Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Кузьма Анна валерьевна

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, подготовительная группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» И.А.Пазухиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podg.gr_.docx142.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»

муниципального образования г-к. Анапа

http://t1.ftcdn.net/jpg/00/34/19/88/400_F_34198853_NP5pJDZlxcFKgWTNr78ZGljpjFA1Mzsa.jpg

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие

психические функции

(старший возраст, подготовительная группа)

по программе: «Давай познакомимся!

Тренинговое развитие и коррекция

эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»

И.А.Пазухиной

педагог-психолог

Кузьма Анна Валерьевна


План коррекционный работы

Раздел

Тема занятий

Время проведения

  1. Я и я

«Тайна моего имени»

«Автопортрет»

«Мой внутренний мир»

«Мой любимый сказочный герой»

1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

  1. Я и другие дети

«Мы так похожи»

«Мы такие разные»;

«Язык жестов и движений»

«Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

  1. Я и мои эмоции

«Радость»

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Горе»

«Интерес»

«Наши эмоции» (итоговое занятие)

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

2-я неделя января

3-я неделя января

4-я неделя января

1-я неделя февраля

  1. Я и животные

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Общение с животными»

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

  1. Я и моя семья

«С кем я живу»

«Правила домашнего этикета»

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

«Путешествие в сказку»

«Я знаю, я умею, я могу»

2-я неделя марта

3-я неделя марта

Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной осведомлённости

4-я неделя марта

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания, навыков группового взаимодействия, формирования умения использовать азбуку жестов

4 недели апреля

Игровые упражнения, направленные на развитие способности познать себя и других людей

4 недели мая

Итого:

31 занятие


Содержание занятий по разделу 1. «Я и я»

Задачи:

  1. Способствовать психическому и личностному росту детей.
  2. Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».
  3. Помогать ребёнку осознавать свои характерные  особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
  4. Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
  5. Гармонизовать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Занятие «Тайна моего имени» (1-я неделя октября)

Цели:

  • способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

  1. Беседа с детьми об именах, чтение стихотворения В.Бокова «Дарья»
  2. Беседа «Что означает моё имя»
  3. Игра «Имя растёт»
  4. Игра «Взрослое имя»
  5. Игра «Цветок – имя»
  6. Игра «Мы очень любим»
  7. Игра «Имя шепчут волны»
  8. Рисунок «Ромашка с именем»

Занятие «Автопортрет» (2-я неделя октября)

Цели:

  •  помочь каждому ребёнку осознать его характерные особенности, дать понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

  1. Чтение отрывка из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  2. Игра «Составь фоторобот»
  3. Игра «Найди друга»
  4. Игра «Встань по порядку»
  5. Игра – ассоциация «На кого я похож»
  6. Ролевая игра «На границе»

Занятие «Мой внутренний мир» (3-я неделя октября)

Цели:

  • помочь каждому ребёнку осознать свои характерные особенности, предпочтения.

  1. Беседа «Мой внутренний мир»
  2. Упражнение «Солнечный зайчик»
  3. Игра «Выдуманная биография»
  4. Игра «Угадай, кто я?»
  5. Рисунок «Ладошка»

Занятие «Мой любимый сказочный герой» (4-я неделя октября)

Цели:

  • способствовать самовыражению ребёнка;
  • продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

  1. Чтение отрывка из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила»
  2. Игра «Знакомство со сказочным героем»
  3. Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя»
  4. Игра – пантомима «Кто здесь кто?»
  5. Рисунок «Карнавал сказочных героев»

Содержание занятий по разделу 2. «Я и другие»

Задачи:

  1. Развивать способность детей к эмпатии.
  2. Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
  3. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
  4. Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Занятие «Мы так похожи» (1-я неделя ноября)

Цели:

  • продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе;
  •  развивать способность детей к эмпатии.

  1. Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Где тут Петя, где Серёжа?»
  2. Игра «Ветер дует на…»
  3. Игра «Снежна королева»
  4. Игра «Ёлочка»
  5. Игра «Зеркало»
  6. Игра «Волшебник»
  7. Игра «Озвучивание»

Занятие «Мы такие разные» (2-я неделя ноября)

Цели:

  • закреплять у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга;
  • развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям.

  1. Игра «Интервью»;
  2. Игра «Поздравляю»;
  3. Игра «Я – взрослый»;
  4. Игра «Моё будущее»;
  5. Игра «Угадайка»;
  6. Игра «Испорченный телефон»;
  7. Игра «Фоторобот»;
  8. Рисунок «Загримируй лицо человека».

Занятие «Язык жестов и движений» (3-я неделя ноября)

Цели:

  • продолжать формировать у детей умение устанавливать и поддерживать контакты;
  • учить понимать своего собеседника по выражению лица, жестам, движениям тела.

  1. Игра «Иностранец»
  2. Игра «Берёзки»
  3. Игра «Волшебный карман»
  4. Игра «Цирк»
  5. Игра «Изобрази сказку»
  6. Игра «Смелый мальчик»
  7. Игра «Сурдоперевод»

Занятие «Давайте жить дружно» (4-я неделя ноября)

Цели:

  • продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации.

  1. Обсуждение стихотворения М.Пляцковского «Настоящий друг»
  2. Игра «Гомеостат»
  3. Игра «Живая скульптура»
  4. Игра «Сиамские близнецы»
  5. Игра «Строим цифры»
  6. Игра «Печатная машинка»
  7. Чтение стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»
  8. Игра «Камешек в ботинке»
  9. Игра «Сбор рукопожатий»

Занятие «Мальчики и девочки» (1-я неделя декабря)

Цели:

  • дать детям представление о мужественности и женственности, о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного  пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
  • развивать навык общения мальчиков и девочек.

  1. Беседа «Наши отношения»
  2. Игра «Кто сильнее?»
  3. Игра – драматизация «Кто сильнее?»
  4. Игра «Защитники девочек»
  5. Чтение стихотворения С.Маршака «О мальчиках и девочках»
  6. Рисунок «Мальчики и девочки»

Содержание занятий по разделу 3. «Я и мои эмоции»

Задачи:

  1. Закреплять полученные знания об эмоциях.
  2. Учить понимать относительность в оценке чувства.
  3. Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Занятие «Радость» (2-я неделя декабря)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «Радость»;
  • учить понимать относительность в оценке чувств;
  • формировать положительные эмоции, чувства через улыбку;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

  1. Чтение стихотворения Г.Остера из цикла «Вредные советы»
  2. Игра «Маски»
  3. Беседа «Относительность радости»
  4. Игра «Изобрази»
  5. Этюд «Встреча с другом»
  6. Рисунок «Ромашка радости»

Занятие «Удивление» (3-я неделя декабря)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «удивление»;
  • учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;
  • развивать эмпатию.

  1. Чтение отрывка из произведения А.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
  2. Упражнение «Зеркало»
  3. Игра «Изобрази»
  4. Упражнение «Маски»
  5. Игра «Фантазии»
  6. Игра «Театр»
  7. Этюд «Круглые глаза»
  8. Рисунок «Чудеса»

Занятие «Страх» (4-я неделя декабря)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «страх»;
  • учить понимать относительность в оценке чувств;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
  • способствовать снятию тревожных состояний, страхов.

  1. Чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте?
  2. Упражнение «Страх – это…»
  3. Игра «Маски»
  4. Игра «Рыбаки и рыбки»
  5. Игра «Театр»
  6. Этюд «Что в углу»
  7. Игра «Книга страхов»

Занятие «Гнев» (2-я неделя января)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «гнев»;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
  • учить детей анализировать свою агрессивность и устранять её через игру и позитивное поведение.

  1. Чтение отрывка из произведения К.Чуковского «Краденое солнце»
  2. Игра «Толкование»
  3. Игра «Порви круг»
  4. Этюд «Хмурый орёл»
  5. Игра «Маски»
  6. Игра «Руки знакомятся»

Занятие «Горе» (3-я неделя января)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «горе»;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
  • снимать негативные настроения.

  1. Чтение стихотворения И.Токмановой «Мне грустно»
  2. Игра «Театр»
  3. Беседа «Мне грустно»
  4. Игра «Маски»
  5. Этюд «Золушка»
  6. Рисунок «Печальный человек»
  7. Упражнение «дружба начинается с улыбки»

Занятие «Интерес» (4-я неделя января)

Цели:

  • расширять представления детей об эмоции «интерес»;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

  1. Чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»
  2. Игра «Театр»
  3. Этюд «Любопытный»
  4. Игра «Маски»
  5. Изготовление ромашки «Мне интересно»

Занятие «Наши эмоции» (итоговое занятие) (1-я неделя февраля)

Цели:

  • закреплять полученные знания об основных эмоциях;
  • развивать умение понимать свои чувства и чувства других;
  • продолжать развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений.

  1. Игра «Угадай эмоцию
  2. Игра «Прочитай письмо»
  3. Игра «Джин»
  4. Игра «Встреча эмоций»
  5. Игра «Полярные эмоции»
  6. Игра «Зеркало»
  7. Рисунок «Поезд эмоций»

Содержание занятий по разделу 4. «Я и животные»

Задачи:

  1. Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного
  2. Продолжать учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
  3. Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.
  4. Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми.

Занятие «Мой ласковый и нежный зверь» (2-я неделя февраля)

Цели:

  • учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой;
  • дать детям представление о взаимозависимости человека и животного;
  • подвести детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости, верности;
  • формировать у детей умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми

  1. Беседа «Я и животные»
  2. Игра «Животные»
  3. Игра «Зоопарк»
  4. Игра «Маски»
  5. Игра «На кого я похож»
  6. Рисунок «Несуществующее животное»
  7. Игра «Доброе животное»

Занятие «Общение с животными. Змей» (3-я неделя февраля)

Цели:

  • обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей умению принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и развивать в детях творческое начало;
  • оптимизировать общение детей со сверстниками;
  • способствовать снижению страха перед животными.

  1. Рассказ русской былины «Добрыня и Змей» (пересказ Н.Колпакововй)
  2. Беседа «Злая змея»
  3. Упражнение «Разминка»
  4. Конкурс на самого страшного змея
  5. Игра «Змея кусает свой хвост»
  6. Беседа «Добрый змей»
  7. Рисунок «Добрый и красивый змей»
  8. Упражнение «Доброе слово Змею»
  9. Игра «Заклинатели змей»

Содержание занятий по разделу 5. «Я и моя семья»

Задачи:

  1. Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.
  2. Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
  3. Учить высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.

Занятие «С кем я живу» (4-я неделя февраля)

Цели:

  • продолжать формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;
  • воспитывать интерес к истории семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним;
  • помогать ребёнку в осознании себя как полноправного любимого члена семьи.

  1. Беседы «Семейная фотография»
  2. Беседа «Обязанности в семье»
  3. Игра «Родители и дети»
  4. Чтение стихотворения М.Мазина «Простое слово»
  5. Этюд «Утреннее фото»
  6. Игра «Фантазии»
  7. Беседа «Как сделать родителей счастливыми?»
  8. Рисунок «Моё генеалогическое древо»

Занятие «Правила домашнего этикета» (1-я неделя марта)

Цели:

  • продолжать учить детей ценить хорошее отношение к ним близких и отвечать им вниманием, заботой, добротой;
  • учить находить социально-приемлемый выход из конфликтных ситуаций.

  1. Беседа «На меня в обиде мама…»
  2. Чтение отрывка из стихотворения Э.Мошковской «Обида»
  3. Беседа «Как просить прощения»
  4. Игра «Встань на его (её) место»
  5. Игра «Мы очень любим»
  6. Рисунок «Мы вместе»

Занятие «Путешествие в сказку. Путешествие на остров нарисованных человечков» (2-я неделя марта)

Цели:

  •  закреплять полученные знания, умения детей;
  • развивать навыки общения детей со сверстниками;
  • формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов;
  • способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.

  1. Введение в сказку
  2. Игра «Имя шепчут волны»
  3. Игра «Врасти в землю»
  4. Игра «Радуга»
  5. Игра «Комплименты»
  6. Игра «Угадай эмоцию на ощупь»
  7. Рисунок «Иллюстрации к сказке»

Занятие «Я знаю, я умею, я могу!» (3-я неделя марта)

Цели:

  • закреплять приобретённые ранее знания и умения детей;
  • развивать представление о себе и своих отличиях от других;
  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

  1. Чтение отрывка из рассказа Е.Шварца «Рассеянный волшебник»
  2. Игра «Связующая нить»
  3. Игра «Цветик – семицветик»
  4. Игра «Расколдуй девочку»
  5. Игра «Предмет по кругу»
  6. Игра «Словарик»
  7. Игра «Закончи предложение»
  8. Рисунок «Картина по кругу»
  9. Чтение стихотворения Дж.Чиарди «Прощальная игра


Игровые упражнения, направленные на развитие

способности познать себя и других людей (4-я неделя марта)

Цели:

  • расширение представлений о добре и зле;
  • обучение навыкам коллективного рисования на заданную тему;
  • совершенствование самооценки и взаимооценок;
  • стимулирование произвольного внимания, воображения, мышления.

  1. «Доброе сердце»
  2. «Добрые и злые люди»
  3. Этюд «Добрые поступки»
  4. Групповой рисунок
  5. «Какой я человек»

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания,

навыков группового взаимодействия,

формирования умения использовать азбуку жестов

(развитие ВПФ)

1-я неделя апреля

Цели:

  • развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия;
  • стимулирование внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений;
  • развитие восприятия и мелкой моторики;
  • релаксация и развитие воображения.

  1. Игра «Отвечаем быстро»
  2. Игра «Будь внимателен»
  3. Задание «Чистый лист»
  4. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море»

2-я неделя апреля

Цели:

  • расширение объёма внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей;
  • развитие навыков произвольного поведения;
  • развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики;
  • релаксация и развитие воображения

  1. Задание «Расшифруй слова»
  2. Игра «Филя, где ты?»
  3. Задание «Запомни и нарисуй»
  4. Игра «Воздушный шарик»

3-я неделя апреля

Цели:

  • развитие умения адекватно оценивать свои личностные качества, а также проявление их у сверстников;
  • развитие умения детей понимать других, предвидеть их желания, стимулирование произвольного внимания, воображения;
  • совершенствование навыков группового взаимодействия, умения точно выполнять правила игры, развитие произвольного внимания, ловкости, смелости;
  • закрепление навыков вежливого прощания с помощью вербальных и невербальных средств общения.

  1. Игра «Школа»
  2. «Узнай мысли»
  3. «Проход сквозь группу»
  4. «До свидания»

4-я неделя апреля

Цели:

  • развитие у детей устойчивого интереса к сверстникам, совершенствование навыков сотрудничества, умения устанавливать положительные взаимоотношения;
  • стимулирование слуховой памяти, произвольного воображения и наглядно-образного мышления.

  1. «Чемодан»
  2. «Интервью»
  3. «Кто подошёл»
  4. «Счёт»

Игры и упражнения, направленные на развитие

эмоциональной осведомлённости

(развитие ЭВС)

1-я неделя мая

Цели:

  • формирование устойчивого внимания к чувствам настроению, эмоциям, поведению другого человека;
  • обучение умению читать язык жестов;
  • развитие творческого воображения, произвольного внимания, зрительного восприятия и процессов памяти.

  1. «Угадай-ка»
  2. «Необычное в обычном»
  3. «Секреты Шерлока Холмса»
  4. «Передай по цепочке»
  5. «Змейка»

2-я неделя мая

Цели:

  • расширение представлений детей о способах передачи информации, стимулирование познавательной и двигательной активности

  1. «Созвучие»
  2. «Дополни рисунок»
  3. «Разговор через стекло»
  4. «Английская песенка»

3-я неделя мая

Цели:

  • обучение умению налаживать контакт с партнёром, используя вербальные и невербальные средства общения;
  • снятие психологического напряжения, совершенствование навыков группового взаимодействия.

  1. «Фокусировка»
  2. «Прикосновение»
  3. «Подарки»
  4. «Дискуссия»
  5. «Игры индейцев»
  6. «Иголки и нитка»

4-я неделя мая

Цели:

  • расширение объёма внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей;
  • развитие навыков произвольного поведения;
  • развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики;
  • релаксация и развитие воображения.

  1. «Расшифруй слова»
  2. «Филя, ты где?»
  3. «Запомни и нарисуй»
  4. «Воздушный шарик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст)

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (младший возраст) по программам: «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 детей»...

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа)

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального ми...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего возраста (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну Эмоций»

Конспект «Путешествие в страну Эмоций» может помочь воспитателям провести интересное занятие для детей в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитиюЦель: Развитие эмоцио...

Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)

Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

Как развивать эмоционально-волевую сферу у дошкольников

Эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако, именно родители могут и должны включаться в эту работу....

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...