Проект по правовому воспитанию "Мы на свет родились - чтобы радостно жить"
проект (старшая группа) на тему

Арбузова Любовь Викторовна

     Проект по правовому воспитанию : "Мы на свет родились- чтобы радостно жить"

  Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

       Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличее довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

     Чувство доверия у ребенка появляется очень  рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

  Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призывают к признанию и соблюдению прав ребенка

     В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особенное внимание уделяется защите прав ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

     Обычно дети приходят в детский сад в младшую группу, но в силу сложившихся обстоятельств наша группа была вновь сформирована из детей старшего дошкольного возраста, что вызвало массу проблем: трудность освоения программного материала, трудность адаптации в социуме из-за отсутствия навыков общения у детей. Наблюдая за поведением детей, я заметила недостаточное проявление доброжелательности, эмоциональности, произвольности управления своим поведением, иногда дети проявляют негативность по отношению друг к другу, даже агрессии, часто видна агрессия родителей по отношению к детям.

       Комплексная программа «Радуга» по которой мы работаем основана на принципах гуманистической педагогики развития, обеспечения в группе атмосферы эмоционального комфорта, но не обеспечивает воспитание правового сознания у детей конкретно, а к старшему возрасту у детей уже должны быть заложены  основы правового сознания.

       В данной группе, т.е. старшего возраста, мы посчитали целесообразным использовать, порциональные программы: «Я человек» С.А.Козловой, «Азбука общения» под руководством Л.М. Шипицина,  «Я, ты, мы» направленную на социально- эмоциональное развитие игровую технологию «Вместе веселее» Рылеева Е.В., пособие «Общительные сказки» Шорыгина Т.Л.- ориентированные на развитие личности, развитие коммуникативных способностей,  но учитывая и индивидуальные особенности детей нашей группы, мы выбрали проектную технологию организации воспитательно-образовательного процесса.

    .

        Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это - конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это- метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность, программы.

Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:

а) он в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

 

Цель исследования: разработать экспериментальную программу знаний о правах человека для детей старшего дошкольного возраста; изучить ее доступность; определить педагогические условия формирования у старших дошкольников представлений о правах человека.

Гипотеза:

- Правовое воспитание осуществляется успешно, если родительское воспитание осуществляется с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- Определены критерии и уровни сформированных представлений о правах человека;

- Разработана методика правового воспитания, предусмотрена по-этапность в формировании доброжелательности и чуткости к окружающим, ознакомление детей с правами и обязанностями человека и закрепление полученных знаний в повседневной жизни.

  

 

Цель проекта:  Способствовать формированию  основ  правового  сознания у детей старшего дошкольного возраста

 

                                                                                                                                            Задачи.

1.Познакомить детей в соответствующей их форме с основными документами по защите прав человека.

2.Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола. Возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека.

3.Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово).

4.Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.

5.Формировать правовую культуру родителей, гуманное отношение к ребенку.

 

 

 

По методу социально - исследовательский,

 

По содержанию «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

 

Детско – взрослый,

 

Ребенок – субъект проектирования,

 

Открытый - в группе, ДОУ,

 

Фронтальный, долгосрочный : 2009 – 2010 уч.год

                                                     2010- 2011 уч.год.

 

 Прогнозируемый результат:

 

Дети:

- Усвоят ключевые понятия закон, право, правонарушение, национальные отношения,

- Поймут значимость ценностных ориентаций и приоритетов в воспитании гражданина, среди которых выделяется: свобода, гуманизм, ответственность, патриотизм,

- Осмыслят гражданские идеалы,

- Сформируются гражданские навыки, индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать, возникающие в повседневной жизни, конфликты правовыми способами.

 

Родители:

- Повысится уровень правовой культуры родителей, значение прав ребенка,

- Познакомятся с разнообразными формами  работы в детском саду по охране прав детей,

- Сформируется  осознанная ответственность семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимость создания в семье взаимоотношений, основанных на понимание, заботе, ненасильственных способах общения,

- вовлечение родителей, в воспитательно - образовательный процесс  детского сада.

 

Воспитатели:

- Повысится уровень правовой культуры,

- Создадут игровую среду по правовому воспитанию.

                 Внедрению  проекта предшествовала следующая предварительная работа: провели диагностику детей по правовому воспитанию дошкольников, выявление и учет семей группы риска, посещение  семей на дому с целью установления более тесных контактов между семьей и детским садом, наблюдения и анализа внутрисемейных отношений, рисуночный тест «Рисунок моей семьи» с целью изучения детско – родительских отношений, была проведена комплексное анкетирование родителей «Нарушение прав ребенка», анкетирование родителей «Я - как родитель», «Портрет моего ребенка».

                  Результаты показали, что родители склонны в случаях детских неудач использовать строгость, негативную оценку, лишая при этом ребенка сотрудничества и считая, что если у него что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.

Так, основным способом в воздействия в случаях приучения ребенка справляться с новыми для него обязанностями до 63% родителей выбирают усиление требовательности и контроль.

       Надо отметить, что для практики семейного воспитания была характерна родительская авторитарность: опросы показали, что такие «воспитательные средства», как физическое наказание склонны использовать до 35% отцов и до 44% матерей. И это служит барьером для создания эмоциональных, доверительных отношений взрослых и детей в семье, порождает у дошкольника дефицит собственного достоинства, неординарности.  Дети, родители которых использовали -  угрозы, нотации, запреты, негативные оценки, осуждения, высмеивание и пр., отличились неуверенностью, чувством вины, собственной малозначемости, выраженной зависимостью от взрослого.

Стереотипы социального мышления в быту оказывают тормозящее влияние на процессы осознания родителями своих отношений с ребенком.

Все это и подвело нас к началу деятельности по проекту «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

     В итого проведенный диагностический анализ как группы в целом, так и каждого ребенка показал следующие результаты

 

                      Правовое воспитание          42 %,

                      Общение со сверстниками        45%,                                                      

                      Общение с взрослыми             52%,

                      Произвольность поведения       40%,.

                      Отношение к себе                       50%.

 

Было проведено собрание – обсуждение «Нужен ли нам проект?», на котором большинство родителей признали проект, посчитали актуальным разработку и реализацию проекта.

          Разработано система осуществления проекта, которая включает в себя 3 мини проектов, поэтапно рассчитанных на реализацию в  старшей и подготовительной  группе с практическим результатом деятельности.

 

1. «Я»- старшая группа,

2. «7 +Я»- старшая группа,

3. «Я в социуме»- подготовительная группа.                     

 

 

       

           Деятельность по осуществлению проекта мы построили на основе следующих принципов:

-Гуманистический подход: (сотрудничество с ребенком, умение встать на позицию ребенка, учитывать точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера).

- Лично- ориентированной дидактики: Он проявляется в ориентации на индивидуальные особенности развития каждого ребенка, учет возрастных особенностей, обеспечение детей возможностью иметь личное пространство, умение  соединять теорию с практикой для решения, конкретных проблем,             

-Доступности предлагаемого материала, систематичности и последовательности его усвоения,

- Деятельный подход, предлагающий как можно более раннее включение детей в реальную жизнь социума, преодоление социальной изоляции ребенка от общества, включенность в жизнь общества за пределами воспитательного учреждения,

- Открытости: ( для всех сотрудников детского сада , детей, родителей.

- Индивидуализации: предлагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы,

- Сотрудничества: всех участников проекта родители, дети, воспитанники.

 

 Мини проект «Я»

,  реализует

- Право на имя « По-разному, зовутся дети»,

- Право на жизнь «Жизнь дана на добрые дела»,

- Право на здоровье «В здоровом теле здоровый дух»

-Право на индивидуальность «Я самый, самый».

 

Мини проект «7+ Я «Семья»»,   реализует

- Право знать своих родителей «Без семьи нет счастья»,

- Право на заботу родителей,

- Право на жилье и его неприкосновенность «Мой дом моя крепость».

 

Мини проект  «Я в социуме», реализует

- Право на гражданство «Я гражданин России»,

- Право на свободу мысли,  совести и религии,

- Право на обучение «Грамоте учиться -  всегда пригодиться».

 

     

          Все мини проекты структурные взаимосвязанные, их можно дополнять или изменять, но все они объединены  общей темой «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

          Для каждого мини проекта характерна внутренняя завершенность, конкретизация, определены основные направления индивидуальной и совместной деятельности детей и взрослых, цели, задачи, предполагаемое участие родителей, прогнозируемый результат. Такое разделение позволило конкретизировать деятельность по темам проекта наполнить его соответствующим содержанием.

 

           1. Мини проект    «Я».

 

Цель:  Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование у него основ правовых знаний.

 

Задачи.

1.Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни.

2.Способствовать социально- нравственному развитию.

3.Формировать у детей представление об условиях,  обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

4. Развивать у ребенка осознания своей индивидуальности, особенности,  неповторимости.

5. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

 

Особенность этого мини проекта в том, что во время реализации проекта дети учатся видеть и ценить в себе индивидуальность, принимать и любить себя,  приходят к осознанию собственной ценности

Знакомя детей с содержанием статьи 7, в которой говорится что каждый ребенок имеет право на имя, мы провели беседу «Мое имя», затем закрепили полученную правовою информацию.

Для этого я  использовала различные методические приемы:

- тематические занятия,

- мини-беседы,

- решение проблемных ситуаций,

- совместные игры,

- художественно-продуктивная деятельность.

В игровой деятельности

-предлагали вниманию детей словесные дидактические игры6»Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови все имена которые ты знаешь», «Назови меня полным именем», «Назови самое длинное (Короткое) имя, которые начинаются  с буквы А, О, С,….», «Радио», «Испорченный телефон»,

- хороводные игры: «Друг, дружок, становись в кружок», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев по слогам»;

 

-Настольные игры: «Лото имен», «Составь имя»,

- Подвижные игры:  «Я знаю много имен девочек, мальчиков» «Прятки», «Али - Баба»,

- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Школа», «Детский сад», и т.д.

Все игры по правовому воспитанию я собрала в сборник игр по правовому воспитанию «Мы играем»,

В художественно- продуктивной деятельности:

- рисовали символ своего имени, лепили из теста медальоны со своим именем, делала аппликацию «Моя первая буква имени» «Укрась свое имя».

Вместе с детьми мы путешествовали в страну имен- тезок –проводя «Утро радостных встреч».

     Каждое утро выявляем по имени тех детей, которые не пришли в детский сад , стараемся установить причину отсутствия, устанавливаем связь по телефону, пишем письма заболевшим детям, в которых рисуем рисунки, пожелание скорейшего выздоровления, загадки стихи. Раскрывая тем самым статью по правам ребенка Права на охрану здоровья ребенка, в этом нам помогает художественная литература, анализ произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действиями правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. По мере знакомства с различными произведениями родители подбирали сюжетные картинки, дидактический материал, составляли викторины, стали соучастниками пед. процесса.

 Совместно с родителями была создана предметно развивающая среда в группе по ознакомлению детей  с их правами. 

        Интересный познавательный материал дети получают в работе с полочкой «Умных книг» Мы использовали таких авторов, кА: Е.С.Шабольник «Ваши права», «Права на всякий случай», А.С. Усачев «Приключения, вежливости, этикета», «Правило- нарушение».   

     Данный мини проект нацелен на развитие личности ребенка, реализуя тем самым: ст. 18.- развитие индивидуальности каждого ребенка, ст.13- умение выразить свое мнение, ст.12-умение отстоять свои взгляды, ст.31 – право иметь собственные интересы, ст.14. – право свободно мыслить, ст.5-проявлять развивающие способности.

В раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности.

 

В процессе и учебной деятельности дети обучились умению анализировать и выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Особенно ярко самовыражение проявляется в детском творчестве. Например: в театральной деятельности дети имеют возможность перевоплотиться в любой возраст, придуманный детьми с именем, эмоциями действиями.

Синтез всех видов деятельности находит отражение в такой форме работы как создание фризов совместно с родителями «Я и моя индивидуальность».

Родителям были предоставлены консультации:

 

 

Итогом этого мини проекта стол создание индивидуальных альбомов «Кто Я» .       

 

2. Мини проект « 7  + Я  «Семья»».

 Цель: Формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду, воспитывать уверенность к себе через любовь , уважение к своей семье, умение анализировать поступки, чувства, мысли.

 

Задачи:

1. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье, на свой дом , любовь , заботу своих родителей,

2. Формировать умение правильно называть членов семьи, внушать детям чувство гордости за свою семью, прививать уважительное заботливое отношение к пожилым родственникам,

3.Учить детей внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи,

4.Прививать уважение к труду родителей, прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи.

5. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.

 

Особенность этого мини проекта в том , что знание о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Такой метод максимально активизирует личный опыт ребенка, будит детское воображение

 

 

Дом – это основа истинной добродетели.

                                  Если правильным ценностям

                                                         не научат в семье, то,

                                    вероятно им не научат совсем.

                                                                       Гордон Б.Хинкли.

 

       Семья одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассмотреть как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В настоящее время это находится вне поля зрения ученых.

 

 

 

 

 Мы старались активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, умение знать и защищать свои права.

         Формирование интереса к своей семье, воспитание любви и бережного отношения к членам семьи способствовали следующие формы работы:

- занятия на тему: «Мы то же имеем права», «Мой дом моя крепость», «Без семьи нет счастья»

- индивидуальные беседы «Моя семья»

-дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление  представлений о родственных отношениях в семье)

- беседа «Моя мама», «Мой папа» (расширение представление детей о родителях)

 

 

- генеалогическое древо (закрепление знаний детей о себе, своей родословной)

- беседа  «отдыхаем всей семьей»

- встреча с близкими людьми «Наша бабушка» воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям

- дид. Игра «Найди сходство и различия» ( нахождение внешнего сходства и различия со своими родственниками)

дид. игра «Чей я ребенок, угадай?» (закрепить умение детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями)

- беседа «Семейные фотографии (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу.)

- создание альбома «Наши братья и сестры» (расширение представлений о членах семьи - братьях и сестрах)

- беседа «что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии)

- беседа «Младшие члены семьи» (воспитание заботы о младших членах семьи)

 -беседа «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностью дома) 

                Родителям и детям была предложена игра   «Музей семьи»,все с удовольствием откликнулись. Игра так увлекла детей и взрослых, что мини – композиции стали открываться в группе постоянно: 

- Книга: «Вот, оно какое наше лето»,

- «Большая книга сказок о маме»,

-«Такие разные куклы» (изготовленные руками родителей),

-«Мы с мамой рукодельницы»,

- «Чудеса своими руками» и т.д.

Эти композиции хранились в группе.

                   Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического древа. На занятиях познакомились с этим понятием. Заранее был предложен дидактический материал, альбомы с семейными фотографиями, изображение дерева. После предварительного рассматривания с детьми семейного альбома было предложено изобразить семейное генеалогическое древо каждого ребенка дома совместно с  родителями.  Это работа сплотила детей с родителями.

Воспитательная ценность данной формы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи, действенно проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочнить у детей чувство благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада.

        Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» _ своеобразного рассказа детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных праздниках, традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях. В группе мы объявили конкурс на лучший детский рисунок «Семейный альбом», «Портрет моей семьи», «Автопортрет» «Портрет папы и мамы». Все экспонаты мы поместили в «Семейный альбом».

Очень сплотила детей и родителей такая форма работы как создание семейного герба. Все семейные гербы были охарактеризованы и стали экспонатами музея. Очень важно, что не только участвуя в этом мероприятии, родители и дети узнали много нового о себе, о своих правах, но

и о своих предках, а, узнав все это, научились любить и уважать историю своей семьи.

     В настоящее время дети очень много знают о жизни своей семьи о правах и обязанностях каждого ее члена. С помощью родителей они составили и написали «Семейные истории» эти истории записали родители, основываясь на реальные события своей жизни. Эти истории являются семейной реликвией, а порой и первым более или менее полным изложением истории данной семьи. Все эти истории хранятся также в нашем музее.

  Для родителей были предоставлено, ряд бесед и консультаций: «Роль семьи  в воспитании дошкольников», «Семья как категория ценности», «Наказывая,  подумай – зачем», было проведено родительское собрание «Защита прав и достоинств маленького гражданина».

 

 

         Итогом работы по мини проекту  «7+Я «Семья»» стало создание в группе   «Музей семьи», куда вошли все работы изготовленные родителями и детьми на протяжении работы по мини проекту.

 

                                                                                                                    

 

3. Мини проект «Я в социуме».

 

Цель: Уточнить знание детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

 

Задачи:

1. Формировать у детей представления о том, что рядом существуют права человека и его обязанности.

2. Учить пользоваться своими правами и цивилизованно их защищать,

3.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

4.Развивать чувство собственного достоинства,  осознание своих прав и свобод.

 

                                                     

 

 

                                                    Я рожден самой лучшей мамой,

                                                      у меня самая лучшая фамилия,

                                                     имя и семья. Я многое знаю и

                                                          умею.

                                                    Я- гражданин, родина моя –

                                                   Россия, и это мое Государство.

            

        

               Через понятие государства, гражданственности и патриотизма можно очень четко проследить ответственность Государства, в первую очередь , перед ребенком в защите и охране его прав, как личности и гражданина своей родины.

        Процесс воспитания и узнавания ребенком себя в социальной действительности  протекает достаточно быстро. Наблюдая и изучая с помощью взрослых окружающий мир, дети делают свои выводы и умозаключения, устанавливают причинно- следственные связи между явлениями и фактами. Понятно, что они бывают и верны, и ошибочны – ведь знания зависят от того, кто и как несет их детям.                                                                                               

 

           Главными путями реализации  мною поставленных задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; традиционные праздники: Праздник Мам, концерт для пожилых людей, спортивный праздник вместе с папами, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а так же совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.

         Дети любознательны, эмоциональны и наблюдательны. Мир они сначала чувствуют и воспринимают через образы и яркие краски, а только потом осознают. Я старалась прожить вместе с детьми этот маленький мир познания.  Такая работа позволила детям увидеть мир как бы изнутри, понять свое место в нем как часть этого мира, как участника событий, преобразователя.

         Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и огорчает друзей и близких. Такие наблюдения научили детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощутить тепло, воссоздавать зрительные образы. ( Д\и «Угадай товарища по голосу», «Угадай друга по описанию», «Проведи друга»)

Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

       

          В своей работе я использовала, разнообразные методы и приемы:

- тематические беседы: «Что мы знаем о России», «Что значит быть свободным»

-  сюжеты хорошо знакомых сказок, иллюстрации, видеофилимы, аудиокассеты;

-  решение проблемных задач, поиск решения от своего имени или имени героев, если бы я был гадким утенком…., если бы я поймал золотую рыбку.., если бы я вдруг превратился в ...,(такие маленькие рассуждения мы записывали в альбом «Мои мечты»

 

- дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Какими правами пользовались герои», «Подбери пословицу к картинке», и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pravovomu_vospitaniyu.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

       Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличее довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

     Чувство доверия у ребенка появляется очень  рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

  Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призывают к признанию и соблюдению прав ребенка

     В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особенное внимание уделяется защите прав ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

     Обычно дети приходят в детский сад в младшую группу, но в силу сложившихся обстоятельств наша группа была вновь сформирована из детей старшего дошкольного возраста, что вызвало массу проблем: трудность освоения программного материала, трудность адаптации в социуме из-за отсутствия навыков общения у детей. Наблюдая за поведением детей, я заметила недостаточное проявление доброжелательности, эмоциональности, произвольности управления своим поведением, иногда дети проявляют негативность по отношению друг к другу, даже агрессии, часто видна агрессия родителей по отношению к детям.

       Комплексная программа «Радуга» по которой мы работаем основана на принципах гуманистической педагогики развития, обеспечения в группе атмосферы эмоционального комфорта, но не обеспечивает воспитание правового сознания у детей конкретно, а к старшему возрасту у детей уже должны быть заложены  основы правового сознания.

       В данной группе, т.е. старшего возраста, мы посчитали целесообразным использовать, порциональные программы: «Я человек» С.А.Козловой, «Азбука общения» под руководством Л.М. Шипицина,  «Я, ты, мы» направленную на социально- эмоциональное развитие игровую технологию «Вместе веселее» Рылеева Е.В., пособие «Общительные сказки» Шорыгина Т.Л.- ориентированные на развитие личности, развитие коммуникативных способностей,  но учитывая и индивидуальные особенности детей нашей группы, мы выбрали проектную технологию организации воспитательно-образовательного процесса.

    .

        Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это - конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это- метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность, программы.

Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:

а) он в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

Цель исследования: разработать экспериментальную программу знаний о правах человека для детей старшего дошкольного возраста; изучить ее доступность; определить педагогические условия формирования у старших дошкольников представлений о правах человека.

Гипотеза:

- Правовое воспитание осуществляется успешно, если родительское воспитание осуществляется с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- Определены критерии и уровни сформированных представлений о правах человека;

- Разработана методика правового воспитания, предусмотрена по-этапность в формировании доброжелательности и чуткости к окружающим, ознакомление детей с правами и обязанностями человека и закрепление полученных знаний в повседневной жизни.

   

Цель проекта:  Способствовать формированию  основ  правового  сознания у детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                                                             

Задачи.

1.Познакомить детей в соответствующей их форме с основными документами по защите прав человека.

2.Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола. Возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека.

3.Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово).

4.Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.

5.Формировать правовую культуру родителей, гуманное отношение к ребенку.

По методу социально - исследовательский,

 

По содержанию «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

Детско – взрослый,

Ребенок – субъект проектирования,

Открытый - в группе, ДОУ,

Фронтальный, долгосрочный : 2009 – 2010 уч.год

                                                     2010- 2011 уч.год.

 Прогнозируемый результат:

Дети:

- Усвоят ключевые понятия закон, право, правонарушение, национальные отношения,

- Поймут значимость ценностных ориентаций и приоритетов в воспитании гражданина, среди которых выделяется: свобода, гуманизм, ответственность, патриотизм,

- Осмыслят гражданские идеалы,

- Сформируются гражданские навыки, индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать, возникающие в повседневной жизни, конфликты правовыми способами.

Родители:

- Повысится уровень правовой культуры родителей, значение прав ребенка,

- Познакомятся с разнообразными формами  работы в детском саду по охране прав детей,

- Сформируется  осознанная ответственность семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимость создания в семье взаимоотношений, основанных на понимание, заботе, ненасильственных способах общения,

- вовлечение родителей, в воспитательно - образовательный процесс  детского сада.

Воспитатели:

- Повысится уровень правовой культуры,

- Создадут игровую среду по правовому воспитанию.

            Внедрению  проекта предшествовала следующая предварительная работа: провели диагностику детей по правовому воспитанию дошкольников, выявление и учет семей группы риска, посещение  семей на дому с целью установления более тесных контактов между семьей и детским садом, наблюдения и анализа внутрисемейных отношений, рисуночный тест «Рисунок моей семьи» с целью изучения детско – родительских отношений, была проведена комплексное анкетирование родителей «Нарушение прав ребенка», анкетирование родителей «Я - как родитель», «Портрет моего ребенка».

                  Результаты показали, что родители склонны в случаях детских неудач использовать строгость, негативную оценку, лишая при этом ребенка сотрудничества и считая, что если у него что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.

Так, основным способом в воздействия в случаях приучения ребенка справляться с новыми для него обязанностями до 63% родителей выбирают усиление требовательности и контроль.

       Надо отметить, что для практики семейного воспитания была характерна родительская авторитарность: опросы показали, что такие «воспитательные средства», как физическое наказание склонны использовать до 35% отцов и до 44% матерей. И это служит барьером для создания эмоциональных, доверительных отношений взрослых и детей в семье, порождает у дошкольника дефицит собственного достоинства, неординарности.  Дети, родители которых использовали -  угрозы, нотации, запреты, негативные оценки, осуждения, высмеивание и пр., отличились неуверенностью, чувством вины, собственной малозначемости, выраженной зависимостью от взрослого.

Стереотипы социального мышления в быту оказывают тормозящее влияние на процессы осознания родителями своих отношений с ребенком.

Все это и подвело нас к началу деятельности по проекту «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

     В итого проведенный диагностический анализ как группы в целом, так и каждого ребенка показал следующие результаты

                      Правовое воспитание          42 %,

                      Общение со сверстниками        45%,                                                      

                      Общение с взрослыми             52%,

                      Произвольность поведения       40%,.

                      Отношение к себе                       50%.

Было проведено собрание – обсуждение «Нужен ли нам проект?», на котором большинство родителей признали проект, посчитали актуальным разработку и реализацию проекта.

          Разработано система осуществления проекта, которая включает в себя 3 мини проектов, поэтапно рассчитанных на реализацию в  старшей и подготовительной  группе с практическим результатом деятельности.

1. «Я»- старшая группа,

2. «7 +Я»- старшая группа,

3. «Я в социуме»- подготовительная группа.                    

       

           Деятельность по осуществлению проекта мы построили на основе следующих принципов:

-Гуманистический подход: (сотрудничество с ребенком, умение встать на позицию ребенка, учитывать точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера).

- Лично- ориентированной дидактики: Он проявляется в ориентации на индивидуальные особенности развития каждого ребенка, учет возрастных особенностей, обеспечение детей возможностью иметь личное пространство, умение  соединять теорию с практикой для решения, конкретных проблем,              

-Доступности предлагаемого материала, систематичности и последовательности его усвоения,

- Деятельный подход, предлагающий как можно более раннее включение детей в реальную жизнь социума, преодоление социальной изоляции ребенка от общества, включенность в жизнь общества за пределами воспитательного учреждения,

- Открытости: ( для всех сотрудников детского сада , детей, родителей.

- Индивидуализации: предлагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы,

- Сотрудничества: всех участников проекта родители, дети, воспитанники.

 Мини проект «Я»

,  реализует

- Право на имя « По-разному, зовутся дети»,

- Право на жизнь «Жизнь дана на добрые дела»,

- Право на здоровье «В здоровом теле здоровый дух»

-Право на индивидуальность «Я самый, самый».

Мини проект «7+ Я «Семья»»,   реализует

- Право знать своих родителей «Без семьи нет счастья»,

- Право на заботу родителей,

- Право на жилье и его неприкосновенность «Мой дом моя крепость».

Мини проект  «Я в социуме», реализует

- Право на гражданство «Я гражданин России»,

- Право на свободу мысли,  совести и религии,

- Право на обучение «Грамоте учиться -  всегда пригодиться».

     

          Все мини проекты структурные взаимосвязанные, их можно дополнять или изменять, но все они объединены  общей темой «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

          Для каждого мини проекта характерна внутренняя завершенность, конкретизация, определены основные направления индивидуальной и совместной деятельности детей и взрослых, цели, задачи, предполагаемое участие родителей, прогнозируемый результат. Такое разделение позволило конкретизировать деятельность по темам проекта наполнить его соответствующим содержанием.

           1. Мини проект    «Я».

Цель:  Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование у него основ правовых знаний.

Задачи.

1.Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни.

2.Способствовать социально- нравственному развитию.

3.Формировать у детей представление об условиях,  обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

4. Развивать у ребенка осознания своей индивидуальности, особенности,  неповторимости.

5. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Особенность этого мини проекта в том, что во время реализации проекта дети учатся видеть и ценить в себе индивидуальность, принимать и любить себя,  приходят к осознанию собственной ценности

Знакомя детей с содержанием статьи 7, в которой говорится что каждый ребенок имеет право на имя, мы провели беседу «Мое имя», затем закрепили полученную правовою информацию.

Для этого я  использовала различные методические приемы:

- тематические занятия,

- мини-беседы,

- решение проблемных ситуаций,

- совместные игры,

- художественно-продуктивная деятельность.

В игровой деятельности

-предлагали вниманию детей словесные дидактические игры6»Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови все имена которые ты знаешь», «Назови меня полным именем», «Назови самое длинное (Короткое) имя, которые начинаются  с буквы А, О, С,….», «Радио», «Испорченный телефон»,

- хороводные игры: «Друг, дружок, становись в кружок», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев по слогам»;

-Настольные игры: «Лото имен», «Составь имя»,

- Подвижные игры:  «Я знаю много имен девочек, мальчиков» «Прятки», «Али - Баба»,

- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Школа», «Детский сад», и т.д.

Все игры по правовому воспитанию я собрала в сборник игр по правовому воспитанию «Мы играем»,

В художественно- продуктивной деятельности:

- рисовали символ своего имени, лепили из теста медальоны со своим именем, делала аппликацию «Моя первая буква имени» «Укрась свое имя».

Вместе с детьми мы путешествовали в страну имен- тезок –проводя «Утро радостных встреч».

     Каждое утро выявляем по имени тех детей, которые не пришли в детский сад , стараемся установить причину отсутствия, устанавливаем связь по телефону, пишем письма заболевшим детям, в которых рисуем рисунки, пожелание скорейшего выздоровления, загадки стихи. Раскрывая тем самым статью по правам ребенка Права на охрану здоровья ребенка, в этом нам помогает художественная литература, анализ произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действиями правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. По мере знакомства с различными произведениями родители подбирали сюжетные картинки, дидактический материал, составляли викторины, стали соучастниками пед. процесса.

 Совместно с родителями была создана предметно развивающая среда в группе по ознакомлению детей  с их правами.  

        Интересный познавательный материал дети получают в работе с полочкой «Умных книг» Мы использовали таких авторов, кА: Е.С.Шабольник «Ваши права», «Права на всякий случай», А.С. Усачев «Приключения, вежливости, этикета», «Правило- нарушение».    

     Данный мини проект нацелен на развитие личности ребенка, реализуя тем самым: ст. 18.- развитие индивидуальности каждого ребенка, ст.13- умение выразить свое мнение, ст.12-умение отстоять свои взгляды, ст.31 – право иметь собственные интересы, ст.14. – право свободно мыслить, ст.5-проявлять развивающие способности.

В раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности.

В процессе и учебной деятельности дети обучились умению анализировать и выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Особенно ярко самовыражение проявляется в детском творчестве. Например: в театральной деятельности дети имеют возможность перевоплотиться в любой возраст, придуманный детьми с именем, эмоциями действиями.

Синтез всех видов деятельности находит отражение в такой форме работы как создание фризов совместно с родителями «Я и моя индивидуальность».

Родителям были предоставлены консультации:

Итогом этого мини проекта стол создание индивидуальных альбомов «Кто Я» .      

2. Мини проект « 7  + Я  «Семья»».

 Цель: Формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду, воспитывать уверенность к себе через любовь , уважение к своей семье, умение анализировать поступки, чувства, мысли.

Задачи:

1. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье, на свой дом , любовь , заботу своих родителей,

2. Формировать умение правильно называть членов семьи, внушать детям чувство гордости за свою семью, прививать уважительное заботливое отношение к пожилым родственникам,

3.Учить детей внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи,

4.Прививать уважение к труду родителей, прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи.

5. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.

Особенность этого мини проекта в том , что знание о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Такой метод максимально активизирует личный опыт ребенка, будит детское воображение

Дом – это основа истинной добродетели.

                                  Если правильным ценностям

                                                         не научат в семье, то,

                                    вероятно им не научат совсем.

                                                                       Гордон Б.Хинкли.

       Семья одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассмотреть как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В настоящее время это находится вне поля зрения ученых.

 

 Мы старались активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, умение знать и защищать свои права.

         Формирование интереса к своей семье, воспитание любви и бережного отношения к членам семьи способствовали следующие формы работы:

- занятия на тему: «Мы то же имеем права», «Мой дом моя крепость», «Без семьи нет счастья»

- индивидуальные беседы «Моя семья»

-дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление  представлений о родственных отношениях в семье)

- беседа «Моя мама», «Мой папа» (расширение представление детей о родителях)

- генеалогическое древо (закрепление знаний детей о себе, своей родословной)

- беседа  «отдыхаем всей семьей»

- встреча с близкими людьми «Наша бабушка» воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям

- дид. Игра «Найди сходство и различия» ( нахождение внешнего сходства и различия со своими родственниками)

дид. игра «Чей я ребенок, угадай?» (закрепить умение детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями)

- беседа «Семейные фотографии (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу.)

- создание альбома «Наши братья и сестры» (расширение представлений о членах семьи - братьях и сестрах)

- беседа «что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии)

- беседа «Младшие члены семьи» (воспитание заботы о младших членах семьи)

 -беседа «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностью дома)  

                Родителям и детям была предложена игра   «Музей семьи»,все с удовольствием откликнулись. Игра так увлекла детей и взрослых, что мини – композиции стали открываться в группе постоянно:  

- Книга: «Вот, оно какое наше лето»,

- «Большая книга сказок о маме»,

-«Такие разные куклы» (изготовленные руками родителей),

-«Мы с мамой рукодельницы»,

- «Чудеса своими руками» и т.д.

Эти композиции хранились в группе.

                   Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического древа. На занятиях познакомились с этим понятием. Заранее был предложен дидактический материал, альбомы с семейными фотографиями, изображение дерева. После предварительного рассматривания с детьми семейного альбома было предложено изобразить семейное генеалогическое древо каждого ребенка дома совместно с  родителями.  Это работа сплотила детей с родителями.

Воспитательная ценность данной формы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи, действенно проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочнить у детей чувство благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада.

        Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» _ своеобразного рассказа детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных праздниках, традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях. В группе мы объявили конкурс на лучший детский рисунок «Семейный альбом», «Портрет моей семьи», «Автопортрет» «Портрет папы и мамы». Все экспонаты мы поместили в «Семейный альбом».

Очень сплотила детей и родителей такая форма работы как создание семейного герба. Все семейные гербы были охарактеризованы и стали экспонатами музея. Очень важно, что не только участвуя в этом мероприятии, родители и дети узнали много нового о себе, о своих правах, но

и о своих предках, а, узнав все это, научились любить и уважать историю своей семьи.

     В настоящее время дети очень много знают о жизни своей семьи о правах и обязанностях каждого ее члена. С помощью родителей они составили и написали «Семейные истории» эти истории записали родители, основываясь на реальные события своей жизни. Эти истории являются семейной реликвией, а порой и первым более или менее полным изложением истории данной семьи. Все эти истории хранятся также в нашем музее.

  Для родителей были предоставлено, ряд бесед и консультаций: «Роль семьи  в воспитании дошкольников», «Семья как категория ценности», «Наказывая,  подумай – зачем», было проведено родительское собрание «Защита прав и достоинств маленького гражданина».

         Итогом работы по мини проекту  «7+Я «Семья»» стало создание в группе   «Музей семьи», куда вошли все работы изготовленные родителями и детьми на протяжении работы по мини проекту.

                                                                                                                   

3. Мини проект «Я в социуме».

Цель: Уточнить знание детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о том, что рядом существуют права человека и его обязанности.

2. Учить пользоваться своими правами и цивилизованно их защищать,

3.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

4.Развивать чувство собственного достоинства,  осознание своих прав и свобод.

                                                     

                                                    Я рожден самой лучшей мамой,

                                                      у меня самая лучшая фамилия,

                                                     имя и семья. Я многое знаю и

                                                          умею.

                                                    Я- гражданин, родина моя –

                                                   Россия, и это мое Государство.

           

         

               Через понятие государства, гражданственности и патриотизма можно очень четко проследить ответственность Государства, в первую очередь , перед ребенком в защите и охране его прав, как личности и гражданина своей родины.

        Процесс воспитания и узнавания ребенком себя в социальной действительности  протекает достаточно быстро. Наблюдая и изучая с помощью взрослых окружающий мир, дети делают свои выводы и умозаключения, устанавливают причинно- следственные связи между явлениями и фактами. Понятно, что они бывают и верны, и ошибочны – ведь знания зависят от того, кто и как несет их детям.                                                                                                

           Главными путями реализации  мною поставленных задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; традиционные праздники: Праздник Мам, концерт для пожилых людей, спортивный праздник вместе с папами, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а так же совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.

         Дети любознательны, эмоциональны и наблюдательны. Мир они сначала чувствуют и воспринимают через образы и яркие краски, а только потом осознают. Я старалась прожить вместе с детьми этот маленький мир познания.  Такая работа позволила детям увидеть мир как бы изнутри, понять свое место в нем как часть этого мира, как участника событий, преобразователя.

         Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и огорчает друзей и близких. Такие наблюдения научили детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощутить тепло, воссоздавать зрительные образы. ( Д\и «Угадай товарища по голосу», «Угадай друга по описанию», «Проведи друга»)

Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

       

          В своей работе я использовала, разнообразные методы и приемы:

- тематические беседы: «Что мы знаем о России», «Что значит быть свободным»

-  сюжеты хорошо знакомых сказок, иллюстрации, видеофилимы, аудиокассеты;

-  решение проблемных задач, поиск решения от своего имени или имени героев, если бы я был гадким утенком…., если бы я поймал золотую рыбку.., если бы я вдруг превратился в ...,(такие маленькие рассуждения мы записывали в альбом «Мои мечты»

- дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Какими правами пользовались герои», «Подбери пословицу к картинке», и т.д.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"

Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....

Мы на свет родились, чтобы радостно жить!

Музыкальная театрализация по теме: "Права ребенка" в старшей группе ДОУ...

Мы на свет родились, чтобы радостно жить

Сценарий праздника, посвященного Дню защиты детей...

Основные направления и задачи осуществления проекта «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»

поэтапное планирование работы по проекту "Мы на свет родились - чтобы радостно жить" по правовому воспитанию детей...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Конспект ООД по правовому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»

Конспект ООД по правовому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»...