Родительское собрание по правовому воспитанию в подготовительной группе «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить! Защита прав и достоинства маленького ребёнка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Логунова Елена Александровна

Цель: Формирование у родителей знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить! Защита прав и достоинства маленького ребёнка»

Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережёте семью и обережёте детей, то создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.

Из завещания великого чувашского просветителя И. Я. Яковлева г. Симбирск 4 августа 1921 год

Цель: Формирование у родителей знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека.

Для родителей оформлена выставка литературы по вопросу защиты прав и достоинств ребёнка, детские рисунки, плакаты по охране птиц.

Уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребёнка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребёнку. Поскольку ребёнок воспитывается в семье, сразу вопрос:

Что такое семья? (высказывания родителей)

«Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересами». (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова).

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несёт в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их – только через детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время этот период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

В Российской Федерации на начало 2001 года проживало 32, 8 млн детей, что составило почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстроменяющемся мире.

Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политике государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.

Ребёнок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

Ребёнок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жильё, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признаёт и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Семейный кодекс РФ ст. 63 предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

Многие родители при негативном поведении ребёнка используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей. Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе и свои возможности. Ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется прежде всего в семье.

Следует помнить, что можно выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнка в целом. Причём недовольствие действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя.

Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви. Мы недооцениваем роль детских переживаний. Обследование большой группы лиц, осуждённых за тяжёлые преступления, сотрудниками ВНИИ МВД показало, что 80 – 85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных тёплых отношений со своими родителями в детстве.

Можно ли это считать нарушением прав ребёнка? (мини – анкета для родителей)

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребёнка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребёнку.
  • Унижение достоинств ребёнка – грубые замечания, высказывания в адрес ребёнка – воспитывает в ребёнке озлобленность, неуверенность в себе. Комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
  • Угрозы в адрес ребёнка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребёнке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
  • Отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала ответственность за воспитание ребёнка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчёркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребёнка.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребёнка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.

Таким образом, семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «право ребёнка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать своё мнение» и т. д.

В 90-е годы XX века состояние здоровья детей характеризовалось проявлением неблагоприятных тенденций по ряду позиций (рост болезней, связанных с нарушением структуры питания, социально обусловленных заболеваний, распространение среди несовершеннолетних наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путём, туберкулёза, хронических соматических заболеваний). Анализ сложившейся ситуации показал, что здоровье детей находится в критическом состоянии.

Однако в дошкольном детстве профилактика и работа по сохранению и укреплению здоровья особенно эффективна. Даёт положительную динамику и хорошие результаты, которые достигаются при систематическом закаливании ребёнка.

Что такое закаливание? (высказывания родителей)

Закаливание – это система мероприятий, которая направлена на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам окружающей среды (изменение температуры, атмосферное давление, магнитные бури и т. д.). А закалённый ребёнок – это тот, кто достаточно устойчиво переносит все изменения во внешней среде. Поэтому закаливание ребёнка должно стать образом жизни каждой семьи. Нельзя закалить ребёнка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, надо закаливать постоянно.

Конвенция о правах ребёнка провозглашает право ребёнка «на охрану здоровья, пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления» (ст. 24).

Мы должны помнить, что наше здоровье лишь на 20% зависит от экологии и на 50% - от образа жизни.

Для чего мы завели ребёнка? (высказывания родителей)

Малыш ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Однако Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. Собственническое отношение родителей к своему ребёнку приводит к тирании. Раз у Вас есть ребёнок, то это накладывает на Вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени – не должно звучать из уст родителей. Воспитывает всё, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. «Умел дитя родить, умей и научить», - гласит народная пословица.

Мать – это самое дорогое и родное, что есть у ребёнка. Далеко идущие последствия для умственного развития ребёнка и формирование его личности имеет лишение его материнской любви в раннем детстве. Любовь и забота матери – источник развития ребёнка. Прямое подтверждение этому быстрое физическое, психическое и умственное развитие африканских детей по сравнению с европейскими детьми в первые два года жизни. Объясняется это их особой близостью с матерью, которая повсюду носит ребёнка с собой в мешке и кормит грудью до двух лет. После 2 лет контакты обрываются и как следствие – отставание в развитии от европейских детей в последующие годы (Р. Заззо «Психическое развитие ребёнка и влияние среды». «Вопросы психологии №2 за 1967 год).

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение.

«Люди, воспитанные без родительской любви, - часто искалеченные люди», - так считал А. С. Макаренко.

«Любить детей, - писал А. М. Горький, - это и курица умеет. А вот уметь воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни».

В семье ребёнок должен постоянно видеть, что его любят и о нём заботятся. Как это сделать? (высказывания родителей)

А знает ли ребёнок. Что значит его имя? Почему его так назвали?

Скажите, сколько вариантов своего имени знает ребёнок, употребляете ли вы их в общении с ним?

А вот что говорят сами дети? (высказывания детей)

Да, нам необходимо чаще ласково и нежно разговаривать с ребёнком, осыпать его ласковыми и забавными прозвищами, не забывая при этом обращаться к нему по имени. Пусть в семье малыш хоть до свадьбы останется «котиком» или «лапушкой», но он твёрдо должен знать, что у него есть «взрослое» красивое имя. Важно, чтобы ребёнок сам принял и полюбил своё имя, чтобы получал удовольствие от его звучания.

Имя – своеобразный жизненный код, как бы дополняющий информацию, передающуюся в ДНК. В этот код родители вкладывают своё послание новорожденному, свои добрые пожелания новому жителю планеты. И затем на протяжении жизни имя всегда играет определённую и весьма весомую роль.

Родителям также не следует скупиться на тактильный контакт: погладить по голове, обнять, прижать малыша к себе.

Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Если вы заняты и в данный момент не можете пообщаться с ребёнком, как следует поступить? (высказывания родителей)

Лучше всего доброжелательно сказать ребёнку: «Извини, я сейчас очень занята и не могу сделать это, я стираю» и т. д.

Следует внимательно относиться к детским вопросам, просьбам и жалобам, не отмахиваться от них, уметь успокоить, помочь ребёнку решить его проблему.

Важно помнить, что ни в коем случае нельзя говорить ребёнку. Что его не любят.

 Если ребёнок совершил плохой поступок, как следует поговорить с ним? (Ты поступил плохо, но мы тебя любим и надеемся, что ты сам поймёшь, что это плохо, и не будешь так поступать).

Однако нельзя накапливать в ребёнке отрицательные эмоциональные впечатления. Мы должны быть терпимы к действиям и поступкам малышей, при этом следует помнить, что дети имеют право на ошибку. Наша задача – отмечать и поддерживать любые успехи ребёнка, уважать его интересы, предоставлять ему право выбора. Нельзя выдавать детские тайны, не следует подшучивать над ребёнком, когда ему плохо, а также в присутствии взрослых и детей обсуждать его поведение.

Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребёнка то, что он попросту не может нам дать – в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребёнок не слушается, неуправляем. Причина не в ребёнке, а в педагогической беспомощности взрослых.

Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребёнка? Кто из Вас хотел бы видеть ребёнка злым и жестоким? (высказывания родителей)

Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, давать в игру и приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребёнка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки – персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…

Выставить перед родителями игрушки (человек – паук, Бэтман, Каркуша, Карлсон) и предложить высказаться, какие игрушки какие чувства у них вызывают и в какие игры с ними можно поиграть?

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребёнке жестокости и агрессивности.

Не давать детям возможность смотреть фильмы – ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши» - Степашка, Филя.

Часто взрослые недооценивают роль игры, увлекаясь различными формами обучения, тем самым, осуществляя недопустимую искусственную акселерацию развития ребёнка. Его «взросление».

 Однако значение игры в жизни ребёнка велико. Недаром ООН в Декларации прав ребёнка и в Конвенции о правах ребёнка провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. Ответственность за соблюдение этого права также возложена на родителей. Игра – основная деятельность дошкольника. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре развивается воображение, мышление, память, речь. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами.

Играйте вместе с детьми, и Вы сделаете их счастливыми!

Период дошкольного детства – это время, когда контакты взрослых с ребёнком достаточно легки и желанны со стороны ребёнка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребёнком.

Родители должны всегда верить в лучшее, что есть в ребёнке.

Так пусть же наши дети, которые родились на свет, живут радостно и счастливо!

Всё доброе, хорошее человек черпает из природы. У природы мы с Вами можем многому учиться. Она наш главный учитель, она наш главный помощник в воспитании детей. Желание жить в чистоте, красоте, мире и радости – вот чему мы должны учить наших детей.

Мир и Счастье нашего общего Дома в наших с Вами руках, толь все вместе мы можем сохранить этот общий Дом для каждого жителя Земли, для наших детей и внуков. Поэтому мы должны повернуться лицом к природе, к её проблемам. Каждый из нас должен взять на себя заботу об охране и чистоте нашего общего дома.

Из ваших анкет видно, что все согласны с тем, что природу надо беречь и охранять.

Ваши предложения, что каждый из нас в условиях города может сделать для охраны природы? (высказывания родителей)

Союз охраны птиц России проводит акцию «Накормите птиц». В рамках акции проводятся конкурсы кормушек, скворечников. Конкурс рисунков, аппликации, поделок, конкурс короткого рассказа и т. д. Наш детский сад поддерживает эту акцию. В течение многих лет наши дети постоянно подкармливают птиц. Мы призываем и Вас вместе с ребёнком активно включиться в эту акцию. Кормушки можно вывесить около дома, на балконе, на окошке. Для этого хорошо использовать ёмкости из-под воды (пятилитровые бутыли). Подкармливать следует семенами подсолнуха, белым хлебом, зерном, несолёным салом. Но уж если начали подкормку, то кормит надо постоянно. Только практическими делами. А не пустыми разговорами можно воспитать у ребёнка активную жизненную позицию к охране родной природы. Помните, забота о природе есть забота о человеке и его будущем. Природа ждёт Вашей поддержки. Кормите птиц, наблюдайте вместе с ребёнком за их поведением и повадками, при этом получите не только наслаждение от общения с родной природой, но и воспитаете своего ребёнка настоящим человеком и гражданином.

Желаем Вам светлого и ясного неба, чистой и бодрящей воды, доброго и удачного жизненного пути!

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребёнка в семье.

  1. Принимать ребёнка таким как он есть и любить его.
  2. Обнимать ребёнка не менее четырёх, а лучше по восемь раз в день.
  3. Выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
  4. Верить в то лучшее, что есть в ребёнке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
  5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
  6. Наказание не должно вредить здоровью ребёнка – ни физическому, ни психическому.
  7. Наказывая ребёнка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
  8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
  9. За один раз – может быть одно наказание. Наказан – прощён.
  10. Ребёнок не должен бояться наказания.
  11. Если ребёнок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом.
  12. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого.
  13. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него.
  14. Если ребёнку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

Любите своего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"

Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Сообщение для родителей по теме: Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить».

Родители – самые близкие и самые «убедительные образцы», по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение....

Родительское собрание "Наши дети на свет родились ,чтобы радостно жить!".

На собрании рассматриваются вопросы по защите прав и достоинств маленького ребенка.Обсуждаются вопросы по воспитанию детей....

Консультация "Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить"

Консультация в форме беседы с родителями, на задаваемые вопросы по ее содержанию подразумеваю ответ каждого читающего для себя.. Некоторые понятия для взрослых уточняю с помощью словарей, привожу выде...