Главные вкладки

    Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы
    проект (подготовительная группа) на тему

    Дацкова Ольга Юрьевна

    Данная разработка применяется с целью подготовки детей к поступлению и успешному обучению в школе и оказания помощи родителям в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению, может использоваться воспитателями подготовительных групп в процессе подготовки воспитанников к школьному обучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_datskova_itog.docx32.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы»

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………......3

    I. Основная часть. Теоретическое обоснование формирования психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы

    1.1 Теоретическая значимость формирования психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы.……………………….5

    1.2 Содержание работы воспитателя по формированию психолого-педагогической готовности к обучению в школе………………………………8

    II. Практическая часть

    2.1 Конспект НОД по формированию психолого-педагогической готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы «Математика с Буратино»………………………………………………………………………...11

    2.2 Рисование «Чем я буду заниматься в школе»……………………………...13

    Заключение……………………………………………………………………...14

    Список литературы…………………………………………………………….16

    Введение

    На современном этапе развития образования в Российской Федерации дошкольное образование признано первой ступенью общего образования, а значит, огромное значение приобретает система преемственности дошкольного образования и обучения в школе. Эта система предполагает формирование у детей подготовительной группы полноценной психолого-педагогической готовности к обучению в школе. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько ребенок-дошкольник готов к успешному усвоению школьной программы.

    В настоящее время высокие требования к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к развитию личности и социализации ребенка. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольном учреждении. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

    Таким образом, актуальность данного проекта определяется тем, что психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов развития ребенка в период дошкольного детства.

    Цель проекта – формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы.

    Задачи проекта:

    1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме формирования психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы;
    2. создать психолого-педагогические условия для формирования готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы;
    3. разработать педагогическую технологию формирования психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы;
    4. анализ, результативность, перспективность.

    Участниками проекта являются дети подготовительной к школе группы, воспитатель, педагог-психолог, родители.

    Данный проект применялся с целью формирования психолого-педагогической готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы.

    Данный проект может использоваться воспитателями подготовительных к школе групп, педагогами-психологами детских садов общеразвивающего вида, а также родителями для успешного формирования психолого-педагогической готовности к школе у детей 6-7 лет.

    I. Основная часть.

    Теоретическое обоснование формирования психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы

    1.1 Теоретическая значимость формирования психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы

    Проблема психологической готовности к школе не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей. Очень высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

    Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

    Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

    Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

    Психологическая готовность к школе включает в себя три основных аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость предполагает, что ребенок умеет концентрировать внимание, способен провести аналогию и владеет элементарным логическим мышлением. Ребенок 6-7 лет должен уметь запомнить и воспроизвести расположение предметов и найти их различия, а также уметь объединять предметы в группы. Социальная зрелость – это потребность ребенка в общении со сверстниками и, что еще боле важно, умение вести себя в детских группах. Эмоциональная зрелость – это, прежде всего, возможность длительное время (20-30 минут) выполнять не очень привлекательные, скучные задания.

    Формирование качеств необходимых будущему школьнику обеспечивает система педагогических воздействий детского сада.

    1.2 Содержание работы воспитателя по формированию психолого-педагогической готовности к обучению в школе

    Содержание работы воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя следующее:

    1. формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний;
    2. формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности);
    3. формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи.

    Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно. Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

    Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал. Чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры. Значение этих игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

    Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада в подготовке детей к школе - формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. Для решения этой задачи использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу. Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.

    Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе.

    Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер.

    К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

    Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.

    Таким образом, детский сад выполняет задачу психологической подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. Однако, полноценная подготовка ребенка к школе возможна именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только при сотрудничестве детского сада и семьи.

    II. Практическая часть.

    2.1 Конспект НОД по формированию психолого-педагогической готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы «Математика с Буратино»

    Тема: «Математика с Буратино»

    Цель. Уточнить представление о том, что семь дней составляют неделю, а каждый день имеет своё название. Закрепить навык порядкового счёта. Поддерживать интерес к решению задач путём создания ситуации успеха.

    Материал. Конверт с заданием; геометрические линейки и по два листа бумаги на каждого ребёнка.

    Ход занятия

    Воспитатель. Посмотрите, какое письмо пришло к нам в группу. Его прислал Буратино. Он уже ходит в школу. Поэтому и вложил в конверт интересные задания. Их нужно выполнить, и тогда вы получите от Буратино приз.

    Вот и первое задание – задачи. Маша сорвала в подарок маме две розы. Сорви ещё одну и подари маме не две, а... розы. (Три.)

    Пять щенят в футбол играли. Одного домой позвали. Он в окно глядит, считает: сколько их теперь играет? (Четыре.)

    У куклы пять нарядных платьев. Какое нынче ей надеть? Если есть в запасе шерсть, свяжу, и платьев будет... (Шесть.)

    Шесть ежат в лесу гуляли, землянику собирали. А один улегся спать. Сколько их гуляет? (Пять?)

    Что хромаешь ты, жучок? Ранил ножку о сучок, а прежде на своих шести очень быстро мог ползти. Сколько здоровых ножек у жучка? (Пять.)

    Молодцы, задачи решили. А вот и следующее задание. Знаете ли вы дни недели? Назовите их по порядку. Тем, кто затрудняется выполнить задание, поможет стихотворение.

    В понедельник я проснулся,

    А во вторник я зевнул.

    В среду сладко потянулся,

    А в четверг опять заснул.

    Спал я пятницу, в субботу

    Не ходил я на работу.

    Но зато уж в воскресенье

    Спал весь день без пробужденья.

    А теперь ответьте на вопросы Буратино: какой сегодня день недели? Вчера какой был? Завтра какой будет? Сколько дней в неделе? Какой день идёт после субботы? После понедельника? После среды? Молодцы!

    Теперь подумайте над таким вопросом. Девочка Аня приехала в гости к бабушке в четверг, а её сестра Ася – на день раньше. Когда приехала Ася? Кто дольше гостил у бабушки?

    Что ж, со всеми заданиями вы справились, а теперь давайте сделаем перерыв.

    Физкультминутка «Обезьянки»

    Рано утром на полянке

    Так резвятся обезьянки.

    Левой ножкой: топ, топ!

    Правой ножкой: топ, топ!

    Руки вверх, вверх, вверх!

    Кто поднимет выше всех?

    Руки вниз — и наклонились,

    На пол ножки положили.

    А теперь на четвереньках

    Погуляем хорошенько.

    А потом мы отдохнем.

    Посидим и спать пойдем!

    Пришло время для выполнения следующего задания. Возьмите листы бумаги. По просьбе Буратино по линейке начнём рисовать модель человечка из геометрических фигур. Туловище – квадрат, голова – круг, на голове панама – треугольник, руки – круги, ноги – прямоугольники. А теперь заштрихуйте своих веселых человечков. Их мы отправим Буратино, чтобы он посмотрел, как вы справились с заданием.

    Вот и последнее задание из конверта. Перед вами лист с нарисованными кружочками – это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок должен прискакать на седьмую кочку и остаться на ней. Подумайте: как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку?

    Переверните листочки. На их обратной стороне нарисованы семена. Самые первые ростки появились из 4-го и 8-го семян. Нарисуйте их.

    Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей, а затем показывает обещанный сюрприз – школьные учебники по математике с интересными заданиями.

    2.2 Рисование «Чем я буду заниматься в школе»

    Цель. Продолжать формировать положительное отношение к школе. Дать возможность выразить его в рисунке.

    Материал. Краски, карандаши, бумага.

    Заключение

    Поступление в школу – важный момент в жизни ребёнка. Всё последующее обучение во многом зависит от того, насколько родители и педагоги сумеют создать «успешную программу» вхождения ребёнка в жизнь.

    Становясь младшим школьником, ребёнок, по существу, меняет весь свой образ жизни. Наряду с игровой деятельностью, с детства знакомой и любимой ребенком-дошкольником, в его жизни появляется новая, социально-обусловленная и социально-значимая учебная деятельность. Очевидно, что подготовка к ней должна осуществляться в течение всего дошкольного детства, поскольку подготовить будущего первоклассника к успешному обучению в школе за короткий период невозможно.

    Новый социальный статус предъявляет серьезные требования к физическому и психическому здоровью ребёнка, поэтому очень важно соблюдать основные режимные моменты жизнедеятельности будущего первоклассника: обеспечить ему рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе и полноценный отдых. Важно, чтобы ребёнок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный текст; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью, выделял, различал и правильно произносил все звуки языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно»; много работал с конструктором, бумагой, ножницами, пластилином, рисовал. Уровень готовности такого ребенка к усвоению специальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения, достаточно высок, что во многом предопределяет его успешность в учении.

    Вместе с тем программы должны гарантировать ребёнку к концу дошкольного детства базовый уровень образования. Иными словами, исходя из современных представлений об общей психологической готовности к обучению в школе ребёнок должен быть развит интеллектуально, освоить позиции субъекта в детских видах деятельности. Тогда отпадёт необходимость специально готовить его к школе, снизится вероятность конфликтных ситуаций, а семья получит возможность выбирать образовательное учреждение в соответствии с требованиями к базовому уровню развития. Одна из главных задач современного дошкольного воспитания – предоставить ребёнку возможность развиваться в своём темпе, в соответствии с индивидуальными потенциальными возможностями и способностями.

    Таким образом, успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от качества его подготовки в дошкольный период детства. И все дети должны иметь достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению – возможность единого «старта» для первоклассников позволит каждому из них чувствовать себя уверенно и стать конкурентоспособной личностью уже на начальном этапе обучения.

    Список литературы

    1. Вайнер, М.Э. Ребёнок и родители на пороге школьной жизни. [Текст] / М.Э. Вайнер. – М., 2007 г.
    2. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина. – СПб, 2009 г.
    3. Полякевич, Ю.В., Осинина, Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. [Текст] / Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина. – Волгоград, 2014 г.
    4. Рябцева, С.В., Спиридонова, И.В. Формирование психологической готовности к школе. [Текст] / С.В. Рябцева, И.В. Спиридонова. – М., 2011 г.
    5. Яшнова, О.А. Пути и способы подготовки ребёнка к успешному обучению в начальной школе. [Текст] / О.А. Яшнова. – М., 2002 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Вовка в тридевятом царстве" Сценарий выпуска в школу для детей подготовительной группы

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий выпуска в школу, построенный на основе любимого  мультфильма детей нескольких поколений. Роли Вовки и Царя исполняли воспитатели, а роль Двои...

    Конспект итогового занятия «Путешествие детский сад-школа» для детей подготовительной группы, 2011 г.

    В данном занятие показаны все знания детей, полученные в подготовительной группе детского сада....

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

    Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения дет...

    Анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

    Для выявления уровня психологической готовности к школе подобран комплекс методик на изучение основных компонентов психологической готовности: мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального....

    Конспект проведения консультации с родителями «Результаты выявления уровня готовности к школе у детей подготовительной группы в начале года»

    Данная консультация поможет родителям выявить психологическую готовность детей ребенка к школе....

    ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

    Раскрытие понятия тренинга и его применение в психолого-педагогической практике. Обобщение психологической готовности ребенка к школе. Применение тренинга в развитии ребенка и подготовке к школьному о...