Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Бикмухаметова Наталья Сергеевна

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению творчества и исследовательской активности, способной самостоятельно и инициативно изучать жизненно важные проблемы и находить решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled.aktivnost.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Бикмухаметова Наталья Сергеевна,

воспитатель,

МБДОУ ДСКВ №17,

г.Нижневартовск

Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению творчества и исследовательской активности, способной самостоятельно и инициативно изучать жизненно важные проблемы и находить решения. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Н.Б. Шумакова, В.Сюркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.).

В современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Научный поиск характерных средств развития исследовательской активности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Для того чтобы раскрыть понятие исследовательской активности необходимо проанализировать более общее понятие «активность». Активность предмет исследования различных наук. Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. В работах Г.С. Костюка, К.А. Абульхановой-Славской, Д.Б. Богоявленской, В.И. Лозовой, А.В. Брушлинского и др. Активность выступает, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, инициативной деятельности (в труде, в учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх).

Существует диалектическая связь активности и деятельности субъекта. Активность проявляется в деятельности, которая является внутренне необходимой для субъекта. В понятии активности различаем активность потенциальную (стремление и готовность к деятельности) и реальную, то есть действия, в результате которых достигается поставленная цель. Активность предполагает инициативность, самостоятельность, ответственность личности в выборе объектов, средств, путей для достижения цели.

А.М. Матюшкин виды активности условно делит на два типа: адаптивный и продуктивный. Адаптивные виды активности обеспечивают приспособление, продуктивные составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований. Адаптивные формы активности вызываются многочисленными потребностями и мотивациями достижения успеха. Потребности по А.М.Матюшкину - это «внутренние источники активности». А.М. Матюшкин обращает внимание на продуктивные формы. Базисом этих форм активности является поисковая познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоение. Основу развития продуктивной активности составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности человека.

Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию окружающего мира. Значение активности в познании очень велико. Это породило возникновение ряда близких понятий, которые различаются между собой лишь акцентированием на том или ином аспекте познавательной активности. Так, встречаются такие понятия, как «исследовательская активность» (А.М. Матюшкин), «исследовательское поведение» (Д. Берлайн), «познавательная активность» (М.И. Лисина), «любознательность» (Е.П. Торенс, Д. Берлайн), «исследовательская инициативность» (А.Н. Поддъяков), «интеллектуальная активность» (Д.Б. Богоявленская), «исследовательская деятельность» (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.).

Исходя из общих характеристик активности, исследовательская активность определяется как активная, инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на поиск решения значимой для субъекта проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

М.И. Лисина, Д. Берлайн, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков характеризуют общую исследовательскую активность по своей условной величине. А.М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное проявление креативности в детском виде деятельности, которое обеспечивает субъективное открытие «мира» самим ребенком.

У дошкольника она проявляется как очень широкая любознательность к предметам и явлениям окружающего мира, как стремление к познанию нового и завершается приобретением новых знаний и достижением более высокого уровня понимания действительности.

А.М. Матюшкин наметил основные этапы развития исследовательской активности в детском возрасте:

1 этап - исследовательская активность выступает в форме непроизвольного внимания, составляет предпосылку интуитивного понимания и непроизвольного запоминания (ранний возраст).

2 этап - происходит развитие широкой любознательности ко всему новому и к более высоким формам активности, выражающейся в самостоятельной постановке вопросов, и проблем по отношению к новому, неизвестному, происходит поиск ответов на собственные вопросы (3-5 лет).

3 этап - основным структурным компонентом исследовательской активности ребенка становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем (5-6 лет). «Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности нового этапа в творческом развитии».

4 этап - процесс поиска и исследования мира завершается решением проблем, обнаружением скрытых связей и отношений (8-12 лет).

Д.Б. Годовикова (1974) рассматривает исследовательскую активность ребенка как следствие его ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации. Исследовательская активность дошкольника проявляется в его поисковой деятельности.

Все этапы поисковой деятельности осуществляются в ходе активного на6людения, участия в опытах, в процессе бесед эвристического характера.

Главное, что пробуждает поисковую активность, это невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами. Необычная ситуация, которая вызвала поисковую активность, в процессе исследования изменяется, и человек должен реагировать на ее изменение своими действиями, строить предположения о дальнейшем развитии ситуации. Все это возможно только тогда, когда предыдущий опыт человека воспринят и усвоен. В основе поисковой активности, деятельности лежит потребность в новых впечатлениях. Поисковая деятельность, по мнению Н.Н. Поддъякова, отличается от любой другой тем, что образ цели этой деятельности характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. Только в ходе поиска он уточняется и поэтому все действия гибкие, подвижные и носят пробующий характер.

Анализ изученной литературы показывает, что исследовательская активность субъекта проявляется:

  • в направленном интересе субъекта к проблеме или классу проблем;
  • в анализе исходного состояния проблемы и формулировании гипотезы ее решения;
  • в активном поиске способов решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов решения;
  • в настойчивости исследовательского поиска и желании его продолжить, не смотря на результат;
  • в способности анализировать процесс решения по этапам и в целом;
  • в оценивании результатов (промежуточные и итоговые) и внесении коррективы в исследование в процессе решения проблемы;
  • в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей. Дети не просто усваивают знания, которые дает взрослый, они активно вносят в этот процесс содержание собственного опыта, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает порождение новых неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. У ребенка-дошкольника возникает устойчивая исследовательская активность, которая является одним из важных условий его дальнейшего творческого развития, его успешного обучения в школе (Н.Н. Поддьяков,  А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова).

Список литературы:

  1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. – М.ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
  2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/[Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ А.И.  Иванова. - М., 2007.-56 с.
  3. Лернер, И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования [Текст] // Вопросы методов педагогических исследований./ И.Я.  Лернер. - М., 1973.
  4. Маневцова, Л. М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности [Текст]/ Л. М.   Маневцова // Дошкольное воспитание. - 1973 - № 24
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]/  /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М., 2004.- 64 с.
  6. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст]. /Н. Н. Поддъяков.  - М., 1977.-272 с.
  7. Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве [Текст]: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 2007г.- СП-б.: 2007.
  8. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: Учебное пособие./ А.И. Савенков. - М.: 2006.-480 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал  личности ребёнка. Учить  выделять проблему.Развивать мышление, творчес...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Исследовательская ситуация на тему "Впитываемость различных материалов"....

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...

"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский ...