Народные и семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников
статья на тему

Учеваткина Людмила Михайловна

Все мы родом из детства, и именно в детстве закладываются зерна добросердечия и милосердия, истинного гуманизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные и семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников

Все мы родом из детства, и именно в детстве закладываются зерна добросердечия и милосердия, истинного гуманизма. А закладываются они в первую очередь в семье.

Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок учится любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого разовьется великая личность. Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт общения, опыт жить среди людей. А у каждого народа есть свои традиции, как и у каждой семьи. Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция  сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры, поздравления родственников, составление семейных альбомов, своей родословной. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Нам, жителям Поволжья, необходимо знать и народные традиции нашего народа.

В работе с детьми мы столкнулись с такой проблемой; дети недостаточно знают семейные и народные традиции. Мы предположили, что эффективным средством, способствующим решению этой проблемы, послужит метод проектной деятельности. Прежде, чем приступить к работе с детьми, мы провели анкетирование с родителями об их знании  семейных и народных традиций. Какие традиции существуют в их семьях; оказывают ли они влияние на воспитание ребенка. Анкетирование показало, что не все семьи знают о семейных и народных традициях и у большинства родителей это ассоциируется с праздниками. Многие семьи не знают свои истоки, корни. Также мы провели опрос с детьми старшего возраста, где выявили, что они мало знают о русском народе, о народе Поволжья, их традициях. А ведь Поволжье – это не только русские, но и чуваши, мордва, татары, калмыки, и у каждого свои обычаи и свои ценности. И в нашей группе есть дети разных национальностей: Айгиз – татарин, Илюша – чуваш, Ваня – мордвин, а воспитатели – русские, и все мы – одна дружная семья. Беседовали и о семейных традициях. Доминирующими задачами стали: вызвать интерес к своим предкам, формировать знания о жизни и быте народов Поволжья, познакомить с качествами, присущие русской семье, почтение и уважение к старшим, доброжелательность и гостеприимство; приобщение к семейным традициям. Вовлекая родителей, мы устраивали чаепития, на которых знакомились сначала с играми разных национальностей, потом обычаями и традициями народов Поволжья. Родители угощали детей разными блюдами, приготовленные своими руками. Так мы знакомились с национальной кухней. Во время чаепития слушали татарскую, чувашскую музыку, водили хороводы. Вместе с родителями пели частушки, заучивали пословицы и поговорки. В нашей группе стали отмечаться народные праздники «Ярмарки», «Посиделки», «Колядки». Мы считаем, что на этом материале воспитывается интерес к народным обрядам, меткому и выразительному русскому слову, народной песне, игре. Проводили встречи с интересными людьми, где гости рассказывали о семейных традициях. Родители отметили, что дети стали интересоваться родословной своей семьи, просили рассказать о своих предках, с особым интересом рассматривают семейные альбомы, стали проявлять заботу о старших членах семьи. У детей появилось чувство привязанности к своему родному дому, к своей семье.

Систематические беседы и разговоры с детьми на этические и нравственные темы стали традицией нашей группы. Совместно с родителями проводим народные праздники, на которых прослеживаются народные игры Поволжья: чувашские, мордовские, татарские и др. Такие, как «Тимербай», «Горелки», «Тили – рам», «Золотые ворота» и др. Итогом нашего проекта были «Посиделки», где прослеживались традиции нашего края, в играх, песнях, национальных блюдах. Родители поделились своими семейными традициями: коллекционирование, создание семейных архивов, походы в музеи, театры. Ведь человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции.  Взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Мы убеждены, что наш опыт работы по нравственному воспитанию, посеянные нами семена никуда не исчезнут, а прорастут нравственными понятиями принципами, общими и вечными для всех людей ценностями.

Литература:

Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным учреждением, №1, 2005

Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход) – Барнаул: БГПУ, 2003

Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду // Москва: Педагогическое общество России, 2007

Куприна Л.С., Бударина Т.А., МаркееваО., Корепанова О.Н., Приобщение детей к истокам русской культуры // Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Публикация « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общест...

Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка – важна...

«Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)ВведениеОбщество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, котор...

«Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

laquo;Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников»....