, уверенность в себе.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Развитие чувства гордости за свой род, воспитание привязанности к нему, уважительное отношение к старшим, друзьям, гуманное отношение к другим людям.    Через рассказы, пословицы, рассматривания картин, фольклор дети узнают, что культ предков был очень распространен у мордвы, систематически поддерживался сознательным преувеличением роли старых и их опыта в жизни молодых.

 

 

 

 

 

 

Обогащение представления детей о своей малой Родине, месте, где он родился и живет с родителями, воспитать привязанность  и любовь к родным местам. Родину мордва называют «шачема мастор», что в переводе означает «родимая земля».

  Дать детям знания о своей малой Родине, о родном селе, графическом расположении республики и ее истории. Дети узнают о жизни знатных людей, прославивших село, республику. С этой целью проводятся экскурсии к памятнику, «Погибшим войнам» и в музей и другим достопримечательным местам родного села.

 

 

 

Приобщение  детей к национальным традициям гостеприимства;         Формирование  специальных знаний и умений по приготовлению мордовских блюд, особенностей сервировки стола, общей культуры личности (общения, правил поведения), уважения и доброе отношение к людям.

 Ознакомление детей с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа.

 Соблюдение  этических  норм речевого этикета. Это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания.                       

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

 

 

 

 

Воспитание у детей правила хорошего тона;

Ознакомление детей с мордовскими национальными блюдами;

 Ознакомление детей с мордовскими обрядами и праздниками.

  Соблюдение этических норм речевого этикета − это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми, детьми и взрослыми.

Дать основу для реализации задач по формированию у детей национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа, обеспечивать личностное развитие ребенка, развивать чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим;

  Позволит расширить кругозор детей о культуре мордовского народа, о его традициях и обычаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Воспитание  у детей любви  и бережного отношения к природе родного

 края.

2. Через красоту и многообразие природы показать детям величие нашей республики.

3.Обогащение  знаний  детей о живой и неживой природе родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Знакомить детей дошкольного возраста с произведениями живописи и скульптуры.

2. Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими людьми.
3. Обогащение духовного мира ребенка..
4. Воспитание интереса детей к истории мордовского народа, формирование начал национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей.

5. Воспитание интереса к произведениям мордовской художественной литературы.

6. Формирование чувства национальной гордости.
 

 

 Колыбельные песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, частушки, прибаутки;           Рассказы (исторические, искусствоведческие, природоведческие);         Сравнение, убеждение, приучение, благопожелание, рассматривание семейных альбомов, генеалогического дерева, музыкальное сопровождение и др. 

 

Групповая деятельность

Материнское слово-святое слово», «Ближе мамы друга нет» и др.                                                                                                                                          

«Семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая деятельность

 Ознакомление детей с идеалами народа о совершенстве личности;

 Знакомство с дохристианскими мордовскими именами, которые  были преимущественно самобытными, но      использовались                           и заимствованные (славянские, тюркские). 

 

 

Групповая деятельность

«Родителям  признаешься – не раскаешься»,

«Дом красен женщиной, двор – мужчиной», «Хорошо деду в старости, если внуки умные», «Ближе мамы друга нет».

 

 

Групповая деятельность

 

«В родном краю жизнь как в раю»,

«Человек без Родины, что птица без гнезда»,

 «Родина для каждого – отец и мать».

 

 

 

 

 

 

 

Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины;  Система ознакомления с мордовским фольклором; Традициями мордовского народа; Фрагментами обрядовой культуры; Пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая деятельность

 Введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа;

Формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая деятельность

 Работа с детьми проводится в двух направлениях:

Ознакомление:

1. С вежливыми словами традиционного приглашения;

2. С обрядами.

Знакомство:

а) со словами;

б) этикетными выражениями

 

 

 

Групповая деятельность

 Ознакомление

с популярными мясными блюдами  у мордвов – шеняфкс – картошка с мясом. Убой скота является торжественным событием и поводом для созыва, шеняфкста ярхцама, родственников и соседей.

Цёмарат − кусочки жирной свинины заворачиваются в пресное тесто. Отваривются в бульоне с квашеной капустой.

Гостевыми блюдами считаются блины пшенные – ямксонь пачат;  Пироги с калиной – чивгонь перякат;

Поза – считается безалкогольным напитком весьма древнего происхождения с хмелем и солодом.

Мичке − это кушание тоже относят к выполнению празднично-обрядовой функции: после отела коровы молозиво варят в печке и созывают соседей, друзей,  родственников, мичконь озондома,  угощая этим кушаньем.

 

 

Групповая деятельность

Создание соответствующей развивающей среды;
Создание мини-музея; Оформление мордовских уголков в группах;

Проведение спецкурса для педагогов: «Быт наших предков»;

Подбор художественного слова: пословиц, поговорок, сказок, потешек, песен, примет;

Проведение тематических дней;

Проведение народных праздников: Роштовась (Рождество), Масланцесь (Масленица), Очижись (Пасха), Тройцесь (Троица); Развлечений; Игрища: Мокшень свадьба (Мокшанская свадьба), Луганяса келунясь (Праздник

березки);

Разработка перспективного плана работы.

 

 

Групповая деятельность

1.Разработка  перспективно – тематического плана для всех возрастных

  групп.

2.Разработка  цикла занятий по разделам: «Птичий  город», « Мир

   насекомых»,

« Тайна деревьев», «Царство трав», «Неживая  природа вокруг

   нас».

3. Проведение тематических дней.

4. Оформление альбомов:  «Ягоды», «Грибы»,

«Озеро Инорка», «Птицы»,

 «Лекарственные растения»;  Создание коллекции: «Природные богатства

   нашего края».

5. Создание соответствующей развивающей среды:

 Зоны природы в группах; Организация общения с природой ближайшего окружения; Картинная галерея «Времена года»; Природоведческая библиотека.

6. Организация кружковой работы.

7. Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в детском саду.

 

 

Групповая деятельность

Разработка перспективного планирования;
Проведение тематических занятий, бесед, экскурсий, посещение музеев;     

 Взаимодействие детского сада, семьи и социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-4 год работы по проекту

 

2       блок – работа с родителями

Предварительная  работа.

 

 

Повышение педагогической культуры родителей

 

«Успехи детей»

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

 

Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.

 

Показ достижений детей.

 

 

Анкетирование

 беседы

 

 

Консультации  и беседы

 

 

«День открытых дверей»

 

 

 

 

 

В течение всего периода

 

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1.Выступления на педагогическом совете.

 

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 

 

Обобщение опыта работы

 Доклады,

 презентации

 

 

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

 

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

 

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

 

 

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.

 

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

 

В конце каждого учебного года

      

 

 

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие результаты мониторинга

 

 

Направления

 

 

 

 

 

Возрастные группы

 

 

Представление

 

 

Художественная литература

 

 

Природа родного края

 

 

 Обычаи,традициисимволи-ка

 

ИЗО деятельности

 

Художественная деятельность

 

 

 

 

Итого

Предметный мир

Рукотворный мир

Книга

 

Фольк-лор

Иллюстрация

Роспись

Костюм

Народный промысел

Рисование

Лепка

Аппликация

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

 

Старшая группа  

30 чел.

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

19

11

-

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

18

2

139

238

13

 

%

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

64

36

-

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

60

7

38

59

3

 

Подготовительная группа.

 31   чел.

14

16

1

14

16

1

13

17

1

12

18

1

13

17

1

14

16

1

12

18

1

11

19

1

12

18

1

10

20

1

18

12

1

13

17

1

14

16

1

171

217

13

 

%

45

52

3

45

52

3

42

55

3

39

58

3

42

55

3

45

52

3

39

58

3

35

61

3

39

58

3

32

64

3

58

39

3

42

55

3

45

52

3

42

55

3

 

 

image

 

Вывод: Применение на практике предлагаемой модели формирования у детей национального самосознания позволяет активизировать и совершенствовать воспитательно-образовательную работу. Об этом свидетельствует анализ результатов целенаправленных наблюдений за детьми. Для мониторинга использовались следующие методы: индивидуальные беседы по сериям вопросов, наблюдение за поведением в специально создаваемой ситуации выбора. Анализ наблюдений показывает наличие у детей знаний о культуре, жизни, быте мордовского народа. Дети проявляют доброжелательное отношение к национальной культуре, у них соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001г.

2. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебник.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

4. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

6. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004г.

7. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008г.

8. Клиен А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008г.

9. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002г.

10.Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников – М., - 2000г.

11.Лихачёв Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М., Л., 1945г.

 

 

Ссылка на занятие!  http://nsportal.ru/node/1305517

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Атемарский детский сад № 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района РМ

Тема:  «Национальный костюм мордвы»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

 (образовательная область «Познание»)

      Подготовила:                                                                                             

     Мартынова Елена Владимировна

      2014

Структура НОД

 

Этапы НОД

Краткое содержание

Время

1

Организационный момент

Подготовка к занятию группы.

2 мин.

2

Основная часть:

1)Подготовка детей к изучению нового материала.

 

2)Раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности.

 3)Физминутка.

 

 

Вводная беседа.

Объяснение нового материала. Чтение стихотворения. Беседа.

Рассказ воспитателя о  мордовском национальном костюме.

 

Мордовский танец.

 

 

21 мин.

3

Заключительная часть

Анализ в виде игры «Клубочек»

2 мин.

 

Цель:

Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

Продолжать знакомить детей с культурой своей Родины.

Воспитывать патриотическое чувство.

  Задачи:

·        Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

·        Познакомить детей с мордовским национальным костюмом.

·        Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение  к национальным традициям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Материал и оборудование: Воспитатель в национальном костюме, кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы сейчас  вспомним, как называется страна, в которой  мы с вами живем?

Дети: Страна,  в которой мы живем, называется – Россия!

Воспитатель: А как называется наша республика?

Дети: Наша республика называется – Мордовия!

Основная часть

  Воспитатель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание,  как нарядно я сегодня одета. Это мордовский национальный костюм. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Вот обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу  вас присесть и послушать стихотворение.

Есть край наш мордовский –

Он самый красивый.

Среди необъятных  просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда!? А как вы думаете, о чём оно?

Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?

Дети: Потому,  что здесь живет народ- мордва.

Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?

 Дети: Это – русские, татары, чуваши.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?

Дети: У каждого народа свой язык, говор,  свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм. В который  одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла  Алдуня в своем национальном костюме. А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?

Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.

Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.

Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха   по-мордовски   - панар.  Рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по-мордовски  - икельга   паця. А так же набедренное украшениепулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты,  украшенную: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски паця-коня.

Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь  вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.

Рубаха ─ Панар.

Передник ─ Икельга паця.

Набедренное украшение ─ Пулай.

Нагрудное украшение ─ Сюлгамо.

 Шапочка-венок ─ Паця- коня.

Воспитатель: Ребята, мордва ─ народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию.(Танец под мордовкую мелодию).

Заключительная часть

 

Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ  любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы возвращая мне клубок называете его по-русски. (Игра «Клубочек»).

Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы! Мы, с куклой Алдуньей, остались  вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_proekt.doc737.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

         

C:\Users\user\Desktop\сканер2\сканер\2014-08-31\016.jpg

 «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен.» Н.Н.Карамзин

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

 Актуальность.

  Формирование национально − регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных проблем современного этапа образования. По словам  Н.Н.Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории − презренен и легкомысленен.»

  Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.  При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и  плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими  народами. На протяжении веков бок  о  бок живут  разные народы: мордва, чуваши, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.

   В нашем детском саду большое внимание уделяется внедрению регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Сделав педагогический анализ работы, т.е. изучив уровень развития и воспитанности детей, степень усвоения программы, всю педагогическую работу, предметно-развивающую среду, стиль взаимоотношений в коллективе; обобщив передовой педагогический опыт, я решила разработать проект работы с детьми по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста.

   Новизной и отличительной особенностью является: усовершенствование форм и методов  развития познавательных мотивов, направленных на формирование у ребёнка-дошкольника нациольного самосознания.

Цель:

− формирование у детей начал национального самосознания, интереса к культуре мордовского народа, к его традициям и обычаям.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

− воспитание личностных качеств: открытости  и толерантности;

− расширение знаний дошкольника об истории и культуре мордовского народа;

− формирование  у дошкольников  представления о многообразии мира;

− развитие интеллектуальных и речевых способностей;

−   расширение общеобразовательного кругозора дошкольника, их знаний об истории и культуре эрзи нашего края;

− формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к мордовской культуре и мордовскому народу

− создание максимально благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к воспитанию у детей позитивного отношения к национальной культуре;

− развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчества, детской художественной литературы национальных авторов;

− развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества;

− обогащение социального опыта дошкольников для встречи с другими народами;

− совершенствование работы детского сада с семьей.

    Решение этих задач опирается на принципы:

− принцип природосообразности (близости к родной природе, культуре, учета возрастных и индивидуальных физических, психических, музыкальных особенностей детей);

− учет реалий сегодняшнего времени и задач современного образования;

 − принцип межэтнической толерантности (терпимости) к разным культурам и народам;

− комплексность работы (ДОУ, семья, социальные институты).

    В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза:

− если в дошкольном возрасте заложить основы национального самосознания и эту работу продолжить в школе, то чувство любви и уважения к своему народу, к его традициям и обычаям ребенок пронесет через всю свою дальнейшую жизнь.

  Ведущая педагогическая идея проекта заключается в разработки модели  принципа тематического планирования  по разделам. Темы повторяются в течение года, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными особенностями. Сотрудничество взрослого с детьми строится с учетом индивидуальных потребностей и интересов дошкольников.

Методы и приёмы: 

    − изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

  • наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
  • количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
  • анкетирование и беседа с родителями.

При планировании и организации занятий важно  соблюдать следующие условия: 

  • обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
  • правильное определение главной цели занятия;
  • содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  • учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.

 −Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области          знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать формированию  национального самосознания у детей дошкольного возраста.

 −Практическая значимость используются разнообразные виды деятельности, учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

 Познавательная значимость состоит в том, что:

− в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера     (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);

− применяется личностно − ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

   Предлагаемая организация педагогического процесса имеет определенные преимущества:

− во-первых, подчиненность отдельных тем различных видов деятельности общей теме раздела позволяет комплексно решать образовательные и воспитательные задачи;

− во-вторых, есть возможность вариативного использования содержания методов и форм воспитания и обучения.

   Детский сад, семья и окружающая её среда оказывают на детей сильное влияние в плане освоения культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Одной из проблем воспитания является воспитание любви к Родине, к родным местам, к краю предков. Эффективные средства и методы формирования у детей нравственного облика даны в разделе «Моя родословная», который рассчитан на детей 4-7 лет и состоит из четырех циклов: «Я и моя семья», «Я и моё имя», «Мои родственники и друзья», «Я и моя малая Родина».

   Интерес к народному искусству, к сохраненным и переданным из поколения в поколение традициям не иссякает. А в последнее время заявляет о себе с новой силой. Учитывая это, педагоги детского сада нашли путь воспитания культуры личности – пробуждению интереса к историческому наследию, национальным традициям Мордовии. Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины, система ознакомления с мордовским фольклором, а через него с традициями мордовского народа, фрагментами обрядовой культуры, пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство». Он рассчитан на детей 5-7 лет, состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов:

− ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа;

− воспитание у детей правил хорошего тона;

− ознакомление с мордовскими национальными блюдами и приобщение

   детей к их приготовлению;

− ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.

  Определенное невнимание к непосредственно окружающей нас природе – «болезнь» не только ныне живущих поколений людей. Многие философы и биологи прошлых веков предостерегали от чрезмерного увлечения «чужедальними» краями, укоряли исследователей в пренебрежении к самым близким и родным. И верно. Природа вокруг нас, она врывается в открытую форточку, и она прекрасна. Но для того, чтобы это ощутить, нужно желание и умение её видеть. Познать родной край, природу мордовской земли помогает раздел «Природа родного края». Раздел состоит из двух циклов «Мир живой природы» и «Мир неживой природы», рассчитан на детей 4-7 лет.

  Мордовия – это не только красавица  − Мокша, раздолье полей и прохлада лесов. Это, прежде всего памятники культуры, достопримечательности и, конечно, люди, прославившую свою малую Родину на всю страну. И чтобы дети их знали и гордились ими, было решено включить раздел «Национальная гордость», который  рассчитан на детей 5-7 лет и разделен на два направления: «Знаменитые люди» и «Достопримечательности Мордовии».

   

 Ожидаемый результат в конце проекта.

   Решение широкого круга задач предполагает использование всех форм организации детей, включая специально организованные занятия, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей.

   Созданная в детском саду предметно-развивающая среда обеспечивает возможность выбора детьми, совместно со взрослыми различных форм активности. Умело подобранный материал по национальному мордовскому фольклору, мордовские сказки, произведения мордовских писателей и поэтов не только знакомят с мордовскими обычаями, устоями, жизнью мордвы, но и оказывают благотворное влияние на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников.

   В детском саду создан мини-музей (комната национального быта). Собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта. Образцы национальной вышивки. В каждой групповой комнате детского сада оформлен «Уголок Мордовии».

      Большую роль в воспитании играют народные праздники. Сопричастность детей к народным праздникам – это особое средство ознакомления их с народными обычаями, обрядами и традициями. А высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал.

  Одной из интересных форм совместной деятельности является кружковая работа. Кружок «Учимся говорить по мордовски» организован с детьми пятого и шестого года жизни с учетом их индивидуальных особенностей. Развитие творческих способностей детей средствами мордовского фольклора – основная задача, решаемая в рамках данной формы педагогической деятельности.

   Вся эта деятельность не была бы настолько эффективной, если бы не участие и помощь родителей. Работа с ними решается в двух направлениях:

− пропаганда педагогических знаний по организации деятельности по воспитанию позитивного отношения к культуре мордовского народа (собрания, консультации, наглядная агитация, анкетирование и т.д.);

− непосредственное участие на мероприятиях, праздниках.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом –4года, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитика - прогностический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия.

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития познавательных способностей детей 4-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики познавательных способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

II этап – рабочий (внедренческий)

1 год работы по проекту

1 блок – работа с детьми

 «МОЯ

РОДОСЛОВНАЯ»

(Раздел состоит из 4-х циклов)

                 

                   

Первый цикл         

«Я и моя семья»

Второй цикл

«Я и мое имя»

             

Третий цикл 

                           

«Мои родственники и друзья»   

Четвертый цикл

«Я и моя малая Родина»

                           

«МОРДОВСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО»

(Раздел состоит из 4-этапов, взаимосвязанных между собой)

1этап.

 Ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа.

2 этап. 

Воспитание у детей правил хорошего тона.

3 этап. 

Ознакомление с мордовскими национальными блюдами.

4 этап. 

Ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.

ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ  (Раздел состоит из 2 направлений)

«Природа родного края».

« Мир неживой природы».

   

                     

НАЦИАНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ

(Представляет 2 раздела)

«Знаменитые люди»

«Достопримечательности Мордовии»

Воспитание  любви и уважения к близким;  Формирование у ребенка представления о себе как о представителе человеческого рода;                                                         Привитие чувства доброты, красоты, справедливости на основе идеалов и чувства любви  к Родине.

 

  Воспитание  любви, уважения и заботу к близким, привязанность к своей семье, роду.                                                                                                                                        

Формирование  стремления к совершенству семьи, рода (высокой нравственности, целомудрию, доброте).

   Работа по этому циклу на гармонию семейных взаимоотношений. Детям даются знания о том, что семейный очаг мордвы – свет и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми.                                                                            

  С помощью бесед, колыбельных песен, песен о матери, бабушке детям прививается любовь к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Использование произведений устного народного творчества и пословиц.                                                                                                                                         В играх, особенно в сюжетно-ролевых.

Формирование у ребенка представление о значении своего имени, о себе как представителе человеческого рода, воспитывать чувства собственного достоинства, уверенность в себе.

     

 

   Развитие чувства гордости за свой род, воспитание привязанности к нему, уважительное отношение к старшим, друзьям, гуманное отношение к другим людям.    Через рассказы, пословицы, рассматривания картин, фольклор дети узнают, что культ предков был очень распространен у мордвы, систематически поддерживался сознательным преувеличением роли старых и их опыта в жизни молодых.

Обогащение представления детей о своей малой Родине, месте, где он родился и живет с родителями, воспитать привязанность  и любовь к родным местам. Родину мордва называют «шачема мастор», что в переводе означает «родимая земля».

  Дать детям знания о своей малой Родине, о родном селе, графическом расположении республики и ее истории. Дети узнают о жизни знатных людей, прославивших село, республику. С этой целью проводятся экскурсии к памятнику, «Погибшим войнам» и в музей и другим достопримечательным местам родного села.

Приобщение  детей к национальным традициям гостеприимства;         Формирование  специальных знаний и умений по приготовлению мордовских блюд, особенностей сервировки стола, общей культуры личности (общения, правил поведения), уважения и доброе отношение к людям.

 Ознакомление детей с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа.

 Соблюдение  этических  норм речевого этикета. Это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания.                        

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

Воспитание у детей правила хорошего тона;

Ознакомление детей с мордовскими национальными блюдами;

 Ознакомление детей с мордовскими обрядами и праздниками.

  Соблюдение этических норм речевого этикета − это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми, детьми и взрослыми.

Дать основу для реализации задач по формированию у детей национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа, обеспечивать личностное развитие ребенка, развивать чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим;

  Позволит расширить кругозор детей о культуре мордовского народа, о его традициях и обычаев.

1.Воспитание  у детей любви  и бережного отношения к природе родного

 края. 

2. Через красоту и многообразие природы показать детям величие нашей республики.

3.Обогащение  знаний  детей о живой и неживой природе родного края.

1.Знакомить детей дошкольного возраста с произведениями живописи и скульптуры.

2. Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими людьми.
3. Обогащение духовного мира ребенка..
4. Воспитание интереса детей к истории мордовского народа, формирование начал национального самосознания, уважительного и
 доброго отношения к людям других национальностей.

5. Воспитание интереса к произведениям мордовской художественной литературы.

6. Формирование чувства национальной гордости.

 Колыбельные песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, частушки, прибаутки;           Рассказы (исторические, искусствоведческие, природоведческие);         Сравнение, убеждение, приучение, благопожелание, рассматривание семейных альбомов, генеалогического дерева, музыкальное сопровождение и др.  

Групповая деятельность

Материнское слово-святое слово», «Ближе мамы друга нет» и др.                                                                                                                                          

«Семья».

Групповая деятельность

 Ознакомление детей с идеалами народа о совершенстве личности;

 Знакомство с дохристианскими мордовскими именами, которые  были преимущественно самобытными, но      использовались                           и заимствованные (славянские, тюркские).  

Групповая деятельность

«Родителям  признаешься – не раскаешься»,

«Дом красен женщиной, двор – мужчиной», «Хорошо деду в старости, если внуки умные», «Ближе мамы друга нет».

Групповая деятельность

«В родном краю жизнь как в раю»,

«Человек без Родины, что птица без гнезда»,

 «Родина для каждого – отец и мать».

Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины;  Система ознакомления с мордовским фольклором; Традициями мордовского народа; Фрагментами обрядовой культуры; Пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство»

Групповая деятельность

 Введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа;

Формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

Групповая деятельность

 Работа с детьми проводится в двух направлениях:

Ознакомление:

1. С вежливыми словами традиционного приглашения;

2. С обрядами.

Знакомство:

а) со словами;

б) этикетными выражениями

Групповая деятельность

 Ознакомление

с популярными мясными блюдами  у мордвов – шеняфкс – картошка с мясом. Убой скота является торжественным событием и поводом для созыва, шеняфкста ярхцама, родственников и соседей.

Цёмарат − кусочки жирной свинины заворачиваются в пресное тесто. Отваривются в бульоне с квашеной капустой.

Гостевыми блюдами считаются блины пшенные – ямксонь пачат;  Пироги с калиной – чивгонь перякат;

Поза – считается безалкогольным напитком весьма древнего происхождения с хмелем и солодом.

Мичке − это кушание тоже относят к выполнению празднично-обрядовой функции: после отела коровы молозиво варят в печке и созывают соседей, друзей,  родственников, мичконь озондома,  угощая этим кушаньем.

Групповая деятельность

Создание соответствующей развивающей среды;
Создание мини-музея; Оформление мордовских уголков в группах;

Проведение спецкурса для педагогов: «Быт наших предков»;

Подбор художественного слова: пословиц, поговорок, сказок, потешек, песен, примет;

Проведение тематических дней;

Проведение народных праздников: Роштовась (Рождество), Масланцесь (Масленица), Очижись (Пасха), Тройцесь (Троица); Развлечений; Игрища: Мокшень свадьба (Мокшанская свадьба), Луганяса келунясь (Праздник

березки);

Разработка перспективного плана работы.

Групповая деятельность

1.Разработка  перспективно – тематического плана для всех возрастных

  групп.

2.Разработка  цикла занятий по разделам: «Птичий  город», « Мир

   насекомых»,

« Тайна деревьев», «Царство трав», «Неживая  природа вокруг

   нас».

3. Проведение тематических дней.

4. Оформление альбомов:  «Ягоды», «Грибы»,

«Озеро Инорка», «Птицы»,

 «Лекарственные растения»;  Создание коллекции: «Природные богатства

   нашего края».

5. Создание соответствующей развивающей среды:

 Зоны природы в группах; Организация общения с природой ближайшего окружения; Картинная галерея «Времена года»; Природоведческая библиотека.

6. Организация кружковой работы.

7. Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в детском саду.

Групповая деятельность

Разработка перспективного планирования;
Проведение тематических занятий, бесед, экскурсий, посещение музеев;      

 Взаимодействие детского сада, семьи и социальных институтов.

2-4 год работы по проекту

  1. блок – работа с родителями

Предварительная  работа.

Повышение педагогической культуры родителей

«Успехи детей»

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование

 беседы

Консультации  и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1.Выступления на педагогическом совете.

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

 Доклады,

 презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет.


Общие результаты мониторинга  

Направления

Возрастные группы

Представление

Художественная литература

Природа родного края

 Обычаи,традициисимволи-ка

ИЗО деятельности

Художественная деятельность

Итого

Предметный мир

Рукотворный мир

Книга

Фольк-лор

Иллюстрация

Роспись

Костюм

Народный промысел

Рисование

Лепка

Аппликация

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Старшая группа  

30 чел.

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

19

11

-

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

19

1

10

18

2

139

238

13

%

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

64

36

-

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

64

3

33

60

7

38

59

3

Подготовительная группа.

 31   чел.

14

16

1

14

16

1

13

17

1

12

18

1

13

17

1

14

16

1

12

18

1

11

19

1

12

18

1

10

20

1

18

12

1

13

17

1

14

16

1

171

217

13

%

45

52

3

45

52

3

42

55

3

39

58

3

42

55

3

45

52

3

39

58

3

35

61

3

39

58

3

32

64

3

58

39

3

42

55

3

45

52

3

42

55

3

Вывод: Применение на практике предлагаемой модели формирования у детей национального самосознания позволяет активизировать и совершенствовать воспитательно-образовательную работу. Об этом свидетельствует анализ результатов целенаправленных наблюдений за детьми. Для мониторинга использовались следующие методы: индивидуальные беседы по сериям вопросов, наблюдение за поведением в специально создаваемой ситуации выбора. Анализ наблюдений показывает наличие у детей знаний о культуре, жизни, быте мордовского народа. Дети проявляют доброжелательное отношение к национальной культуре, у них соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше.


ЛИТЕРАТУРА

1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001г.

2. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебник.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

4. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

6. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004г.

7. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008г.

8. Клиен А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008г.

9. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002г.

10.Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников – М., - 2000г.

11.Лихачёв Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М., Л., 1945г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание национального самосознания у дошкольников.

Воспитание национального самосознания у дошкольниковВ настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем разви...

Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"

Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...

«Формирование основ национального самосознания у младших дошкольников»

К педагогическому совету «Реализация ОО «Социально-коммуникативное развитие»--необходимое условие формирования дошкольной социальной зрелости ребенка»...

Формирование основ национального самосознания дошкольников

Сообщение-презентация«Формирование основ национального самосознания дошкольников» К педагогическому совету «Реализация ОО «Социально-коммуникативное развитие» - необ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

В настоящее время в нашей стране большое внимание отводится вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности формированию основ национального самосознания детей. Только системат...