Проблема готовности детей с речевыми нарушениями к школе
статья на тему

Меха Оксана Вадимовна

проблема готовности детей с речевым нарушением к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problema_gotovnosti_k_shkole.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБЮДОУ д/с №2

Кировского района СПб

Меха Оксана Вадимовна

Статья

«Проблема готовности детей с речевыми нарушениями к школе»

Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то специальной программе, но вместе с тем саму программу он по природе своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.

Обучение забегает вперед и ведет за собой развитие.

Л.С. Выготский

        Есть родители, которые рассуждают приблизительно так: «Наше дело накормить – напоить, а школа научит!» Но человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха.

        В развитии человека можно выделить сензитивные периоды, во время которых происходит особая восприимчивость обучения в тех или иных направлениях. И поэтому в такие моменты очень велика роль взрослых на влияние воспитания и обучения своих детей. Дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых плохо заботятся матери, отличаются низкими достижениями в образовании. Дети из таких семей не достигают нормального интеллектуального развития. Те же дети, кто воспитываются в окружении любовью  и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличаются наоборот, успехами в образовании. Но, к сожалению, редко кто из родителей осознает реальную трудность и сложность обучения в школе. Не только учебы, но и всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.

        Школьная неуспеваемость неизбежна, но кто-то её проходит незаметно, а для кого-то она может стать непреодолимым препятствием. И здесь очень многое зависит от нас взрослых, от нашей помощи, от нашей поддержки. Истоки многих школьных проблем – в раннем детстве, в дошкольном развитии ребенка. И чем раньше родители и воспитатели заметят их и помогут малышу, тем больше вероятности, что школьные проблемы сведутся к минимуму.

        По моему мнению очень большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Наличие у ребенка даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. В связи с вышесказанным ребенок с речевыми нарушениями,  неуверен в себе, часто замкнут, ему присущи – снижение мотивации, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, конфликтность. Он не осознает свой дефект или болезненно относится к дефекту, неспособен действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, не может следить за ходом рассуждения воспитателя и тем более других детей; неусидчив. Такой ребенок часто отказывается от поручений, требующих сосредоточения, волевых усилий и преодоления трудностей.

        С моей точки зрения правильнее с такими детьми решать не только общеобразовательные задачи, но и специальные коррекционно-воспитательные. Здесь нужна слаженная работа и педагогов и родителей. Учить  детей самостоятельности и ответственности. Учить доводить начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе. Учить ребенка умению вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать его диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь, не перебивать говорящего в разговоре, преодолевать импульсивность, гибко перестраиваться при изменении темы разговора, то есть на развитие у ребенка навыков общения и умения управлять ими в процессе общения.         Поскольку дети с речевыми нарушениями очень восприимчивы и имеют различные особенности общего и речевого поведения, иногда прямо противоположные, то по отношению к одним детям это будет воспитание выдержки, преодоление импульсивности, а по отношению к другим – воспитание смелости, инициативности, контактности, преодоление замкнутости, застенчивости и т.д.  Следовательно все это отражается на психологической готовности ребенка к школе.

        Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

        Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в психокоррекционной работе. Для получения результатов специалисты и педагоги проводят психодиагностику личностного развития личности ребенка. И поэтому основная задача родителей, на данном этапе — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет ее результат. А основной задачей педагогов – правильно выявить проблему ребенка и вовремя начать коррекционную работу с ним.

        Таким образом, благодаря совместной работе педагогов и родителей удаётся своевременно и качественно помочь детям преодолевать речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом в школе, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях. Лишь педагог с высокими профессиональными качествами способен помочь ребенку сформировать стойкий мотив к обучению.

Литература:

Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева; «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов»

Н.И. Лисина; «Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе»

Л.А. Пантелеева; «Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОМАССАЖ РУК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ

САМОМАССАЖ РУК  ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ...

САМОМАССАЖ РУК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ

В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-обра...

Консультация для родителей " САМОМАССАЖ РУК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ"

САМОМАССАЖ РУК  ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ...

Консультация для родителей "Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе"

В  консультации предлагаются упражнения по массажу рук для развития мелкой моторики для подготовки руки к письму...

Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе

Специальные упражнения по самомассажу рук для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста...

Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"

Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....

Особенности школьной готовности детей с речевыми нарушениями

В статье можно ознакомиться с трудностями в школьном обучении детей с речевыми нарушениями....