Педагогический проект: "Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) на тему

Никитина Ольга Владимировна

  Вид проекта: информационно - исследовательский. Продолжительность проекта:  сентябрь - май. Возраст детей 6 - 7 лет. Цель проекта: Развить творческую, познавательно - исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx62.65 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №135 ОАО «РЖД».

Педагогический проект

«Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».

Разработчик: Никитина О.В.

Г.Артёмовский 2013г.

Вид проекта: информационно – исследовательский.

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатель, физкультурный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проекта: Опираясь на научно – педагогический опыт выдающихся исследователей Савенкова, Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Интерес у ребёнка будет высоким, если ребёнок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребёнка, а не подменять.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с экспериментированием, формирование у детей умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности, и с другой – отсутствие целенаправленной системной работы, привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: Процесс развития познавательно – исследовательской деятельности.

Предмет проекта: Формы,  методы и приёмы, как условия формирования познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Цель: Развить творческую, познавательно – исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательные:

Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

  • Развивающие:

Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

  • Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь к другим.

Предполагаемый результат:

  • Дети проводят исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования (познавательная литература, помощь родных, телевизор и.т.д.)
  • Повышение уровня развития речи у детей.
  • Делают выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.
  • Проявление интереса родителей к данной проблеме.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный.

Подборка и изучение научно – методической литературы, научно – практических материалов.

1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире песка» -М. Т.Ц. «Сфера», 2009г.

2.Менщикова Л.И. «Экспериментальная деятельность детей 4 -6 лет – Волгоград: Учитель, 2009г.

3.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М: АРКТИ, 2003г.

4. Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Практическое пособие – М:АРКТИ,2003.

5.Журнал: «Дошкольная педагогика». (октябрь 2011г)

6.Журнал : «Воспитатель». №11 – 2011г.

Сбор методик проведения познавательно – исследовательской деятельности.

  • Дыбина О. В., РохмановаН.П. «Занимательные опыты и эксперименты».
  • Паршукова И.Л. «Структура занятий экспериментирования, по организации мини лаборатории.
  • Методика Ивановой А.И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».

Выстроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей.

  • Сентябрь, октябрь - тема «Воздух».
  • Ноябрь, декабрь - тема «Вода».
  • Январь - тема «Снег и лёд».
  • Февраль - тема «Жизнь растений».
  • Март – тема «Магнит».
  • Апрель, май – тема «Песок и глина».  

Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.

Схемы опытов, пособие для экспериментирования, картографы, предметные картинки, альбомы с иллюстрациями, сосуды, лупы, сито, дощечки, палочки, трубочки, шарики, микроскопы, пинцеты, камешки, косточки, пробирки, песок, глина и.т.д.

Подборка диагностического материала.

Рекомендации Прохоровой Л. Н.

  1. Основной

 Задачи

исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы

с детьми в разных видах

деятельности

Элементы предметно-

развивающей среды

Работа с родителями

Сентябрь

Тема «Воздух»

 Задачи

1: Подвести детей к пониманию того,

что воздух невидим, прозрачен.

2. Подвести детей к пониманию того,

что воздух есть во всем.

'3. Подвести детей к пониманию того,

что воздух легкий.

4. Подвести детей к пониманию того,

что воздух имеет вес.

1. Взять пустой стакан и банку с

водой, перевернуть стакан вверх дном

 и медленно опускать его

в банку. Стакан держать ровно.

2. Взять стакан с водой и трубочку, опустить трубочку в стакан и подуть в неё.

З. Взять надувные игрушки и

опустить их в таз с водой.

4. Взять палку длиной около 60 см.

 на ее середине закрепить

веревочку, к обоим концам палки

привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесить палку на веревочку.

Палка весит горизонтально.

Познавательная деятельность:

- беседа с детьми «Откуда берется

воздух, ветер»

- чтение стихотворения о ветре;

- чтение произведения «Легкие планеты».

 Чтение: чтение рус. нар сказки – «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней.

Музыкальная деятельность: работа над

дыханием, упражнения на поддувание.

Игровая деятельность: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Продуктивная деятельность: 

конструирование из бумаги «оригами»

(тюльпаны надуваются с помощью

воздуха).

1. Схемы опытов.

2. Пособия для экспериментов.

З. Картинки: вентилятор,

веер и т. п,

4.. Альбом «Люди и небо».

5. Кроссворд на тему: «Воздух».

Работа с родuтeлями:

- консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»,

«Дыхательная гимнастика для детей»;

- изготовление игрушек для игр с воздухом.

Октябрь

Тема «Воздух»

Задачи

1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.

2. Дать детям понятие о движении

воздуха.

3. Дать понятие о загрязнении воздуха.

1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу, зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.

2. Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске

свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду -  получаются «волны».

З. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку.

Познавательная деятельность:        

- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;        

- разгадывание загадок;

- уточнить, что движение воздуха называется ветром.

Чтение:

-чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.

 Продуктивная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.

- конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.

Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.

Зарисовка опытов. Фотографии. Изготовление вееров

Консультация "Влияние свежего воздуха на организм".

Ноябрь

Тема «Вода»

Задачи

1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.. .

2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная

З. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.

1. Во время мытья рук измерить

температуру воды.  

2. Взять два стакана - один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки

или монетки.

3.Сравнить на вкус воду, молоко и сок.

4. Сравнить запах в стаканах, с обычной водой и с водой, в

которую добавлен ароматизатор.

Чтение: чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа; заучивание потешек о воде. Продуктивная деятельность: окраска воды с помощью красок.

 Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды,  капель, шум дождя.

Трудовая деятельность:

опрыскивание

растений в уголке природы.

Игровая деятельность:

 дидактическая игра

«Волшебница-вода».

1. Картографы "Свойства воды».

2. Изображения ручья, реки, озера,

моря, океана.

З. Карта мира.

4. Пособие «Круговорот

воды в природе».

Беседы о закаливающих процедурах.

Декабрь

Тема «Вода»

Задачи

1.Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

2.Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.

3.Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

1. Переливать воду из одного сосуда в другой.  

2. В один стакан положить речной

песок, в другой

сахарный.

3.  Налить воду в сосуды разной

формы.

Познавательная деятельность: занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений».

Рассматривание альбома «Природа родного края».

Коммуникативная деятельность:

-отгадывание загадок.

-разучивание произведений народного творчества.

-беседа: «Почему люди болеют?»

Чтение: сказка Чуковского «Айболит».

Продуктивная деятельность: рисование озёр, рек, прудов.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».

1. Сосуды.

2.Речной и сахарный песок.

 3.Альбомы с иллюстрациями.

Изготовление игрушек для игр с водой.

Январь

Тема «Снег и лед»

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.

2.В сильный мороз налить одинаковое количество

 воды в три бутылки и  зарыть их в снег на разную глубину.

3.Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

Познавательная деятельность:

Занятие «Зима».

Коммуникативная деятельность:

Беседа: «Зимние забавы», заучивание стихов И. Сурикова, А.Барто, Ф. Тютчева., беседа: «Польза снега в сельском хозяйстве».

Продуктивная деятельность:

Моделирование из ваты: «Снегири».

Рисование гуашью: «Зима».

1. Картотеки опытов.

2. Книги С.Сахарнова  «По

морям вокруг земли»,

3. Иллюстрации на тему «Зима».

«Совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки и забавных поделок».

Февраль

Тема «Жизнь растений».

Задачи:

1. Закрепить умения ухаживать за  

растениями, называть свои действия,

устанавливать простейшие связи

между явлениями природы и жизни

растений.

2. Помочь детям видеть красоту

природы.

1.Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.

2.Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое  в светлое. З.Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через не которое время стебли окрасятся).

Познавательная деятельность: наблюдение  за прорастанием семян.

 Чтение: чтение произведений о растениях; заучивание стихов.

Продуктивная деятельность: рисование первых весенних цветов.

 Игpовая деятельносmь:  игры с природным материалом;  дидактическая игра "Покажи стебель,

 листок, цветок».

Схемы роста растений; блюдца для проращивания семян, коллекция семян. Модель «Огород на окне».

Подборка семян растений для коллекции.

Март

Тема «Магнит»

Задачи:

1Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы;

2. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

3.Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

1.Из множества предметов (магнетические и немагнетические), отобрать с помощью магнита только железные.

2. Предложить детям достать железный предмет из таза с водой, не замочив при этом руки.

3.Фокус «Летающая бабочка».

Чтение:

Сказки П. Бажова «Огнивушка – поскакушка», «Малахитовая шкатулка».

Коммуникативная деятельность:

Беседа: «Из чего делают железо?»

Игровая деятельность:

Д/и «Рыболовы», «магнитная геометрическая мазаика», «магнитная касса цифр и букв».

Магнит, коробочка с предметами из разных материалов.

Таблица – схема для занесения результатов, коробка, нарисованные бабочки, нитка, скрепка, скотч, таз с водой.

Оклеивание коробок из под обуви для фокуса «Летающая бабочка».

Апрель

Тема «Песок и глина».

 Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того,

 что почва бывает песчаная и глинистая.

2. Выяснить, что в почве для жизни

живых организмов есть воздух и вода.

3.Познакомить детей со свойствами

песка и глины: рыхлые, сыпучие, твёрдые.

1. Взять стаканы с песком и глиной,

предложить высыпать песок

и глину в чашку, перемешать.

2. Попробовать «посадить» палочку

 в стаканчики с песком и

с глиной поочередно.

3. Предложить слепить шарики из

сухой, потом из влажной глинЫ.

Игровая деятельность: игры с песком.

Познавательная деятельность: посадка лука в почву.

Песок, глина, палочки, лупа,

сито, дощечки, семена фасоли, лук.

Май

Тема «Песок и глина».

Задачи:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины.

 1.Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.

2.Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.

3.Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить.

Трудовая деятельность: посадка фасоли.

Познавательная деятельность: экскурсия на огород.

 Продуктивная деятельность: лепка

из глины.

 

1.Стаканчики с землёй и глиной.

2.Семена фасоли.

3.Лупа.

Выставка поделок

 из глины.

3)Заключительный

  • Обмен опытом с коллегами на уровне города (семинар).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...

Педагогическая программа по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста "Что? Зачем? Почему?"

В программе «Что? Зачем? Почему?» даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Применение игровых педагогических технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

В методической разработке дано понятие - педагогические игровые технологии. Описаны типы исследований, доступные дошкольникам, позволяющие им  занять активную исследовательскую позицию. Раскрыты ...

Педагогический практикум "Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.Задачи:систематизировать знания педагогов по развит...