Главные вкладки

    Статья "СЕМЬЯ И ДОУ. ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
    статья на тему

    Жирнова Наталья Анатольевна

         В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

         Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СЕМЬЯ И ДОУ. ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Жирнова Н.А., воспитатель

    Лисунова Л.И., воспитатель

    Евтушенко С.А., музыкальный руководитель

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» г. Губкина

    Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком садика станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

    К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над чем поработать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно, они спешат, бегут, торопятся. А жаль. Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в группе и в семье требования будут одинаковые. Например, если воспитатель приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома: «Оставь, потом я уберу», ребенок и в саду будет вести себя также, говоря что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется кушать чуть ли не руками, в таком случае возникает конфликт между ребенком и воспитателем. Потом вскоре начинается «я в садик не хочу», капризы и т.д. Именно поэтому воспитатель сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями.

    В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Родителям сегодня доступна масса информации педагогического и психологического характера, но не всегда получается грамотно воспользоваться этой информацией. Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка!

    Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовный характер, привитие моральных, этических и эстетических ценностей! На роли ценности семейных отношений в вопросе воспитания маленького человека хотелось бы остановиться подробнее. Давно известно, что именно в семье, как месте, где ребенок окружен привычной атмосферой, родными людьми, маме и папе открываются все способности, силы и дарования маленькой личности. Семья призвана быть источником прочности и красоты взаимоотношений, твердым основанием духовного единства – единства мужа и жены, папы и мамы, родителей и ребенка. Необходимо помнить, что в поступках детей родители очень часто могут увидеть себя.

    Нам, работникам ДОУ, часто приходится слышать в своей практике из уст родителей: «Я не знаю, что мне делать с моим ребенком. Я с ним не справляюсь. Он (она) меня не слышит». Больно и обидно смотреть, как теряем мы, и не задумываемся порой над этим, тепло семейного общения и для нас чуждыми становятся такие великие ценности как семья, семейные традиции, единство родственных душ. Родители не находят общего языка с детьми, дети растут потребителями, не слышат родителей и не понимают, что родители – самое дорогое в жизни, они даровали нам великое чудо – жизнь. А ведь нет ничего удивительного в происходящем! Дети одиноки даже в полных семьях, они потеряны и предоставлены сами себе, заняты просмотром каких-то телепередач, копанием в интернете, бесцельным шатанием по улице. О сколько «интересного» и «полезного» для себя они там находят! Какую «школу» получают! А все потому, что любовь родителей сводится к тому, чтобы купить чаду лишнюю вещь, не задумываясь о ее необходимости, игрушку по первому требованию, не утруждаясь мыслями о целесообразности сей покупки, о ее пользе в том или ином возрасте. В итоге дети перестали беречь, ценить, удивляться, не умеют играть, слышать и видеть красоту вокруг себя, замечать прекрасное. Детям часто приходится слышать от их любимых папочек и мамочек: «Отстань! Мне сейчас некогда. Потом. Не видишь папа (мама) устал (а)». Даже еще не научившись говорить, малыш может показать кулачками как мама и папа заколачивают деньги (работают). Исчезла теплота отношений в семьях, забыты такие понятия как семейный досуг, семейные вечера, семейное чтение, слушание классической музыки в кругу семьи. Это еще раз говорит о том, нашему обществу, родителям, педагогам необходимо задуматься и объединить усилия для выхода из сложившейся ситуации, двигаться в одном направлении. Пока происходит все как в басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»: в обществе все больше на словах и на бумаге, родители заняты зарабатыванием денег и выплатой кредитов, педагоги подсчетом личных бонусов и баллов, а дети постепенно закрываются от нас глухой стеной.

    В своей работе мы пытаемся исправить создавшуюся ситуацию и ориентируем родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз. Совместно с музыкальным руководителем проводился для родителей круглый стол с чаепитием, на котором присутствовали и дети, обсуждалась тема «Традиции нашей семьи». Было, что рассказать и послушать: кто-то подготовил презентацию, кто-то красочный рассказ, а некоторые оформили фотоальбомы. Была очень теплая, дружелюбная атмосфера. В другой раз собрались на диспут «Опыт семьи по патриотическому воспитанию старших дошкольников». Очень порадовало то, что родители оказались заинтересованы, им было чем поделиться друг с другом. Совместно с семьями воспитанников были оформлены коллажи «Наш отпуск», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровый образ жизни нашей семьи». Родители вместе с детьми активно участвовали в организации выставки поделок из природного материала, «Мастерская Деда Мороза», «Рождество Христово», которые были оформлены в раздевалке группы. Эта работа способствовала единению родителей и детей и укрепила связь детский сад – семья. В ходе совместной деятельности было проведено анкетирование «Семейное хобби», «Знаете ли вы своего ребенка», «Творческое воспитание детей дома». Отвечая на вопросы анкеты, мамам и папам было над чем задуматься. Совместно был оформлен «Бабушкин сундучок», который содержит памятные предметы семей. Дети рассматривают их, рассказывают о своем предмете. Генеалогическое древо семьи – одно из заданий, которое родители выполняли совместно с детьми. Дети были в восторге от этой творческой работы. Древо каждой семьи было интересным, содержательным, поучительным для детей. Каждый ребенок подготовил рассказ «Генеалогическое древо моей семьи». Родителям были даны консультации по темам «Развиваем творческие способности детей дома», «Игра в жизни 5-6 лет», «Значение и организация утренней гимнастики в семье», «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях», «Лесная музыка. Слушаем звуки природы», «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу», подготовлены памятки «Соблюдение режима на выходных днях», «Роль дедушки и бабушки в воспитании ребенка», «Воспитываем ребенка трудолюбивым». В конце года совместно с музыкальным руководителем был подготовлен творческий отчетный концерт «Споем для мам и пап».

    Это лишь капля в море и мы собираемся в дальнейшем продолжить работу над собой, готовя себя к грамотному общению с родителями посредством творческих заданий, практикумов, диспутов и дискуссий. Хочется отметить, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

    (Из опыта работы)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ «Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

    Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском сад...

    Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

    В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

    СЕМЬЯ И ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. О...

    Реализация программы "Предшкола нового поколения" ( раздел "Развитие сенсорных эталонов и ЭМП") в решении вопросов преемственности дошкольного и начального образования.

    Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения математики, использование программы, реализующей ориентиры непрерывного образова...

    «Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодн...

    "Стили семейного воспитания и роль семьи в решение вопроса профилактики нарушения речи".

    Становление личности человека – сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере...

    Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.

       Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...