Семинар на тему: Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников
материал на тему

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_muzeynaya_pedagogika.odt22.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Детский сад комбинированного вида №696 г.Москвы

Семинар на тему:

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического

воспитания дошкольников

подготовила: воспитатель Петренко О.Н.

Москва 2013


    Художественно-эстетическое воспитание детей начинается в дошкольном детстве, когда они получают первые представления о красоте окружающего мира. Именно в этот период важно сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развивать эстетическое  к ней отношение, подготовить дошкольника к эмоциональному восприятию произведений искусства.

    Одним из средств художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста является музейная педагогика, широко используется в дошкольных образовательных учреждениях.

    Актуальность музейной педагогики как науки определяется созданием новой музейной аудитории, расширением пространства влияния музея на образовательный потенциал дошкольников.

     Приобщая детей к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, педагоги дошкольных образовательных учреждений строят свою работу на основе соответствующих программ, эффективно внедряемых в образовательный процесс.

   Работа направлена на то, чтобы научить детей замечать красивое в обыденном, обогатить их эстетические представления, формировать эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т.е. формировать визуальную культуру и опыт «насмотренности»  в условиях музейной коммуникации.

     Особенности работы:

 - Направленность на интеграцию, когда освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях, обследование свойств и качеств предметов  и явлений в процессе художественно-эстетической деятельности и усвоение нравственных норм, правил поведения и музейной культуры осуществляется в процессе интеграции познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития дошкольников.

- Культурологическая направленность — освоение детьми образов отечественного и мирового искусства на материале отечественных музеев города, достопримечательностей города и природы.

- Художественная направленность — формирование художественной и общей культуры дошкольников на основе музейных подлинников в условиях организации педагогического процесса в музейной среде, что усиливает эстетические эффекты, ценностные и поведенческие компоненты восприятия.

  Этапы работы:

 подготовительный, практический, аналитический.

   Целью подготовительного этапа стало создание условий проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических представлений в процессе работы.

   Задачи данного этапа:

-анализ музейно-педагогических программ;

-проведение диагностического обследования воспитанников;

создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников посредством музейной педагогики;

-подготовка педагогов (уточнить знания о музейной культуре и др.)

  Решение задач развития личностной культуры дошкольников средствами музейной педагогики требует соответствующего материально-технического оснащения ДОУ.

  Для полноценного художественно-эстетического образования дошкольников необходимы технические средства обучения: мультимедийная установка, интерактивная доска, телевизоры, проекторы, музыкальные центры, позволяющие ознакомить детей с музеями, увидеть красоту и величие музейных экспонатов и произведений искусства, архитектурных и скульптурных сооружений. Использование ТСО в образовательном процессе повышает интерес детей к непосредственно образовательной деятельности, их познавательную активность.

  Практический этап работы музейной педагогики.

    Целями практического этапа являются организация взаимодействия с социумом и привлечение родителей к работе по формированию визуальной и художественной культуры дошкольников посредством музейной педагогики.

  Задачи: организация и использование музея и картинных галерей в ДОУ; применение вариативных форм работы с детьми и взаимодействия с родителями по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

   С учетом задач художественно-эстетического развития дошкольников важно стремиться к расширению границ воспринимаемого, обогащению опыта созерцания красоты (опыт «насмотренности»), что возможно не только в условиях особой развивающей среды. Приобщение детей к искусству немыслимо без посещения музея.

   Несмотря на познавательную направленность деятельности городских музеев и учреждений культуры в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда доступны детскому восприятию и пониманию.

  В дошкольном учреждении должна быть создана музейная среда с учетом возрастных особенностей воспитанников. Дошкольники должны получать возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, все это помогает им проникнуться духом исторического времени, а значит, осваивать накопленные историко-культурные ценности.

 Так в группах должны созданы мини-музеи различной тематики и направленности. В их создании принимают активное участие все участники образовательного процесса: педагоги, дети и родители.

  Так же оборудованы центры творчества, в которых собраны репродукции, книги об искусстве, предметы народных промыслов, фотографии;

оформлены полочки красоты;

организуются персональные выставки детского продуктивного творчества.

  В коридорах и холлах ДОУ должны быть оборудованы картинные галереи, в которых представлены произведения искусства художников-классиков (А.Пластова, Б.Кустодиева, К.Маковского, А.Венецианова и др.). Выставки сменяются по тематическому принципу с учетом разнообразия видов искусства и жанров живописи.

   Для развития детского художественно-эстетической деятельности оборудуется изостудия, где дети знакомятся с различными техниками рисования и аппликации, готовят рисунки и поделки для выставок, украшающих интерьер ДОУ.

   Организация виртуального музея (электронные каталоги и игры, творческие слайды для детей, слайды, видеотеки, диафильмы) позволяет познакомить дошкольников с визуальным рядом художественных произведений. Ресурсы виртуального музея способствуют погружению детей в мир художественных ценностей, знакомству с культурным наследием России, воспитывают причастность к историческим и культурным событиям нашей страны.

  В процессе просмотра слайдов, фильмов и диафильмов дошкольники знакомятся с художественными произведениями, размещенными в известных музеях разных городов России: Санкт-Петербурга (Русский музей, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Центральный Военно-морской музей), Москвы (Государственная Третьяковская галерея, Дом-музей В.М.Васнецова) и др.

  Работа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности воспитанников, совместной деятельности педагога и детей.

  Воспитательно-образовательный процесс на основе дифференцированного подхода включает разнообразные активные методы и приемы работы по художественно-эстетическому воспитанию:

  • рассказ воспитателя о создании, замысле произведения, авторе;
  • художественно-образное описание произведения;
  • беседа об используемых автором средствах выразительности художественного образа;
  • метод диалога(совместные обсуждения);
  • упражнения на приобретение опыта эмоционально-эстетического восприятия;
  • игровые приемы (обыгрывание «эстетических предметов», законченных и незаконченных изображений, дидактические и развивающие игры с элементами театрализации)

  На основе общего интереса к совместной деятельности в рамках музейного пространства, педагогам необходимо наладить активное взаимодействие с родителями, которое осуществляется по четырем направлениям.

  Педагогический мониторинг позволяет выявить интересы и потребности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников, а так же возможность участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада.

  С этой целью используются такие формы взаимодействия, как беседы с родителями, самодиагностика, встречи знакомства, анкетирование («Какие мы родители?», «Развиваем художественное творчество детей в семье и в детском саду», «Роль музея в воспитании эстетических чувств»).

  Педагогическая поддержка родителей (лекции, семинары, семинары-практикумы, выставки совместного творчества, «видеосалоны», творческие гостиные, тренинги, дискуссии, открытые занятия в музее для родителей, совместные с детьми творческие игры в музее, информационные бюллетени, буклеты, газеты по художественно-эстетическому воспитанию, творческие и исследовательские проекты, творческие конкурсы, семейные концерты, маршруты выходного дня, семейные праздники) обеспечивается с целью удовлетворения их образовательных запросов средствами музейной педагогики.

   Осуществляя педагогическое образование родителей, воспитатели обогащают совместную деятельность детей и взрослых, способствуют развитию общих познавательных и творческих интересов, поддерживают семейные традиции в условиях музейного пространства.

 С этой целью используются следующие формы взаимодействия: клубы интересных встреч, тренинги. Анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеоматериалов по музейной педагогике, совместная творческая деятельность с детьми, дискуссии, диспуты, тематические встречи, круглые столы, детско-родительские клубы («Коллекционеры», «Любители картин» и т.д.), мастер-классы, библиотеки для родителей.

 Совместная деятельность детей и родителей организуется путем проведения викторин, клубов интересных встреч, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих и литературных гостиных, экскурсий по музеям города, реализации детско-родительских проектов поисково-познавательной направленности («История картины»,«Архитектура моего города», «Памятники культуры России»).

   О том, как удовлетворяются запросы родителей, можно  судить на основе повторного анкетирования, бесед в конце года, записей в Тетради отзывов и предложений.

   Обогащающее воздействие музейной педагогики в условиях интегрированного художественно-образовательного пространства детского сада и культурных центров повышает уровень художественной культуры детей. Обогащает и расширяет представления об окружающем. Стимулирует творческую активность. Эстетические представления становятся содержательной основой для разнообразной художественно-творческой деятельности.  Можно сказать, что музеи и учреждения культуры являются инструментом овладения визуальной грамотностью.

   Использование  разнообразных интерактивных форм организации детской художественно-творческой деятельности позволяет уменьшить дидактическую напряженность при построении современного процесса в ДОУ.

  Обогащенная предметно-развивающая среда учреждения, построенная на основе интеграции содержания и видов художественно-эстетической деятельности провоцирует интерес к восприятию прекрасного, тем самым формирует основы музейной культуры дошкольников.

  Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях художественно-эстетической направленности является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, в рамках которого родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.

  Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду — это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Который направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей. Обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса. т.е. развитие визуальной и художественной культуры дошкольников.


Литература

1.Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006

2. Журнал Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения № 3, 2013

3. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000

4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000


Тематика выставок

Тема

Цель

Примерный перечень оборудования и материалов

Мини-музей «Природа в искусстве и в жизни»

- Обогащение представлений об анималистическом жанре изобразительного искусства, жанре натюрморта, пейзаже.

- Формирование представлений о научной картине мира, поддержание интереса детей к миру природы; обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение природного окружения средствами искусства, опыта «насмотренности»

Природные объекты, географические карты и атласы, поделки из природного материала, природо-охранные знаки, модели, отражающие природные явления, макеты ландшафтов, природных сообществ, репродукции картин природы, фотокалендари, аудиозапись звуков природы, семейные коллекции на природную тематику, предметы, сделанные их отходов (бросового материала) и т.п., изделия из дерева, дары природы, дикие животные, птицы, растения леса, деревья и др., художественное слово о природе, дидактические игры и т.п., репродукции картин (натюрморты, пейзажи)

Мини-музей «Народные промыслы России»

- Обогащение опыта созерцания и переживания эстетических объектов.

- Формирование умения откликаться на прекрасное в окружающей среде и искусстве.

- Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания предметов народных промыслов.

- Формирование представлений о взаимосвязи культуры народа и окружающей его природы

Предметы народных промыслов, художественная литература по теме, иллюстрации, слайды, фотоматериал, дидактические игры, энциклопедии

Мини-музей «Такие разные дома»

- Развитие интереса к рассматриванию объектов архитектуры.

- Формирование умения эмоционально откликаться на проявление красоты во внутреннем и внешнем пространстве жилища.

- Знакомство с особенностями архитектуры как вида искусства, архитектурных сооружений города, связанных с особенностями географического положения

Фотографии архитектурных сооружений, виды различных по назначению зданий (открытки, иллюстрации), произведения художественной литературы по данной теме, тематические альбомы «Какие бывают дома», макеты домов, выполненные из бросового материала и т.д., слайды с архитектурой г. Москва, архитектурные ансамбли, иллюстрации и книги по теме, дидактические игры, детские поделки

Мини-музей «Мир красоты и мужества» ( в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре и т.д.)

- Обогащение представлений об исторических событиях, культурных традициях, способствующих глубокому пониманию художественного образа в произведениях искусства.

-Совершенствование представлений о средствах выразительности.

-Формирование желания сохранять культурное наследие России

Музыкальные инструменты, картины и иллюстрации с изображением былинных героев, различные виды театра, литературные произведения о русских богатырях, коллекции по теме, тематические альбомы, дидактические игры, портреты героев, аудиотека музыкальных произведений по теме, картотека слайдов

 

Мини-музей «Загадочный мир русской избы»

Знакомство с бытом, гостеприимством, традициями и обычаями народа, бытом и убранством русской избы.

Развитие умения откликаться и понимать выразительный художественный образ

Иллюстрации с изображением убранства внутреннего пространства русской избы, предметы народного быта, макет пространства русской избы, художественная литература по теме, иллюстрации картин, дидактические игры, куклы в русских костюмах, элементы русского национального костюма(повязки, кокошник, сарафан, рубаха, картуз, зипун и др.), аудиозаписи русских народных песен

Мини-музей «В гостях у народной игрушки»

- Обогащение представлений детей о народной игрушке, истории ее возникновения, особенностях стиля элементов узора, цветового оформления;

- показ связи произведений народного мастерства с местом проживания (мотивы росписи, используемый материал, специфика средств выразительности).

- Воспитание уважительного отношения к национальным традициям

Подлинные народные игрушки из дерева (богородские, семеновские, городецкие, полхов-майданские), из глины (каргапольские, калининские, дымковские, филимоновские), матершки (загорские, семеновские, полхов-майданские), иллюстрации и фотографии игрушек, книги о народных игрушках, иллюстрации Ю.Васнецова к потешкам, поговоркам и сказкам по мотивам дымковских игрушек, дидактические игры, подлинные предметы городецкой, хохломской, жостовской, гжельской росписей, павлопосадские платки, иллюстрации или фотоматериалы по теме, глина, поворотный круг. Деревянные изделия (неокрашенные), жестяной поднос, книги и буклеты о декоративно-прикладном искусстве России

Мини-музей «Москва город-герой»

- Обогащение опыта восприятия многообразия красоты в пространстве города.

- Расширение представлений о видах архитектуры.

- Воспитание патриотических чувств.

- Формирование основ музейной культуры, ценностного отношения к музейным предметам

Фотоматериал о городе, профессиях горожан, дидактические игры, макеты зданий ландшафтной и парковой архитектуры, картины художников-москвичей, дидактические игры по теме, поделки

Мини-музей памятников России и Москвы «Память в камне и бронзе»

- Формирование взгляда на город как единое культурно-историческое наследие; способности замечать красоту города в памятниках и памятных сооружениях.

- Воспитание чувства гордости от причастности к событиям - Формирование уважения к историческому прошлому родного города.

- Закрепление правил поведения в музее.

- Обогащение представления о знаменитых памятниках г. Москвы

Иллюстрации, открытки с изображением памятников архитектуры г.Москвы, макеты памятников. Изготовленные детьми и родителями.

Дидактические игры, макеты памятников, тематические альбомы, слайды, фотоальбомы, энциклопедии, художественная литература по теме.


Циклограмма самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детей в ДОУ в рамках музейно-педагогической программы

День недели

Время в режиме дня

Утро

Вечер

Понедельник

Центр книги

Чтение произведений по теме.

Просмотр иллюстраций в книгах, определение особенностей стилей работы художников-иллюстраторов детских книг, просмотр тематических альбомов по темам программы.

Центр искусства

Рассматривание предметов декоративно-прикладного творчества в комнате искусств.

Рассматривание выставки произведений народного творчества на полочке красоты в группах.

Знакомство со скульптурами малых форм.

Посещение выставки художников-классиков в картинной галерее детского сада.

Ознакомительная экскурсия на выставку картин художника ( в детском саду)

Вторник

Экологический центр

Рассматривание иллюстраций о природе в разное время года.

Чтение природоведческой литературы.

Дидактические игры экологического содержания.

Индивидуальная творческая деятельность по искусству и ИЗО

Декоративное рисование, использование нетрадиционных техник рисования.

Дидактические игры по различным видам и жанрам изобразительного искусства

Центр театрального искусства

Инсценирование литературных произведений.

Театрализация с использованием разных видов театра.

Творческие игры («Вхождение в картину», «Подбери рамку к картине», «Изобрази, что было раньше, что будет потом» и т. п.)

Индивидуальная работа по формированию правильного поведения в музее

Дидактические игры типа «Хорошо-плохо», «Так — не так».

Рассматривание сюжетных картинок, обсуждение их содержания

Среда

Уроки этикета

Беседы «Как нужно вести себя в музее?», «Что такое музей? и т.п.

Обсуждение ситуаций, разрешение проблемных ситуаций « А как бы ты поступил?..».

Создание книги «Правила культуры поведения в музее».

Чтение произведений художественной литературы по теме (Г.Остер, С.Михалков, С.Маршак и др.).

Самостоятельная игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «В музее», «Путешествие в прошлое и в будущее на ковре-самолете и аэромобиле», «Моряки российского флота» и т. п.

Центр конструирования

Создание архитектурных сооружений из различных видов конструктора и дополнительного материала.

Рассматривание иллюстраций архитектурных сооружений, определение их особенностей в зависимости от назначения, определение стилей архитектуры.

Создание макета города, улицы с использованием нестандартного оборудования, обыгрывание.

Сюжетно-ролевая игра «Строим город», «детский сад будущего», «Мы — архитекторы и строители»

Целевые прогулки и экскурсии

по городу в разное время года, к памятникам архитектуры (ландшафтной, парковой), скульптурным сооружениям, в музеи города, мастерскую художников, на выставки художественного и декоративно-прикладного творчества, детскую художественную школу, городскую библиотеку

Четверг

Музыкальная художественно-творческая деятельность

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений по временам года.

Импровизации, рассказы о своих впечатлениях об услышанном, передача в рисунке звуков природы, услышанных в музыке (творческое задание)

Часы и минутки творчества

Рассуждения, творческие рассказы «Что было бы, если бы...», «И весело, и грустно» и т. п.

Рисование с использованием нетрадиционных техник. Иллюстрирование детских книг  «Мы художники-иллюстраторы»

Изготовление художественно-творческой продукции (из природного и бросового материалов).

Оформление выставки детских рисунков и поделок

Праздники и развлечения

«Осенины», «Масленица», «Зимние забавы и развлечения», «Приди, весна-красна, с радостью!», «Играем в народные игры»

Пятница

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим

Рассматривание тематических альбомов по темам «Мой любимый город», «Памятники города», «Времена года», «Скульптура», «Архитектура», «Портрет», «Живопись», «Красивые вещи вокруг нас», «В мире игрушек». «Братья наши меньшие» и т.д.

Чтение литературных произведений по данным темам.

Рассказы детей о своих впечатлениях об увиденном в музее, на выставке.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим.

Путешествие в прошлое окружающих вещей «История жилища» и т.п.

Индивидуальная работа по развитию речи

Составление описательных и повествовательных рассказов о предметах декоративно-прикладного творчества.

Посещение виртуального музея (просмотр слайдов с изображением музеев, рассказы детей на основе содержания слайдов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"

1 слайд: Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.   ...

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...

Семинар-практикум "Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Цель:Раскрыть изобразительные возможности современных материалов, показать их влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста помочь взрослым организовать занятия с детьми как в ДОУ...

Муниципальный семинар "Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников".

        Искусство обладает огромным гуманитарным воздействием на личность человека, ее развитие и формирование. Через искусство воспитывается эстетическое отношение человека...

Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска о...