Анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп
материал (подготовительная группа) на тему

Молчанова Любовь Александровна

Для выявления уровня психологической готовности к школе подобран комплекс методик на изучение основных компонентов психологической готовности: мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

 готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

        В 2016г. из МДОУ «Детский сад №15» выпускаются в школу 86 воспитанников из 7 групп. В диагностическом обследовании приняли участие все выпускники:

Направленность групп

Возраст детей

Списочный состав

Группа для детей с нарушениями ОДА

6-7 лет

12

Группа для детей с нарушением зрения

6-7 лет

8

Группа для детей с нарушениями речи

6-7 лет

15

Группы для детей с аллергопатологией

6-7 лет

29

Дети с нормативным развитием

6-7 лет

64

Группы для детей с ЗПР

6-7 лет

22

Всего

6-7 лет

86

  Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью следующих методик:

  1. Общая осведомленность: «Ориентировка в окружающем» А.Л. Венгер.
  2. Мотивационная готовность: «Отношение к школе» А.Л. Венгер.
  3. Произвольность: «Графический диктант» Эльконин.
  4. Восприятие: «Разрезные фигуры».
  5. Внимание: «Повторение цифр» - субтест методики Векслера, «Найди и вычеркни».
  6. Память: «10 слов», «10 предметов».
  7. Мышление и речь: «Последовательность событий», «Четвертый лишний», «Оценка вербального мышления».
  8. Методика Е.А.Екжановой: ориентировка в пространстве, интеллектуальное развитие, фонематическая функция, моторика, графические навыки.
  9. Самооценка: Методика «Лесенка».

Цель скрининг – обследования: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

По итогам обследования были получены следующие результаты.  

Результаты диагностики выпускников по  методике Е.А. Екжановой

 В скрининге участвовало 86 человек. Согласно анализу данных обследования по данной методике, 88 % (73) обследованных по уровню развития предпосылок учебной деятельности соответствуют возрастной норме дошкольника. Из них 60 % относятся к группе с высокой возрастной нормой, 28 % - к группе «стабильная середина». 7 человек, что составляет 8 % от общего числа, находятся в «группе риска», 4 % (три)  – к группе «беда» (двое – дети с инвалидностью).

% успешности выполнения заданий составляет 82 %. Во всех группах он больше 60%. Самый высокий % успешного выполнения заданий имеют дети групп № 1, 3, 6  (92 %, 92 %, 91 % соответственно).

Узоры, состоящие из простых, законченных по содержанию графических эталонов, в которых отражена завершенная программа действия, доступны в выполнении практически всем выпускникам.

Анализ результатов выполнения 4-го узора, графический образец которого отражает незавершенность программы выполняемого действия, показал, что 77 % дошкольников умеют самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия. Однако     23 % выпускников не умеют следовать четко заданной программе двигательного акта, у них недостаточно развиты планирование и самокотроль.

Зрительно-пространственное восприятие сформировано у 87 % детей.

У 67 детей (78 %) операция звукового анализа сформирована на высоком уровне. У выпускников, функциональный уровень интеллектуальных  способностей которых соответствует нижней границе нормы  и задержанному типу - 9 человек (10 %), операция звукового анализа не сформирована на должном уровне.  Они выделяют последовательность звуков в простом слове, но теряют гласные или согласные звуки при воспроизведении звукового состава сложных слов и со стечением согласных звуков.

Анализ рисунка «Дом-дерево-человек» позволяет выявить первичные представления ребенка об окружающем, уровень его интеллектуального развития.

Выпускники групп КРО имеют более низкие показатели выполнения данного задания. Наибольшие трудности дети испытывали при рисовании дерева и человека. Около 70% выпускников показали хорошие результаты выполнения этого задания. В их рисунках отражены основные признаки предметов, все три изображения, как правило, связаны логически, отображены их пропорциональные соотношения, соединены единым сюжетом.

Четкие движения, необходимые для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией при раскрашивании без тремора и грязи при хорошем нажиме, сформированы у 36 % выпускников. Данный показатель может быть более высоким. На результат влияло качество выполнения графических заданий (и графических диктантов, и рисунков): недостаточный нажим, не замкнутые контуры и ненадлежащая координация.

Распределение детей на группы по итоговым показателям

 (по методике Екжановой Е.А.)

Направленность групп

Списочный состав

Обследовано детей

Высокая возрастная норма

Стабильная середина

«Группа риска»

«Беда»

% успешного выполнения

Группа для детей с наруш. ОДА

12

12

10

1

1

-

92 %

Группа для детей с наруш. зрения

8

8

7

1

-

-

92%

Группа для детей с нарушениями речи

15

15

11

4

-

-

91%

Группы для детей с аллергопат.

29

29

20

8

1

-

87%

Группа № 13

12

12

7

4

1

-

85%

Группа № 14

17

17

13

4

-

-

88%

Норма

64

64

48

14

2

-

89%

Группы для детей с ЗПР

22

22

4

10

5

3 (2-дети с инвал.)

62%

Группа № 8

11

11

2

6

1

2

62%

Группа № 11

11

11

2

4

4

1

61%

Всего

86

86

52

24

7

3

82%

Успешность выполнения заданий, %

(по методике Екжановой Е.А.)

Задание

Успешность выполнения заданий, %

Гр. 1

Гр. 3

Гр.6

Гр.13

Гр.14

Общая

Гр. 8

Гр.11

Общая КРО

Общая

1

1 узор

100

100

100

100

100

100

86

91

89

97

2

2 узор

92

100

100

92

100

97

77

82

80

92

3

3 узор

92

100

100

92

100

97

77

86

82

90

4

4 узор

83

88

87

75

94

85

45

50

63

74

5

Узор из точек

100

100

93

92

94

95

54

73

48

87

6

Рисунок «Дом»

96

100

100

96

83

97

77

82

80

92

7

Рисунок «Дерево»

96

100

100

96

94

96

54

45

50

84

8

Рисунок «Человек»

96

94

100

71

91

91

68

55

61

83

9

Звуковой анализ

100

100

73

100

82

89

45

45

45

78

10

Моторика

33

63

60

33

29

44

27

0

14

36

Всего

92

92

91

85

88

89

62

61

62

83

Результаты диагностики выпускников по комплексу методик

Для выявления уровня психологической готовности к школе выпускников дополнительно к психолого-педагогическому скринингу был подобран комплекс методик на изучение  основных компонентов психологической готовности: мотивационного, эмоционально-волевого и интеллектуального.

Исследование уровня сформированности интеллектуальных умений показало, что мыслительные операции, такие как: сравнение, аналогия, обобщение, различение, сходство, сформированы лучше на наглядном материале, чем на вербальном.

Так 70 % выпускников имеют высокий уровень развития логического мышления. Они опираются на существенные признаки предметов, объектов при анализе и сравнении, верно объясняют свое решение, подбирают обобщающие понятия, устанавливают причинно-следственные связи.

63 % - имеют высокий уровень развития связной речи (составляют простой рассказ по серии сюжетных картинок, способны самостоятельно выразить свои мысли).  

Мотивационный компонент готовности к школе сформирован на высоком уровне у 71% выпускников. Дети выражают желание идти в школу, отвергают учение дома как несерьезное, знают, что нового, интересного будет в школе. 23% обследованных имеют мотивацию игрового или коммуникативного типа.

53% воспитанников имеют высокий уровень сформированности произвольности, программирующих и контрольных функций. Они способны самостоятельно ставить перед собой цель, планировать деятельность, преодолевать свои непосредственные желания, умеют организовать себя, оценивать результат. 38% - нуждаются в некоторой помощи и поддержке взрослого при выполнении заданий, контроле и оценке результатов деятельности. 90% выпускников умеют устанавливать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, находят выход из сложной ситуации.

30% выпускников имеют неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку (выпускники из групп КРО – 50%).

Таким образом, из 86 выпускников 42% (35 человек) имеют высокий уровень готовности к школе (55% от нормы). За все задания они получили, как правило, высокие оценки (до 3-х средних оценок). Это дети с высокой для их возраста психофизиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации в произвольных видах деятельности, развитые фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами-представлениями и представлениями об окружающем их мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Большинство из них обладает достаточно высоким темпом психической деятельности. Дети активны, любознательны, уверены в себе и в доброжелательности окружающих людей. Мотивационно-потребностная сфера таких детей направлена на успешное решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.

38 % (33) детей выполнили задания на среднем уровне (33% от нормы). Эту группу составили дети, которые получили половину и больше средних оценок. К ней относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется в более полной мере при выполнении детьми заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно. Дети допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью. Но мягкое подбадривание и привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению способствует тому, что ребёнок успешно справляется с заданием.

13% выпускников (12% от нормы) условно готовы к обучению в школе.  У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. У них наблюдаются явления частичного соскальзывания с предложенной инструкции. Очень часто то, что ребёнок выполнил, он сделал некачественно. Для таких детей характерно неравномерное развитие их функций. Для таких детей необходим более длительный пропедевтический период обучения в общеобразовательной школе. В это время особое внимание нужно уделить становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и со своими сверстниками, подготовке базовых, познавательных навыков: сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.

6 детей (7 %) условно не готовы к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. У них наблюдается полное отсутствие понимания того, что от них требуется, смысла многих заданий. В предметных рисунках отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Операция звукового анализа не сформирована. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.

Уровень готовности к обучению в школе по группам

группа

Списочный состав

Высокий уровень

Стабильная середина

Средне-низкий уровень (условно готовы)

Низкий уровень

Группа 1

12

10

2

-

-

Группа 3

8

5

3

-

-

Группа 6

15

7

6

2

-

Группа 13

12

4

5

3

-

Группа 14

17

9

5

3

-

Норма/ % от нормы

64

35/ 55%

21/33%

8/12%

-

Группа 8

11

-

7

2

2

Группа 11

11

-

5

2

4

Группы для детей с ЗПР

22

-

13/59%

4/18%

6/27%

Всего/% от общего числа выпускников

86

35/42%

33/38%

12/13%

6/7%

Рекомендации воспитателям, специалистам:

1. Работать над прорисовыванием узоров, графический образец которых отражает незавершенность программы выполняемого действия. Учить детей самостоятельному анализу такого образца графического рисунка, четкости воспроизведения чередования его элементов.

2. Формировать умение рисовать «Дом-дерево-человек». В рисунке должны быть отражены основные признаки предметов (у дерева - четкий ствол, а не просто палочка, сучья с ветками или крона; у дома – стены, крыша, окна, дверь, крыльцо; у человека – довольно крупная фигура, все части тела, лица, наличие одежды). Учить детей логически связывать все 3 изображения, отображать их пропорциональные соотношения.

3. Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки с помощью пальчиковых игр, рисования, ручной работы.

4. Развивать операцию звукового анализа слов.

5. Воспитывать прилежность и аккуратность в выполнении заданий.

Дата обследования: май 2016 г.

Педагог-психолог                               Л.А.Молчанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.

Диагностика готовности к школьному обучению....

Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.

Диагностика готовности к школьному обучению....

Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха

Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...

Справка по итогам проверки готовности к школьному обучению выпускников подготовительных к школе групп.

Справка по итогам проверки готовности к школьному обучению выпускников подготовительных к школе групп....

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

Готовность к школьному обучению детей с ОНР. Консультация для родителей.

Материал поможет родителям  сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обучению в школе, в установлении тес...