Главные вкладки

    "Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
    консультация по теме

    Давидовская Наталья Александровна

    Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped_opyt.docx17.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятка для педагогов

    Педагогический опыт

    Способы представления и распространения педагогического опыта

    Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

    Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

    Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

    Выявление образцов педагогической деятельности или педагогического опыта

    Методы выявления:

    - анализ результатов мониторинга качества образования  дошкольников;

    - просмотр занятий в образовательном учреждении;

    - оперативный и тематический контроль;

    - конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.

    - анализ анкет педагогов.

    Изучение педагогического опыта

    Методы изучения:

    1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

    2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

    3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

    4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

    5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что  проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

    6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

    7.  Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

    Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни (практический, научный, методический).

    Соотнесение уровней и формы обобщения:

    1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.  

    2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

    3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

    Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

    Методы распространения:

    - Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

    - Коллективный просмотр;

    - Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;

    - Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

    - Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

    - Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

    - Представление материалов в методическом кабинете.

    Формы распространения ППО:

     Семинар-практикум,

     Педагогическая мастерская,

     Мастер-класс,

     Аукцион «педагогических идей»,

     Банк педагогического опыта,

     Творческий отчёт,

     Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.),

     Общественная презентация опыта,

     Информационная выставка,

     Стендовый доклад,

     Педагогический совет,

     Заседания методического объединения,

     Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс методических разработок» и др.),

    разработка авторских спецкурсов  (мастер-классов), стажерских площадо,

    конференция,

    научно-практический семинар,

    авторский сайт, блог,

    брошюры, плакаты  с методической направленностью,

    видеоматериалы  (фильм  методической направленности),

    круглый стол,

    пакет документов (методические рекомендации),

    портфолио  с приложениями,

    информационное сопровождение  деятельности  ОУ-партнеров,

    создание консультационного пункта,

    диск,

    выставка (виртуальная  или реальная).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление педагогического опыта педагогического работника.

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным,...

    Представление педагогического опыта педагогического работника

    Среди всех педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  ТРИЗ  занимает особое место, как технология, позволяющая максимально повысить познавательную...

    Распространение педагогического опыта. Мастер-класс для педагогических работников.

    Мастер-класс для педагогических работников по математическому развитию....

    Проект "Всё дело в шляпке" в рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта.

    Проект "Всё дело в шляпке". Целью данного проекта являлся ответ на вопрос:"Головной убор- это модно или необходимо?" Проект проходил в течение 3-х месяцев с января по март. Участни...

    Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.

    Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...

    Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)

    Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...