Веселая ярмарка в городе мастеров
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цветкова Нина Алексеевна

В сценарии представлена работа по ознакомлению с народным прикладным творчеством. В игровой форме на примере русской ярмарки представлены различные направления русского прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gorod_masterov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное дошкольное образовательное учреждение

               «Детский сад № 2 «Звёздочка» при  в/ч16605»

                     

                            СЦЕНАРИЙ  ДОСУГА

                «Веселая ярмарка  в  Городе  мастеров»

                                  (старшей  группа)  

                 

                                       

                                         Буторина  Татьяна  Васильевна

                                         музыкальный руководитель

                                         Цветкова  Нина  Алексеевна    

                                         воспитатель

                            Мурманская область

                             г. Оленегорск-1

Программное содержание:

Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи. Воспитывать интерес к быту обычаям России.

Словарная работа: закрепить значение слов  «ярмарка», «коробейник».

Оборудование: изделия народно-прикладного искусства, короб  или  лоток ,  столы,  бутафорская  матрёшка  со  сладостями,  хохломские  стулья  и  ложки,  бутафорские  самовар  и  самоварчики,  платки  павлопосадские;  плос-костные  картонные  матрёшки  разного  размера  (2-3).

Оформление  музыкального  зала:  карусель,  детские  работы,  плакаты  по  тематике.

Предварительная работа:

 -рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства;

 -расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель и дымку.

                                         

                               Ход  досуга

Звучит  фонограмма  р.н. мелодии.

Петрушка:

- Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети:

 -Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия.

Петрушка:

       -Молодцы! Давайте  отправимся  все  вместе  на  ярмарку!

Солнце яркое встает.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары

И отменные игрушки!

Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

Зазывала 1.

 -На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья!

Зазывала 2.

-  Эй! Не стойте у дверей! 

Заходите к нам скорей!

Зазывала 3.

-  Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем

Забываем мы о ней.

Зазывала 4.

-Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину!

Воспитатель:

 -Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шелковыми разноцветными нитками расшивали одежду, чтобы каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров вообще становились настоящими произведениями  искусства.

            Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит?

 Петрушка, ты не знаешь, чье это? (обращает  внимание  на  лоток коробейника).

Петрушка:

 -Это, наверное, коробок коробейника.

Воспитатель:

 - А кто это  такой?

Петрушка:

 -Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке.

Зазывала:

 -Эй,  старые,  усатые,  рыжие, бородатые!

Девки –вострушки,  старушки –хлопотушки!

Подваливай  валом!

По  дешёвке  продаём,

Чуть  не  даром  отдаём!

Петрушка:

 -Пойдемте, ребята,  дальше. Вот только знаете, я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете, названия разных промыслов, которые есть в России?

Дети:

 -Знаем!

Петрушка:

 -А мы сейчас проверим (подходит к столу, на котором расставлены дымковские игрушки).

 - Мягко падает снежок,

 Вьется голубой дымок.

 Дым идет из труб столбом.

 Точно в дымке все кругом

 Голубые дали

 И село большое как назвали?  (Дымково)

Зазывала:

 -Глядите,  не  моргайте,  рты  не  разевайте.

Ворон  не  считайте,  по  дешёвке  покупайте!

Воспитатель:

 -Мы подошли к лотку, где продают игрушки. Чьи они?

Дети:

- Дымковские!

Воспитатель:

 -А как вы узнали? (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).

Дымковские  барышни:

 -Вечера зимой длинные.

 Лепит мастер здесь из глины.

 Все игрушки не простые,

 А волшебно-расписные:

 Кружочки, клеточки, полоски.

 Простой казалось бы узор,

 А отвести не в силах взор.

 -Глины маленький  комок

В  чудо  превратится,

Если  только  попадёт  в  руки  мастерицы.

Дымковские  барыни  

В  нарядах  удивительных:

В  кисточку,  кружок,  полоску –

Тонко  так  расписанных.

Петрушка:

 -А как, по-вашему, веселые эти игрушки или наоборот грустные?

Что, глядя на них, делать хочется? (ответы  детей).

Ну,  так  давайте  попляшем!

Исполняется  «Проходка  дымковских  барышень  с  кавалерами».

Воспитатель:

 -Веди нас, Петрушка, дальше.

Куда же мы попали?

Зазывала:

 -А  вот  посуда  расписная,

Была  у  царя  такая,

Да  вся  побилась.

А  наша  не  бьётся,

Из  неё  ничего  не  прольётся.

Щи  из  неё  вкусней,

Да  и  каша  добрей!

Петрушка:

-Бело-синее чудо,

 Соловьиная трель.

 Всем ты в душу запала,

 Наша русская …(Гжель!)

Воспитатель:

- Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят распи-сывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В цвете бело-голубом. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).

- Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.

- А как люди еще называют гжель? (бело-голубое чудо).

Сценка.

(Жители Гжели ведут разговор)

1. Расскажите-ка, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки,

Да из сказки не простой,

Снежно-бело-голубой?

Где живут мастера?

2. Да что вы, в самом деле?

В Гжели!

Гжель – поселок есть такой

Под Москвой,

Дома с наличниками

И резьбой.

Мы, умельцы гжельские,

Известны на Руси

Керамикой чудесною,

У каждого спроси!

3. За дарами за границу

Ехать смысла больше нет!

Белый свет не за горами,

Но трудиться можем сами!

Вот таков наш всем ответ!

4. Ставьте  ушки  на  макушке,

Мы  про  гжель  споём  частушки.

Исполняются  «Гжельские  частушки»

Воспитатель:

 -Идемте к другому лотку.

Зазывала:

 -Не  товар,  а  сущий  клад,

Разбирайте  нарасхват.

Давай,  подходи

И  других  приводи!

Петрушка:

 -Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадайте?

Золотом  и  алым  цветом

Эта  чаша  расцвела.

Солнцем,  ягодами,  летом

Вдруг  наполнилась  она.

Угадаешь,  что  за  чудо?

Это  чудо…..(хохлома)

Мальчики -ложкари:

1) Хохлома, хохлома,

 Наше чудо дивное,

 Мы рисуем хохлому,

 Красоту невиданную.

2)  По  золоту  фона  затейливой  змейкой

     Орнамент  здесь  вьётся –попробуй,  сумей-ка!

3)  Стоит  студёная  зима,  холодный  ветер.

     А  солнечная  хохлома  напоминает  нам  о  лете.

4)  Руки  золотые  с  кистью  в  серебре

     Узоры  хохломские  дарили  детворе.

Воспитатель:

 -Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий. Какое? (золотая хохлома). Ребята, а о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).

Ребёнок:

 -Хохломская роспись -

 Алых ягод россыпь,

 Отголоски лета

 В зелени травы,

 Рощи-перелески

 Шёлковые всплески

 Солнечно медовой

 Золотой листвы… /П. Синявский/

Петрушка:

 -Ложки  хохломские  очень  хороши,

Поиграйте  вы,  мальчишки,  всем  нам  от  души!

Исполняется  «Пляска  с  хохломскими  ложками».

Зазывала:

 -Платки  и  платочки,

Для  мамы  и  дочки.

Подходи!  Налетай!

Покупай!

Девочки:

1. Недалеко от Москвы-

В Павловском Посаде

Видны чудные цветы

В каждом палисаде.

Неприметный городок

Вскоре стал известным,

Расписной платочек стал

Достояньем местным.

2. Словно на поляне сказок,

На платке - гирлянды роз,

Георгины и ромашки,

Незабудок  целый воз.

Не страшны цветам морозы,

Не тускнеет красок цвет,

И платочек будет ценен,

Несомненно, много лет!

  1. Вот  павлопосадские  мягкие  платки,

В  холод  согревают,  на  плечах  легки.

Собраны  в  букеты дивной  красоты –

На  тончайшей  шерсти  расцвели  цветы.

Воспитатель:

 -Платки и шали всегда считались на Руси самым дорогим подарком и украшением для женщины. Платки носили на плечах, повязывали на голову, в мороз платок повязывали под меховую шапку или поверх нее.  Во всех платках самые красивы и крупные цветы расположены по углам, поэтому платок сначала  сгибали на уголок и повязывали на голову - вся красота оставалась на виду.

       Вот  и  наши  девочки  нарядились  и  желают  поплясать.

   

Исполняется  «Танец  у  самовара»  (в  платках)

Дети:

 -Давно  известно  всем  на  свете

Искусство  русских  мастеров.

В  нём  красота  родной  природы

И  мудрость  древняя  веков.

-Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

 -Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам забыть.

 - В гжели делают посуду-

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

-Золотая Хохлома,

Ей не налюбуются,

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

- Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

 - Цветастое  платье,  румяные  щёчки,

Её  открываешь –в  ней  прячется  дочка.

Матрёшки  танцуют,  матрёшки  смеются

И  ласково  просят  тебя  улыбнутся.

Они  к  тебе  прыгают  прямо  в  ладошки –

Какие  весёлые  эти  матрёшки.

Зазывала:

 -Ни  с  кем  не  бранимся,

Шутим,  веселимся.

Да  уступать  не  скупимся!

Петрушка:

 -Мы гуляли целый день.

 Целый день гулять не лень.

 Много нового узнали.

 Мастерами просто стали.

Проводится  игра  «Найди  свою  матрёшку».

Воспитатель:

 -Петрушка, а что это за   большая  матрёшка? (находит  в  условленном  месте  бутафорскую  матрёшку)

Петрушка:

 -В  ней подарки для детей, за их хорошие знания.

(раздать  детям)

Вы на ярмарке побывали?

Все  товары  повидали?

Ну, а теперь прощайте,

 В следующем году приезжайте.

 До свидания!  (раскланивается)

Звучит  р.н.  мелодия.

                    Завершение  досуга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по народному творчеству «Ярмарка в городе мастеров»

Предварительная работа: Знакомство с русскими народными промыслами; гжель, хохлома, городец, дымка (цикл занятий) 2.Разучивание потешек, прибауток, дразнилок, загадок. 3.Разучивание русских народных и...

Конспект НОД с детьми 6-7 лет «Веселая ярмарка Полхов – Майданских мастеров»

Конспект НОД с детьми 6-7 лет«Веселая ярмарка Полхов – Майданских мастеров»...

Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"

Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.Познавательное развитиеВоспитывать любовь к природе, уважите...

Мастер-класс по работе с детьми подготовительной группы "Веселая ярмарка" 2018г.

Мастер-класс по работе с детьми в подготовительной группе "Веселая ярмарка". Цель. Показать способы взаимодействия с детьми  в подготовительной группе....

Сценарий развлечения: «Осенняя ярмарка в городе мастеров»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры....

Сценарий досуга «Веселая ярмарка в Городе мастеров»

Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного....