статья: "Игра как средство социализации в детском возрасте."
статья на тему

Луконина Мария Валериевна

Развитие социализации детей дошкольного возраста в игре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_sotsializatsiya.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство социализации в детском возрасте.

Игра – это:
- основной вид деятельности ребенка;
- средство общения, накопления опыта, выражения эмоций и формирования отношений;

-
средство формирования социального опыта ребенка.

Именно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.

        В игре дети прибегают к условному моделированию окружающей среды, в которой они находятся, и решают сложные для себя проблемы, которые, в силу незнания, возникают у них. Ребенок не только отражает действительность в игре, но и моделирует этот мир под себя, то есть творит, он видит мир таким, каким хочет. Педагог, пользуясь игрой как средством формирования социального опыта, моделирует условные ситуации, которые дети должны сами решить.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

  • помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
  • обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого  предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
  • включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
  • воспитывает ответственность, аккуратность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Когда ребенку удается проявить в игре еще неизвестные его товарищам качества, место его в коллективе значительно изменяется.

       Игра  многопланова, и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей и задач зависит от конкретных обстоятельств. Любую игру нельзя повторить, потому что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия.
Кроме того, игра выступает всегда в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой – игра направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.


Развитие социализации в игре происходит так:

1)Одиночная игра.  Когда мы с Еленой Александровной  только взяли малышей дети, поначалу в основном играли поодиночке. Они играли, рассматривали  или просто вертели в руках случайно попавшие на глаза объекты или наблюдали  за играми других детей, не присоединяясь к ним.
    2) Но некоторые дети уже в возрасте всего 2,5 лет среди множества самых привлекательных игрушек чувствуют себя неудовлетворенными, если им не с кем играть. Это вовсе не значит, что если детей такого возраста собрать вместе, то они обязательно начнут совместную игру. Иногда дети ведут себя, как персонажи греческой трагедии: каждый играет свою роль, не обращая особого внимания на остальных. В то же время они склонны играть такими же игрушками, как и у других детей, так что вряд ли они совсем не обращают друг на друга внимания.  Детям от 2 до 3 лет свойственно играть, скорее рядом, чем вместе (параллельна).

3) Спустя некоторое время появляется ассоциативная игра, когда дети явно участвуют в игре с другими детьми, но каждый занят только собой, своей ролью в ней. По-настоящему совместная игра, в которой дети объединяются ради какой-то цели, например, вместе играют в «дом» или «магазин», редко встречается до 3-летнего возраста. Нет никаких сомнений, что с возрастом дети становятся более способны к сотрудничеству. Появляется групповая игра.
Только со временем ребенок научится делиться игрушками и действовать по очереди — это два необходимых условия предотвращения ссор. Ребенок легче научится делиться, если у него есть сильное желание играть с другими. Он приобретает привычку делиться, как и другие социально одобряемые навыки, благодаря разнообразным стимулам и социальному воспитанию.

Какие же игры способствуют социализации? Это, прежде всего, сюжетно-ролевые игры, о которых мы поговорим чуть позже, игры с правилами, режиссерские игры и дидактические игры.

Игра с правилами – вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Эти игры развивают умение соблюдать нормы поведения в социуме, учат понимать слова «надо», «можно», определяют границы правильного, допустимого в обществе поведения. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, "кошки-мышки".

Хочу привести пример игр с правилами. Это, прежде всего подвижные игры. Наши дети с удовольствием играют в такие игры как:

  • «Золотые ворота»
  • «Мышеловка»
  • «Садовник и цветы»
  • «День и ночь»
  • «Светофор»
  • «Леди и джентльмены»

Цель всех этих игр, прежде всего развитие двигательной активности, быстроты, ловкости, решительности, смелости, целеустремлённости, развивает выдержку и самообладание. А так же воспитывает уважение, доброжелательность. Толерантность к другим людям, приносят радость общения и взаимодействия со сверстниками  и взрослыми.

Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста. Смысл обучающей игры – пробуждение творческого потенциала ребенка, что отвечает духу и основным идеям ФГТ.

       В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Приведу пример дидактических  игр в  которые играли с детьми совсем не давно и покажу, как они способствуют социализации детей.

«Что полезно и вредно для организма»

Игра развивает устойчивость и направленность на развитие у детей понимания  ценности здоровья и человеческой ценности, воспитывает бережное и уважительное,  заботливое отношение к близким людям,  сверстникам и взрослым, осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманность, доброта, забота, уважение, трудолюбие)  Дети с удовольствием и с интересом рассматривали карточки с изображением положительных и отрицательных факторов,   влияющих на наше здоровье. Дети спорили, отстаивали своё мнение, рассуждали, рассказывали небольшие истории из своего личного опыта, но при этом не перебивали друг друга, давали каждому игроку высказаться, мальчики пропускали девочек для выполнения заданий. Игра прошла на высоком уровне.

Дидактическая игра: «Путешествие на Северный и Южный полюс» «Кто оставил эти следы».

Цель этой игры   уточнить и углубить знания детей о полюсах (животные, климат, расположение на глобусе). И  прежде всего развитие социализации: воспитывать уверенность и умение общаться с друг с другом. Учит детей правилам и способам сотрудничества в подгруппе, парами.

Во время игры дети вспоминали энциклопедические и интересные факты о полюсах, высказывали свои суждения, почему именно такие животные,  как: тюлени, моржи, белые медведи могут жить при низких температурах?  Проводили опыт с водой и детским кремом. Дети соблюдали правила игры, не мешали друг другу,  не толкались , а  наоборот помогали, проявляли терпение и уважение к друг другу.

 Дидактическая игра: « Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель этой игры уточнить представления детей о правилах  взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детским поступкам с моральной позиции.

Детям предложила рассмотреть иллюстрации с изображением положительных и отрицательных поступков по отношению к сверстникам (заботливое отношение,  или  наоборот,    равнодушие, оказание помощи или отказ)

Эта игра учит высказывать своё мнение и давать оценку другим людям, проявлять уважение и находить правильный выход из сложившейся ситуации

 На основе сказанного можно сделать вывод, что приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, то есть процесс социализации,  у детей дошкольного возраста происходит в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.

Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...

Технология сотрудничества, как средство социализации детей дошкольного возраста

Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В ...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Статья "Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка."

Статья Игра -как обязательный процесс социализации  личности ребенка....