Инновации и педагогические технологии.
статья на тему

Мелюх Мария Михайловна

 

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, а степень технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим в образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, ведут к формированию новой идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого можно повышать свой уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_i_pedagogicheskie_tekhnologii.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации и педагогические технологии.

Сегодня наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становиться формирование базовых компетентностей современного человека: коммуникативной, информационной, самоорганизации, самообразования.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

      Эффективное  использование  информационных  технологий  для  качественного  преобразования  воспитательного  процесса  является  одним  из  показателей  развития  общества.  Информационно-коммуникативные  технологии  открывают  совершенно  новые,  еще  недостаточно  исследованные  технологические  варианты  воспитания,  связанные  с  уникальными  возможностями  современных  компьютеров  и  телекоммуникаций.  Трудности,  с  которыми  сталкиваются  классные  руководители  в  воспитательной  работе,  обусловлены  тем,  что  процесс  создания  и  реализации  информационных  технологий  воспитания  значительно  сложнее,  так  как  в  их  основе  всегда  лежат  взаимоотношения  между  воспитателем  и  суворовцем,  и  они  требуют  от  классного  руководителя  умения  направлять  воспитанников  таким  образом,  чтобы  те  самостоятельно  определили  свое  отношение  к  делу. 

Информационно-коммуникативные  технологии  сами  по  себе  не  могут  выполнять  воспитывающую  функцию,  они  лишь  эмоционально  насыщают  информацию,  обогащают  жизнедеятельность  воспитанников.  Они  выступают  в  качестве  средств,  которые  классный  руководитель  использует  в  воспитательных  целях.  Тем  самым  он  выполняет  функцию  развития  ценностных  отношений  суворовцев,  прибегая  к  опосредованному  воздействию  на  личность  воспитанника.  Данный  вид  воздействия  на  формирующуюся  личность  выдвигается  условиями  информатизации  общества,  широким  распространением  и  проникновением  информационных  технологий  во  все  сферы  деятельности  человека.  Тем  не  менее,  как  бы  ни  были  захватывающи  и  многофункциональны  информационные  технологии,  роль  классного  руководителя,  его  авторитет  остаются  ведущими  в  воспитательном  процессе.

     Педагогическая технология – это совокупность знаний, направленных на проведение учебно-воспитательного процесса. Понятие «педагогическая технология» пыталось пробиться в науку несколько десятилетий. С момента, когда стали использовать технические средства в процессе обучения на Западе, стали говорить о технологии обучения, связывая ее поначалу только с техническими средствами обучения. В России термин «технология обучения» получил более широкое значение – педагогическая технология, под которой стали понимать содержательную технику учебно-воспитательного процесса. Согласно документам ЮНЕСКО, технология обучения является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, перед которыми стоит задача оптимизировать формы образования. С одной стороны, это совокупность методов и средств переработки, представления, изменения информации, а с другой – это воздействие преподавателя на учащегося во время обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.  

Любая технология представляет собой в той иди иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность и в то же время направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования. При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью.

Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников.  

Важнейшим элементом технологий управления является наличие обратной связи, осуществляемой через оценивание совместной деятельности и межличностного общения учащихся (в игре, учебной деятельности). Для повышения эффективности управления оцениванию должна подвергаться не только результативность, то есть те последствия, к которым приведут выработанные учащимися решения, но и характер самих полученных результатов и решений, вне связи с последствиями, которые «наступили».

Объектами оценивания должны выступать:

.. качество выработанных решений (непосредственно само решение и его последствия);

.. соответствие характера совместной деятельности и межличностного общения социальным, этнопсихологическим и другим нормам;

.. деятельность каждого участника, его вклад в выработанное группой решение.

Используемая педагогом система оценивания должна быть связана с особенностями социокультурной ситуации той среды, в которой осуществляется деятельность учащихся. Роль педагога заключается в направлении деятельности учащихся на выработку решений, позволяющих разрешать проблемы жизнедеятельности в поликультурной среде. Если же решения субъективно осознаются школьниками, то управление образовательным процессом становится составной частью их самосовершенствования как уникальной личности, признающей общечеловеческие ценности.

Качество технологий управления проявляется в создании условий для сохранения каждым человеком своей уникальности на основе диалогического взаимодействия в поликультурной среде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философы античности о воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.

        Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен б...

Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Внедрение инноваций в педагогическую деятельностьдошкольных образовательных учреждений. Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учрежден...

Презентация "Проектный метод как инновация в педагогической работе воспитателя"

Презентация "Проектный метод как инновация в педагогической работе воспитателя"....

Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программы «Старшее поколение»»

Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программ...

Педагогические технологии и инновации в области физической культуры и спорта.

Понятие «педагогическая технология» и ее понимание в трудах зарубежных и отечественных педагогов. Принципы построения педагогической технологии. Технологии воспитания. Ситуации успех...

Муниципальная конференция «Инновации и современные педагогические технологии в системе дошкольного образования»

В материале описан опыт внедрения и реализации на базе дошкольного учреждения инновационной площадки федерального уровня по направлению "МИР ГОЛОВОЛОМОК" для развития интеллектуальных способ...