Блок совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Задачи:
- Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
- Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и способы их проявления: нагревание, йодная настойка.
- Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
- Развить у детей самостоятельность, умение осуществлять поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_strannoe_pismo.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспект блока совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера «Странное письмо» Разработан: Воспитателем высшей квалификационной категории Воронцовой Ириной Сергеевной 2013 год Санкт-Петербург |
Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Задачи:
- Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
- Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и способы их проявления: нагревание, йодная настойка.
- Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
- Развить у детей самостоятельность, умение осуществлять поисковую деятельность.
Материалы:
- Проектор
- Фрагмент мультфильма «Маша и Медведь»
- Сумка «Тысяча мелочей»;
- Книги «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедия».
- Инструкция по изготовлению йодного раствора;
- Клеенки для столов
- Чаша под раствор;
- Рабочие листы на каждого ребенка;
- Кисти на каждого ребенка;
- Акварельные краски;
- Фен
- Яблоко, лимон;
- Молоко;
- Йод;
- Миски;
- Фартуки;
- Бандероль;
- Ручки-невидимки на каждого ребенка.
- Блокноты на каждого ребенка
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Скажите, вы любите мультфильмы? А у вас есть самые любимые? Ответы детей. У меня любимый это «Маша и Медведь».
Я тоже очень люблю эту непоседу Машу, которая все время ищет приключения.
А вы знаете, что такое электронная почта?
Сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Маши и видеоролик ее приключения. Я вам сейчас его покажу.
Воспитатель показывает фрагмент мультфильма «Маша и Медведь» под названием «Фокус» (см. отрывок 1 часть), потом электронное письмо с просьбой о помощи (см.письмо от Маши 1) и инструкцию от Мишки (инструкция – чистый белый лист бумаги, на котором невидимыми чернилами написаны волшебные слова).
Воспитатель распечатывает письмо и пытается его прочитать.
Воспитатель: Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать?
Дети пытаются понять, что же там написано.
Воспитатель: Что же делать? Как нам прочитать инструкцию? Ответы детей.
Может быть, нам поискать в какой-нибудь книге? Ответы детей. А что же это за книга должна быть? Ответы детей.
Сейчас мы посмотрим в моей сумке «Тысяча мелочей», может быть там мы найдем нужную книгу, в которой будет ответ.
Воспитатель ищет в сумке книгу и достает «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедию». Дети делают вывод о том, что им необходима книга «Юный исследователь». Они начинают её листать и находят в книге «Юный исследователь» вложенную страницу, где показано, как и из чего надо сделать раствор для проявления текста (см. способ для раствора)
Воспитатель: В какой книге мы нашли инструкцию? (Книга «Юный исследователь») Сегодня мы сами превратимся в исследователей. Вы знаете кто это такие? Ответы детей. Наша группа сегодня будет лабораторией, где мы будем проводить наши исследования. Но прежде чем приступим к работе, давайте наденем передники, чтобы не испачкаться я напомню вам правила поведения в лаборатории.
Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.
А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Скажем дружно: Удачи!»
Воспитатель: Вот теперь мы готовы приступить к работе. Приступаем к приготовлению проявляющего раствора? Посмотрите в инструкцию, что нам понадобится? Дети смотрят инструкцию по приготовлению раствора.
Дети: Нам нужна вода, йод и шприц. Надо смешать воду и йод для получения нужного раствора.
Воспитатель: Что такое раствор? Ответы детей.
Конечно же в моей сумке найдется йод и шприц. Вы пользуетесь йодом? Ответы детей.
Воспитатель достает йод и шприц. Дети делают раствор согласно инструкции.
Воспитатель: Теперь посмотрим, что у нас получилось? Давайте я попробую проявить текст.
Воспитатель проявляет записку.
Текст записки:
«Фокус – покус – тру-ля-ля
Нос, вернись на место!»
Воспитатель: Ребята, мы смогли прочитать записку, но секрет чернил нам не известен. Давайте попробуем узнать секрет Мишкиных чернил.
Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? Ответы детей. Давайте подумаем, что же Мишка мог использовать? Давайте порассуждаем: живет он в лесу. У него есть фруктовый сад. Что получают из фруктов? (Сок). Еще Мишка часто варит для Маши кашу. Что нужно для каши? (Молоко). Давайте еще возьмем белую краску, как вы предлагали и посмотрим, что получится.
Я сейчас поищу всё это в своей большой сумке.
Воспитатель достает бутылочки с яблочным и лимонным соком, молоко и акварель.
Воспитатель: Ребята, я нашла яблочный и лимонный сок, молоко и акварель.
Сейчас проведем исследования и узнаем, какой жидкостью Медведь написал секретное письмо. Приглашаю вас за столы.
Послушайте внимательно, что вы сейчас будете делать.
У вас на столах стоят стаканчики с картинками (рассмотреть и разлить жидкости), синяя мисочка для йодного раствора, салфетки для промокания кисточки, тряпочка, чтобы протереть стол, если вдруг что-нибудь прольется и рабочий лист. Давайте его внимательно рассмотрим. Лист разделен на 4 части. В каждой части есть своя картинка, которая обозначает, каким веществом вы должны сделать запись. А напишете вы первую букву своего имени. Там, где нарисованы краски, чем вы будете писать букву? Где нарисовано яблоко, чем будете писать? Что вы будете писать? Каждый раз, после написания буквы кисточку нужно промыть в чистой воде и промокнуть сухой салфеткой. Это очень важно, чтобы наш эксперимент получился!
Когда напишите во всех 4-х частях, вы подойдете ко мне, и я феном высушу ваши буквы.
После этого вы снова вернетесь за столы и кисточкой нанесете наш волшебный проявляющий йодный раствор на все буквы по очереди. Посмотрим, что получится, может, узнаем Мишкин секрет. Вам понятно задание?
Самостоятельная работа детей. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Итак, чем Миша написал свою записку?
Дети: Лимонным соком.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и узнали секрет Мишкиных чернил. Вы знаете, что такое СМС? Давайте отправим Маше СМС с разгадкой, чтобы в следующий раз она смогла сама прочитать или написать такую записку.
Воспитатель отправляет СМС от детей и получает ответ от Маши.
Электронное письмо от Маши:
Видеоролик, где у Маши снова прежний облик (см. письмо от Маши 2) + электронное письмо (см. письмо от Маши 2)
«Спасибо ребята за помощь! Без вас я не смогла бы расфокусироваться. Отправляю вам бандероль с подарками от меня. До свидания!»
Воспитатель: Кто знает, что такое «бандероль»? Ответы детей.
Воспитатель: Мне на телефон пришла СМС, что бандероль нам уже доставили. Пойду, посмотрю.
Воспитатель из-за двери выносит бандероль, в которой находятся ручки-шпионы.
Воспитатель: Но прежде чем мы узнаем, что же прислала Маша хочу у вас спросить. Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Спасибо ребята за помощь, без вас Маша бы не расфокусировалась и не вернула бы на место свой нос. Вы не бросили Машу в беде и помогли ей.
Воспитатель раздает ручки-невидимки и блокнотики. Дети пробуют ими что-нибудь написать или нарисовать, и приходят к выводу, что ничего не видно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Совместной деятельности воспитателей, детей старшего дошкольного возраста и родителей «Наш любимый Санкт-Петербург»
Расширять представления детей о родном городе. Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев.На примере подвига ленинг...
Блок совместной деятельности воспитателя с детьми "Желтый урок"
Цели: Обогащение детей знаниями для создания целостной картины мира; создание условий для творческой работыЗадачи:Формирование представление детей о цвете, звуке, движении. А также их различных ...
Совместная деятельность младших и старших дошкольников
Вся проведенная работа, позволяет нам сделать вывод, что дошкольники старшего возраста чувствуют ответственность за младших, желание помогать, учить чему-либо новому, тому, что уже умеют сами.Со сторо...
2017 год - ЭКОЛОГИИ Курсовая работа "Развитие экологических знаний в процессе совместной трудовой деятельности воспитателя со старшими дошкольниками"
развитие экологических знаний...
Формирование речевого общения детей с ОВЗ в предметно-практической и трудовой деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми
ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗВ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛОКЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)...
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Данный материал поможет педагогам организовать поисково-исследовательскую деятельность старших дошкольников. На примере покажет, как у детей старшего дошкольн...