Развитие восприятия у детей дошкольного возраста
статья на тему

Гужова Наталья Геннадьевна

   

Восприятие ребёнка изменяется и совершенствуется по мере овладения новыми персептивными действиями и их системами, позволяющими решать новые более сложные перцептивные задачи.

             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследования перцептивных действий у детей разного возраста показывают, что « для каждой возрастной ступени можно выделить характерный тип  перцептивных действий, которыми владеют дети и которыми они могут овладеть в ходе соответствующего обучения, и сам ход овладения новыми перцептивными действиями изменяется с возрастом» [Венгер 1965:214].

По мнению Венгер Л.А., «форма перцептивных действий находится в тесной зависимости от тех видов деятельности, в контекст которых включено восприятие. Именно деятельность определяет характер практических и познавательных задач, которые в свою очередь, предъявляют свои требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование. И с другой стороны, сам предметный и операционно-двигательный состав практических действий, обслуживающих деятельность, имеет решающее значение для формирования средств и операций перцептивного действия [Венгер 1965:214].

«Основная функция перцептивный действий заключается в обследовании объекта и в «уподоблении» (А.Н. Леонтьев) его свойствам, что дает возможность снять копию, создать модель воспринимаемого объекта»[Исаев 2007:4].

Осуществляя изучение детей, исследователи  (З.М.Богуславская, Т.М.Репина) выявили что, формирование перцептивных действий имеет свои закономерности. На первых этапах действия носят практический характер. Затем наступает время зрительного обследования предмета. Наблюдаются и переходные  формы, когда ребёнок уже различает фигуры зрительно, но сопровождает движения глаз движениями руки, организуя и корректируя, таким образом, процессы зрительного обследования объекта.

Как показывают исследования В.П. Зинченко, позднее дети переходят к чисто зрительной ориентировке, причем, движения глаз носят развернутый характер, последовательно прослеживая весь контур воспринимаемой фигуры и моделируя  её особенности во всех деталях.

«На последних ступенях формирования перцептивного процесса достигается высшая интериоризация перцептивного процесса, т.е. переход внешних действий с материальными предметами  во внутренние, умственные, оперирующие символами »[Немов 1995:554].

«К началу собственно дошкольного детства, предметная деятельность ребенка теряет самостоятельное значение, включаясь в выполнение других видов деятельности, в основном  игровую и продуктивную» [Венгер 1965:267].

По мнению Венгер Л.А., «хоть ведущим видом деятельности считается игра, но для развития восприятия ребенка большее значение имеют продуктивные виды деятельности: аппликация, рисование, лепка и  конструирование. Именно в контексте продуктивных деятельностей индивидуальный перцептивный опыт ребенка «очеловечивается», достигает того уровня развития, на котором восприятие ребёнка полностью сливается с общечеловеческим опытом, фиксированным в системах сенсорных эталонов» [Венгер 1965:267].

Восприятие является продуктом длительного развития, которое происходит у ребёнка под влиянием практического опыта и обучения. В работах  по изучению детского восприятия ( Запорожец А.В., Лисина М.И.) показано, что « развитие детского восприятия происходит не спонтанно, а под влиянием практики и обучения, в процессе которого ребёнок овладевает специальным сенсорным опытом,  приобщается к сенсорной культуре, созданной человечеством» [Запорожец А.В., Лисина М.И. 1966:15].

«Ведь в результате многовекового опыта человечество выделило из всего бесконечного многообразия воспринимаемой действительности системы общепринятых сенсорных эталонов, таких как звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система форм и цветов видимых предметов и т.д. В результате ребёнок усваивает известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая её в синтетических сенсорных опытах» [Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.:67].

По мнению Венгер Л.А.И, «если организовать процесс сенсорного обучения в соответствии с психологическими закономерностями особенностей детского восприятия, то эффективность обучения может быть значительно повышена» [Венгер 1965:15].

«Одной из главных особенностей восприятия ребёнка дошкольного возраста является синкретизм, т.е. тенденция воспринимать впечатления «глыбами», как нерасчлененный комплекс, не выделяя подробностей и не связывая между собой близкие или родственные части» [Ильясов И.И., Ляудис В.Я.:107].

По мере роста и развития интеллектуальных функций и область восприятия обогащается, т.е. ребёнок приучается всё лучше и отчетливее расчленять сложные впечатления, различая их части и вместе с тем, объединяя в единое целое, которое он вначале воспринимает смутно. В работах Ильясова И.И., Ляудис В.Я. показано, что неясность восприятия ребёнка обусловливают две причины:

1. особенности самого процесса восприятия, ребёнок плохо сосредотачивает внимание и орган зрения на предмете, не умеет длительно фиксировать. Это не способствует ясному восприятию, а мешает охватить предмет в целом, понять его структуру;

2. недостаточное развитие способности к синтезу. А ведь это « умение выбирать из всей совокупности или комплекса впечатлений именно те, которые являются существенными – это важная особенность, сопровождающая интеллектуальное развитие, симптом развития так называемых перерабатывающих функций, симптом интеллектуальной зрелости» [Ильясов А.А., Ляудис В.Я. 1980:105].

Способность выбирать существенное у ребёнка развивается вместе со способностью к логическому мышлению, с ослаблением наклонности к конкретизму и с возрастанием наклонности к абстрактному мышлению.

«Конкретный характер детских представлений и понятий проявляется и в их специфической связанности с предшествующим опытом. Временные представления, так же как и числа, употребляются детьми младшего возраста правильно, постольку, поскольку они связаны с определенными предметами» [Ильясов И.И., Ляудис В.Я.1980:108].

Осуществляя изучение детей, исследователи (ВолковБ.С.,Волкова Н.В.)показали, что другая отличительная особенность детского восприятия обусловлена его эгоцентризмом. « Ребёнок младшего возраста мыслит «для себя», не заботясь о том, чтобы его понимали другие. Не умея ни становиться на чужую точку зрения, ни отнестись критически к собственному ходу мышления, ребёнок придаёт своим субъективным восприятиям абсолютные значения. Отсюда, беззаботность ребёнка младшего возраста, проявляющаяся в его поведении: в работе его воображения, в играх, в той легкости, с какой ребёнок меняет тему своих интересов и т.д.» [ВолковБ.С.,Волкова Н.В.2000:83].

Перцептивная деятельность и её развитие у детей дошкольного возраста изучались в основном в двух аспектах. Во-первых, в ряде экспериментов устанавливался уровень чувствительности различных сенсорных систем, и прослеживалась динамика развития на протяжении дошкольного возраста точности и тонкости различения отдельных качеств и признаков внешних объектов. Во-вторых, изучению подвергались отдельные стороны перцептивной деятельности в целом, изучался процесс формирования условий сенсорного образа и его содержания.

З.М. Истомина  проанализировала ряд экспериментов, проведённых с детьми дошкольного возраста и сделала вывод, что  на протяжении дошкольного возраста улучшается различение цвета, как в непосредственном восприятии, так и по слову-наименованию.

Так же, « начиная с пятилетнего возраста, все дети безошибочно отбирают и группируют образцы не только основных, но и промежуточных тонов (оранжевый, голубой, фиолетовый), группируют цветные образцы, учитывая не только цветовой фон, но и светотени. Точность цветоразличения оттенков к шести годам увеличивается примерно в два раза». [Запорожец А.В., Лисина М.И.:38]

Острота тонального слуха у детей до 13 лет понижена по сравнению с остротой слуха взрослых.

По мнению А.Д. Коган, у детей по сравнению с взрослыми также понижена острота речевого слуха.

«Речевой слух у ребёнка начинает развиваться относительно рано (с конца первого – начала второго года жизни). И к началу дошкольного возраста ребёнок, как правило, различает все звуки родного языка в соответствии с их фонематическими признаками – он понимает речь и активно ею пользуется» [Запорожец А.В., ЛисинаМ.И.1966:40]. Иначе обстоит дело с формированием в детском возрасте звуковысотного слуха. Исследования  Т.В. Ендовицкой и Т.А. Репиной показывают, что различение звуковысотных отношений для детей  первой половины дошкольного возраста (от3-х до 4,5 -5-ти лет) представляют значительные трудности. Собственно звуковысотный рисунок мелодии детьми от 3-х до 5-ти лет не воспроизводится, для них характерно монотонное пение на «удобном» звуке.

С.Н. Беляева-Экземплярская установила, что «дети старшего дошкольного возраста при восприятии музыкального произведения улавливают его динамическую сторону – ритм и темп, а звуковысотная сторона – мелодия и гармония – воспринимаются ими хуже» [ЗапорожецА.В., Лисина М.И.1966:43].

В дошкольном возрасте происходит развитие и суставно-мышечных, и  тактильных ощущений, которые играют большую роль в анализе свойств и качеств окружающего мира (вес, размер, форма). С возрастом увеличивается способность ребёнка анализировать степень мышечного напряжения и повышать точность оценки веса предметов.

«На протяжении преддошкольного и дошкольного возраста совершенствуется ещё один вид восприятия - восприятие пространственных отношений. Оно служит основой для различения предметов по наиболее существенным признакам – форме, размеру, расположению в пространстве и т.д.» [Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.1964:50]. Большую роль в развитии этого вида восприятия играет слово. Особенно велика роль слова в развитии восприятия пространственных отношений между предметами. Вычленять пространственные отношения между предметами ребёнок начинает в связи с овладением им словесных обозначений. Обычно в воспринимаемом предмете дети дошкольного возраста в первую очередь выделяют форму. Гораздо меньшую роль в различении и отождествлении предметов дошкольниками имеет величина. Осуществляя изучение восприятия отношений величины детьми дошкольного возраста,   Т.И. Данюшевская  показала, что быстрота выработки правильности выбора (большой объект) и перенос отношений на новые объекты повышается с возрастом.

Восприятие формы предметов детьми разного дошкольного возраста представляет собой неоднородный процесс, систему операций, отличающийся по своим задачам, способам и результатам.   Исследователи С.Г. Якобсон и М.Н. Волокитина экспериментально доказали, что дети 2-4-х лет гораздо лучше узнавали предметы по форме, если им предлагалось в начале ощупать его, а затем найти зрительно. А «дети старше 4-х лет формировали точный зрительный образ формы посредством организации движения взора, тактильно-двигательный компонент является уже излишним» [Запорожец А.В.,Эльконин Д.Б.1964:59].

По мнению Запорожца А.В.,Эльконина Д.Б., «в конце среднего и в старшем дошкольном возрасте дети начинают выделять форму, как один  из

признаков предмета, абстрагировать её, осознавать её обобщенное значение. Абстрагирование формы, ознакомление с нею требует перехода от предметно-практической стадии развития восприятия к собственно перцептивной деятельности. Характерной чертой перцептивных действий является их развернутость, сукцессивность. Это даёт возможность, используя точную регистрацию движений руки или глаз, проследить развитие процесса восприятия формы у детей. В начале дошкольного возраста форма ещё не выделяется ими как признак предмета, не абстрагируется, а неразрывно связана с предметом. В конце среднего и в старшем дошкольном возрасте дети  начинают выделять форму, как один из признаков предмета, осознавать её обобщенное значение. Средние и старшие дошкольники не отождествляют форму с предметом, а только соотносят имеющееся у них представление о различных формах с формой воспринимаемо предмета» [Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.1964:60]

Осуществляя изучение  восприятия детей В.П. Зинченко, А.Г. Рузской, Т.В. Лаврентьева, В.В. Тараканова получили  данные о детях различных возрастов, которые позволяют охарактеризовать ступени развития движений руки ребёнка, осуществляемые при осязании. Так, « движение рук трёхлеток больше похожи на хватательные. Движение рук детей 4-х – 5-ти лет  напоминают движения рук трехлеток, но в этих движениях появляются новые моменты: ощупывание предмета обычно одной рукой. У детей 5-ти - 6-ти лет появляются ощупывания двумя руками, которые либо движутся навстречу друг другу, либо расходятся. Однако  систематического прослеживания всего контура объекта ещё не происходит. И лишь у шестилеток наблюдается последовательное прослеживание кончиками пальцев всего контура фигуры»  [Запорожец А.В. ,Эльконин Д.Б.1964:61]

Переход к этим, более совершенным способам ознакомления с предметом, приводит к значительному повышению эффективности восприятия.

«Значительные изменения характера перцептивных действий в процессе развития ребёнка происходят и при восприятии объекта движениями глаз. У детей 3-4-х лет движения глаза немногочисленны. Отсутствуют движения взора, прослеживающие контур фигуры. У детей 4-х-5-ти лет  движения взора также совершенствуются преимущественно внутри фигуры, но зато больше число движений почти в два раза. У детей 5-6-ти лет появляются движения взора, прослеживающие контур воспринимаемой фигуры. А вот у детей 6-ти-7-ми лет движения взора идут по контуру фигуры, как бы воспроизводя, моделируя её. Одновременно появляются движения, пересекающие поле фигуры, измеряя площадь фигуры» [Запорожец А.В. ,Эльконин Д.Б.1964:63].

По мнению Волкова Б.С. , Волковой Н.В., «особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс.

Оно предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Дошкольники активно относятся к  воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Оценки ещё примитивны («как красиво!» и т.д.). Восприятие художественных произведений дошкольником будут более глубокими, если он научится видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и т.д.)» [  Волков Б.С. , Волкова Н.В. 2000: 55]. «Характер восприятия картины изменяется с возрастом, на 1-й ступени (3-й год жизни) ребёнок называет отдельные предметы, изображенные на картине, вторая ступень (5-й год жизни) пытается описывать предметы, устанавливать первые связи. А на третьей ступени (7 год жизни) – может  объяснять содержание картины. Следует учитывать, что восприятие ребёнка существенно изменяется в зависимости от постановки вопроса. Ребёнок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассматривать детали в определенном порядке»  [Волков Б.С. , Волкова Н.В. 2000: 56]

Итак, «восприятие дошкольника становится осмысленным целенаправленным и анализирующим. В нём выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Ребёнок учится выделять для себя свойства предметов, их состояние, связи, действия и т.д. На развитие восприятия оказывает большое значение речь – то, что ребёнок начинает использовать названия качеств, состояний различных предметов (явлений) и отношений между ним » [Волков Б.С. , Волкова Н.В. 2000: 56].

Список литературы

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М.: Пед. общество                                                                                        России, 2000.-144с.

2.Венгер Л.А. Восприятие и ощущение.- М.: Просвещение, 1965.-365с.

3. Исаев Д.И. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2007.-391с.

4. Немов Р.С. Психология, книга 1.: -М.: Просвещение «Владос», 1995.- 576с.

5. Психология детей дошкольного возраста под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина,- М.: Просвещение, 1964.-350с.

6. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве под редакцией А.В.Запорожца, М.И. Лисиной,- М.: Просвещение, 1966.-301с.

7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис,- Издательство Московского ГУ, 1980.-292с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...