организация работы с интелектуально одаренными детьми
материал на тему

Мурадова Светлана Владимировна

Обобщение опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_s_intelektualno_odarennymi_detmi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

г.Рассказово Тамбовской области

«Организация

работы с интеллектуально одаренными детьми »

(выступление на городском методическом объединении)

Воспитатель МБДОУ д/с №4:

Мурадова Светлана Владимировна

2014 год

        Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.     В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике.   А.М. Матюшкин разработал «Концепцию  творческой одаренности», Л.А Венгер  с авторским коллективом разработал   программу «Одаренный ребенок».  Исследования проблемы одаренности широко представлены в научной литературе (В.Н.Дружинин, Б.М.Теплов, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков, В.Д.Шадриков, В.А.Сластенин, Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтес и другие).

        Самым важным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Именно интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Основная задача образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста как раз и состоит в том,  чтобы обеспечить совершенствование интеллектуальных и творческих способностей.

        Уже в младшей группе по наблюдениям за детьми было заметно отличие нескольких детей от других воспитанников группы. Они задавали много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешны в деятельности, знают больше, чем их сверстники, отвечают на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносят в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывают их содержание, придумывают необычные истории и сказки, строят удивительные постройки, экспериментируют с предметами, пытаясь понять различные закономерности. Такое поведение детей подтолкнуло  меня к углубленному изучению темы  «Работа с одаренными детьми», которая в последующем вошла в рамки работы экспериментальной площадки ДОУ «Разработка новой модели взаимодействия между ДОУ и начальной школой как способ реализации принципа преемственности  в воспитании и обучении ребенка».

        Значительное опережение сверстников в умственном развитии либо демонстрация выдающихся специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) в научной литературе получила название одаренности (Э.Д.Днепров, И.С.Кон, А.В.Петровский и др.). Изучила опыт работы дошкольных учреждений области по программе «Одаренный ребенок».

         Основой в организации образовательной работы с интелектуально одаренными дошкольниками для меня  стала концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера   в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). При составлении проекта программы работы с одаренными детьми  анализировала разработки Савенкова А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе», Н.Б.Шумакова «Одаренный ребенок: особенности обучения»

         В поисках эффективных методов и приемов, форм взаимодействия с детьми были определены следующие направления работы.

1.Проведение психолого – педагогической диагностики ребенка, которая включает в себя:

- наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);  

- анкетирование взрослых (родителей);

- групповое обследование детей с помощью стандартизованных  методик;

- индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик.

2.Выбор  оптимального образовательного маршрута ребенка.

-непосредственно – образовательная деятельность;

-дополнительное образование;

-самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда;

-взаимодействие с  семьей.

        Психолого-педагогическая диагностика  начиналась с наблюдения за ребенком, которая проводится  во всех видах деятельности, это позволяет получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако, в ходе наблюдения за детьми трудно  избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому  проводится анкетирование родителей, а также обследование детей с помощью стандартизованной методики, предложенной А.И.Савенковым «Палитра интересов». По данной методике определяется уровень достижения и склонностей ребенка в одной или нескольких сферах:

1. интеллектуальная;

2. сфера академических достижений;

3. сфера продуктивного творческого мышления;

4. сфера общения и лидерства;

5. музыкально-художественная сфера;

6. двигательная сфера.

           Комплексная диагностика помогла выявить уровень развития интеллектуальных способностей 6 детей группы и наметить систему предстоящей работы.

       

        Для детей  интеллектуально – одаренных  программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса я использую принцип индивидуально-дифференцированного подхода.         Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям  предлагаю усложненные варианты заданий, создаю условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, давать оценку своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

        Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще кроме программного содержания. Поэтому для углубленной работы с детьми была организована студия интеллектуального развития «Школа деда Всеведа».  

        Перспективным и важным направлением в работе с детьми,  является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.  

        Интеллектуальная студия  решает следующие задачи:
1.Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.
2. Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности.

3. Развитие математических способностей и склонностей.

4. Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики.

5. Развитие личностных качеств, навыков самоконтроля и навыков самооценки.

6. Подготовка к школе.

         Для  данной студии я  разработала модифицированную программу «Школа почемучек» на  развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Программа рассчитана на два года обучения  детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет). Курс программы  включает 72 занятия, каждое из которых рассчитано на 30 - 35 минут с периодичностью 1 раз в неделю с сентября по май.

В содержании программы развивающие занятия для детей 5-7 лет, в которых заложен творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью развивается интеллект, мелкая моторика рук, познавательные и математические способности, активизируются разные виды мышления, развиваются  навыки самостоятельного поиска.

Каждое занятие начинается с  разминки,  которая способна вызвать интерес к предстоящей деятельности, создать соответствующий психологический настрой. Далее следуют комплексы заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр. Содержание занятий постепенно усложняется, расширяется за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия.

         В своей работе я использую занимательный наглядный и дидактический материал, который изготавливаем сами с участием детей: игры-головоломки («Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Логическая мозаика»), ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

  • Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.  
  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
  • наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой, классификации предметов.

         Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

          Помимо дополнительной образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, применяются и в свободной игровой деятельности детей. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным является создание в группе развивающей среды, в виде дидактического уголка.

        В уголке содержится большое и разнообразное количество игр и пособий (игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра»,  «Логическая мозаика»; развивающие кубики: «Сложи узор»,  «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; игры на сериацию, классификацию, обобщение, сравнение, анализ); книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.

Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников, выстраиваю по следующим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.

  1. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
  2. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах интеллектуального  развития в условиях семьи.

Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, получила успешные результаты. Дети занимаются с большим желанием, становятся более эмоциональными, коммуникативными В результате тестирования дают хорошие показатели развития психических процессов: памяти, воображения, внимания, мышления. А самое главное повышение уровня мотивационной готовности ребенка к школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

« Организация работы с творчески одаренными детьми»

laquo; Организация работы с творчески одаренными детьми»...

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...

Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности, с которыми он може...

Организация работы с музыкально одаренными детьми

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у ...