Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования
статья по теме

 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и изучаются до сегодняшнего дня

Сегодня в обществе отмечается  новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современный жизненный ритм требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

 Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. 

«Каждый ребенок – это яркая, талантливая звезда!» - вот главная идея, которая захватила педагогов детского сада «Солнышко». Наши педагоги предоставляют своим воспитанникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах деятельности. В настоящее время в детском саду сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты

Генрих Нейгауз

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и изучаются до сегодняшнего дня

Сегодня в обществе отмечается  новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современный жизненный ритм требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

 Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа". В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей.  Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об  увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях.

«Каждый ребенок – это яркая, талантливая звезда!» - вот главная идея, которая захватила педагогов детского сада «Солнышко». Наши педагоги предоставляют своим воспитанникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах деятельности. В настоящее время в детском саду сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений.

В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.

Педагогическим коллективом МАДОУ ДСКВ «Солнышко» каждый ребенок принимается как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями, и считаются одаренными в любом виде детской деятельности. Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие потенциальных возможностей и способностей таких детей, является одной из важных задач дошкольного учреждения.

Концептуальную основу педагогической деятельности с одаренными детьми в МАДОУ ДСКВ «Солнышко» составляют определенные подходы:

инновационный подход – предусматривает перестройку педагогического сознания в работе с одаренными детьми, учитывая при этом психологические, дидактические и иные инновационные изменения в данной области. Перестройка педагогического сознания подразумевает ломку сложившихся раннее у педагогов стереотипов восприятия (воспитанника, воспитательно-образовательного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов и средств воспитания;

комплексный подход – представляет собой психолого-педагогический характер (знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения педагогами психологии и педагогики одаренности) и профессионально-личностный характер образования педагогов;

диалектический подход - позволяет не только выявить исходную основу развития одаренности дошкольников, но и создавать условия для его развития и определять необходимые для этого средства;

гуманный подход – гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы; опирается на восприятие человека как наивысшей ценности;

создание образовательной инфраструктуры – данный подход характеризует особенности условий, в которых проводится работа с одаренными дошкольниками, связанные с наличием тех или иных компонентов воспитательно-образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимые научно-методические пособия, помещения, оборудования, кадровый потенциал и др.).

Выявление одаренных детей, организация и выстраивание деятельности педагогов по данному направлению в МАДОУ ДСКВ «Солнышко» строится на интеграции следующих психолого-педагогических принципов:

принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

принцип дифференциации – при выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на определенном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах детской деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию;

принцип «принятия другого» - данный принцип предусматривает партнерские отношения педагога и ребенка, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах;

принцип оптимальности – это принцип учета реальных возможностей ДОУ и семьи в работе с одаренными детьми;

принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях.

Выявленные выше подходы и психолого-педагогические принципы позволили нам пошагово выстроить свою модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях ДОУ, которая состоит из пяти блоков: выявление одаренности; работа с одаренными детьми по различным направлениям; работа с педагогами; работа с семьей; работа по проблемам одаренных детей.

Блок 1. Выявление одаренности. Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится в три этапа: на первом этапе проводится групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик и отбор группы детей, показавших результаты высокие и выше среднего; на втором этапе анализируются результаты анкетирования родителей и воспитателей, затем по оценке взрослых выявляются одаренные дети; на третьем этапе организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью и выясняется или уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности. Расширенная диагностика этой способности у детей позволяет выяснить особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, наличие или отсутствие различных форм психологического дисбаланса: социального, эмоционального или моторного в развитии психики ребенка и другие параметры.

Блок 2. Работа с одаренными детьми по различным направлениям. В рамках нашего проекта было выделено шесть сфер (по Дьяченко О.М.), которые позволяют описать особые способности большинства детей. Это следующие сферы:

Интеллектуальная (высокий уровень развития мышления, памяти, позволяющий успешно решать различные задачи).

Сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знаний, таких, как математика, чтение, естествознание и т.п.).

Креативность (т.е. стремление к творческим нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем).

Общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером).

Сфера художественной деятельности (интерес к художественным занятиям, успешность в различных областях искусства: музыке, изобразительной деятельности).

Двигательная сфера (интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).

Именно в этих направлениях, наши педагоги организуют работу кружков и факультативов. Все специалисты участвуют в этом процессе. Разнообразные объединения детей и взрослых дают возможность творчески проявить себя всем участникам образовательного процесса.

 Ступеньки способностей – это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно – образовательной работы.

Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений,  эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития. работа по развитию способностей  начинается с момента прихода ребенка в детский сад. В возрасте 2-4 лет ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. Поэтому эти и другие виды искусства используются нашими педагогами для пробуждения чувственной сферы ребенка.

Уже с  момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Именно   метод  наблюдения  лег в основу задач нашего педагогического коллектива по  выявлению способностей детей  раннего возраста.  

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа, это возраст проявление одаренности, первые шаги в мир профессионального искусства. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и  интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся наши родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к учреждениям дополнительного образования, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Это наши звездочки

Интересы детей удовлетворяются посещением кружков. Кружки,   организованные  в нашем ДОУ имеют различную направленность

I. Творческие  

  • Кружок хореографии «Вдохновение»

Педагогам известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.  Эти занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры. Музыкально - ритмические движения  детей дошкольного возраста очень тесно взаимосвязаны с  их эмоциональной выразительностью. Поэтому считаем, что данный вид кружковых занятий способствует раскрепощению детей и формированию  у них творческих способностей.

  • Театральная студия «Веселые маски»

 Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

  • Кружок декоративно-прикладного творчества»Самоделкин» и кружок по изодеятельности «Веселая палитра»

По мнению Е.А. Флёриной «При помощи искусства развивается творческая личность ребёнка. В игре, рисовании лепке, рассказывании ребёнок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления их результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребёнок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания, сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях».

II. Спортивные.

  • Кружок для детей с высоким уровнем физического развитию «Крепыш»

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка. Поэтому мы считаем, что очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус, тем самым развивая  способности детей в спортивной области.

 Блок 3. Работа с педагогами. Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

 теоретические знания по вопросу одарённости;

 наличие практического опыта;

 позитивная Я-концепция;

 целеустремлённость и настойчивость;

 зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

 эмоциональная стабильность;

 чуткость;

 креативность.

 Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.

Педагоги должны быть более ориентированы на создание для дошкольников возможности занимать активную, инициативную позицию в образовательном процессе, не просто усваивать предлагаемый  материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

 

 В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека.

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

 Психологию одарённости

 Нормативную базу по проблеме

 Инновационные технологии

 Методы выявления детской одарённости

 Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости

 Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости

 Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы

 Программы (комплексные и специализированные)

 Современную научно-методическую литературу по проблеме

 Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей

 Возрастные особенности проявления признаков одарённости

 Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка

 Интересы ребёнка.

 Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат.

 Возможности для развития ребёнка в условиях семьи

 Эффективные формы и методы работы с родителями.

 Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ:

 Создавать развивающую среду.

 Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.

 Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.

 Применять инновационные технологии и методики.

 Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми

 Проявлять свои личностные творческие способности.

 Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.

 Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)

 Организовывать работу с родителями.

 Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости.

 Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка.

 Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком.

 Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми.

 Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.

 Разработать учебную программу кружковой работы.

 Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.

Организовывать оптимальные формы работы с детьми.

 Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.

Методическая работа по подготовке педагогов с одаренными детьми может быть выстроена по - разному. Вариант нашей деятельности состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого само проявления и самовыражения всем детям.

 Направления:

 Информационное направление – привлечение внимания педагогов к проблемам одаренных детей, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

 Координационное направление – обеспечение нормативно-правовой базой, контроль и анализ деятельности.         

 Диагностическое направление – проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

 Кадровое направление – повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

 

В процессе данной работы у педагогов сформировано умение анализировать свою деятельность, видеть проблемы и обоснованно выбирать тему по самообразованию.  Объедены усилия педагогов и родителей по выявлению, развитию детской одаренности, что способствовало участию наших воспитанников в конкурсах различногоуровня. В ДОУ создан информационный банк по одаренным детям: музыкальная одаренность, художественная, артистическая, интеллектуальная.

 Создана педагогическая копилка «Одаренный ребенок».

В ДОУ педагогами широко используется проектная деятельность, которая обеспечивает широкий спектр компетентности детей в различных сферах познания.

 Возрос уровень профессиональной компетентности педагогов. Увеличилось количество желающих педагогов участвовать в конкурсах различного уровня, в том числе и дистанционных, раскрывающих актуальные вопросы дошкольного воспитания:

Блок 4. Работа с семьей. В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители, когда обнаружится одаренность ребенка. Одни считают, что нет особой нужды обращать внимание. Другие, наоборот, преувеличивают возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие.

Большинство родителей пытаются помочь в раскрытии творческого потенциала ребенка. Главная задача в воспитании таких детей заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями всех участников образовательного процесса, соответствия требований взрослых стремлениям и интересам одаренного ребенка. Родителям необходимо помочь детям в умственном и творческом росте в соответствии с их способностями, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные и посильные занятия. Но обычно родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, одаренность у ребенка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога, педагога и других специалистов. Поэтому специалисты, работающие с такими детьми, уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.

Используются разнообразные формы работы с родителями одарённых детей: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации, экскурсии, походы. Основная тематика встреч с родителями: особенности развития способностей ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.

Блок 5. Работа по проблемам одаренных детей. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Одной из особенностей одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие  дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Они склонны начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи, поскольку отличаются от окружающих разнообразием интересов.  В результате чего их  поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты.

Снять типичные для одаренного ребенка психологические «преграды» помогают организованные психологом тренинговые занятия с детьми. И немаловажную роль играют рекомендации для взрослых, в которых говорится о том, что педагогам и родителям следует помнить, что талантливые дети не просто абстрактные носители интеллекта, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на наш взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно воспитать у него  усидчивость, терпение, ненавязчивость,  приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Для детей с интеллектуальным и академическим типом одарённости в группах создана специальная развивающая среда: уголки природы, мини лаборатории, мини-музеи. Ребята учатся удивляться простым вещам, познавать суть явлений, учатся находить логические связи и создавать новое. Сама деятельность детей всегда эмоционально окрашена, значима. Педагог старается так организовать исследовательскую деятельность, что ребёнок 1) обнаружит противоречия; 2) проявит высокую активность в анализе объектов противоречия; 3) выдвинет гипотезы; 4) увидит творческие пути разрешения противоречий или 5) начнет эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель - важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, удовлетворение любознательности. При организации исследовательской деятельности с одаренными детьми акцент делается на развитие чувствительности к противоречиям и умения систематизировать объекты окружающего мира, на стремление в решении задач к новизне, на внутреннюю свободу и смелость, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексивность.

 Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию талантов одаренных детей.

 Интеллектуальную и академическую одарённость имеют дети и с творческой, лидерской, спортивной одарённостью. Поэтому темы исследовательских работ, которые наши воспитанники вместе с научными руководителями представили на 9 городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» были оценены жюри конкурса достаточно высоко.

 У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают и такие воспитанники, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. Телесно-кинестезический интеллект – способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве развиваются у наших ребят и на занятиях физкультурой, во время спортивных соревнований и досугов. Спортивный зал оснащён всем необходимым оборудованием, включая и детские тренажёры. На улице имеется спортивная площадка с футбольными воротами, ямой для прыжков, турники. В тёплое время года проводится огромное количество спортивных, народных игр на улице. Холодное время года, которое длиться в нашем регионе 5 месяцев оставалось проблемным для занятий на участке с детьми, имеющими большую двигательную активность. Однако два года подряд педагоги, дети и родители реализуют долгосрочный проект «Снежные постройки». На участках вырастают снежные крепости, валы, горки, где дошкольники могут реализовать потребность в движении.

Для работы с одаренными детьми в детском саду организованы  самые   благоприятные  условия, такие как:

создание атмосферы доброжелательности,  заботливости  и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

наличие богатой предметно-пространственной среды  для свободного творческого самовыражения ребенка в процессе образовательной и поисковой деятельности;          

наличие высококвалифицированных педагогов  и   воспитателей.

Каждое  занятие с одаренными детьми отличается разнообразным познавательным материалом, предназначенным для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников, а также  соответствующим  интересам и потребностям ребенка.  Наши дети  учатся самостоятельно  мыслить, т.е. выделять существенные признаки,   сравнивать предметы и выявлять  сходства и различия в них,  синтезировать  различные признаки в целое представление о предмете. Выполняют сложные  мыслительные операции такие, как систематизация, ограничение, отрицание, умозаключение и т.п.  Для того чтобы обеспечить поступательный уровень развития ребенка,  при подборке заданий стараемся учитывать  оптимальный и плавный переход  с одного уровня на другой.

Результаты работы по реализации сложившейся  системы можно увидеть на слайде:

Мероприятие, конкурс

Результат 2011-2012 уч.г.

Результат 2012-2013 уч.г.

«Юные таланты Покачей» (номинация Хореография)

гран-при

1 место

«Юные таланты Покачей» (номинация Театр мод)

1 место

«Юные таланты Покачей» (номинация Художественное слово)

1 место

«Юные таланты Покачей» (номинация Художественное слово)

2 место

1 место

«Юные таланты Покачей» (номинация Художественное слово)

2 место

«Мама, папа, я – спортивная семья»

2 место

«Городская спартакиада среди дошкольных учреждений»

3 место

Городской конкурс «Юность в науке»

4 участника

4 участника

Всероссийский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй!»

31 участник, лучший результат – 5 место по РФ

Всероссийский конкурс

1 место

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт,  что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения,  каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая  новое в различных сферах жизни. Наше будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Наше будущее - дети. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развить их задатки и наклонности в способности и таланты.

И закончить своё выступление хочется словами известного педагога Ш.А.Амонашвили.    

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить  в  них  радость  сотворчества,

то создавай  им такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей программы дошкольного образования.

Средний уровень:  Более половины показателей, но не менее 2/3, являются стабильными характеристиками, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны.Низкий уровень: менее половины пок...

Анализ организации педагогической деятельности по освоению детьми содержания ОО «Художественно – эстетического развития» в подготовительной группе

Материал по анализу по усвоению ОО " Художественно - эстетического развития" в подготовительной группе...

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям лич...

К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования

Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам...

Организация закаливания детей в летний период в условиях учреждения дошкольного образования

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни....

«Сотрудничество с семьей и работа с детьми, не охваченными системой дошкольного образования».

Анализ психолого-педагогической литературы показывает: педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй. С...

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

1.     Основная педагогическая идея, положенная в основу опыта     Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем ст...