Педагогическая программа по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста "Что? Зачем? Почему?"
рабочая программа

Ретинская Мария Александровна

В программе «Что? Зачем? Почему?» даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. В программе раскрывается система организации работы в разных возрастных группах, предлагается перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности: на занятиях, через наблюдения, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материла, исследовательская деятельность, опыты, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр презентаций. Выстроена система взаимодействия в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sayt.docx209.3 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с №486 г. Новосибирска

Педагогическая программа

по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста,

 из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Познавательное развитие»

 «Что? Зачем? Почему?».  

Автор:

воспитатель

Ретинская М.А.

Новосибирск

Содержание

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

5

Актуальность

6

Объем и срок освоения программы

6

Цели и задачи программы

7

Особенности организации и режим образовательного процесса

8

Принципы организации деятельности

8

Формы, методы и приемы организации деятельности

10

Алгоритм организации детского экспериментирования.

11

Содержание программы

11

Планируемые результаты и методы их оценивания

12

Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка

13

Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности

14

Список литературы

16

Приложение 1

17

Календарно-тематическое планирование. Средняя группа

17

Календарно-тематическое планирование. Старшая группа

24

Календарно-тематическое планирование. Подготовительная группа

30

Приложение 2

37

Часть 1. « Диагностическая карта формирования навыков экспериментирования»

37

Часть 2  «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью»

38

Приложение 3

42

Виды и формы работы с семьей

42

Паспорт программы

Наименование программы

«Что? Зачем? Почему?»

Автор программы

Ретинская Мария Александровна

Цель программы

Развитие поисково –исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.

Задачи программы

1.Изучение теоретических аспектов данного вопроса;

2.Создание дидактической подборки материалов по детскому экспериментированию (картотека опытов, медиатека презентаций);

3.Подбор материалов и оборудования для Центра экспериментирования;

4.Создание методического комплекса по поисково-экспериментальной деятельности (конспекты организованной образовательной деятельности, банк детских проектов);

5.Педагогическое просвещение родителей по развитию познавательного интереса через поисково-экспериментальную деятельность;

6.Реализация комплекса работы по поисково-экспериментальной деятельности (проведение бесед, наблюдений, опытов, ООД с воспитанниками, родителями, а также анализ проведенной работы).

Краткое содержание программы

В программе «Что? Зачем? Почему?» даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. В программе раскрывается система организации работы в разных возрастных группах, предлагается перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности: на занятиях, через наблюдения, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материла, исследовательская деятельность, опыты, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр презентаций. Выстроена система взаимодействия в работе с родителями.

Ожидаемый результат

Воспитанник:

  • Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
  • Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях.
  • Соблюдает правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Срок реализации программы

Продолжительность реализации программы – 3 года.

Пояснительная записка

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».

А. Эйнштейн.

В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

 В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Детское экспериментирование – это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское  экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:

-недостаточной теоретической проработанностью вопроса;

-нехваткой методической литературы.

Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».

С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа естественнонаучной направленности «Что? Зачем? Почему?».

Актуальность.

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Ральф У. Эмерсон  писал: «Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.

 С целью исследования предпочитаемого детьми вида деятельности, выявления места детского экспериментирования (исследовательской деятельности) в предпочтениях детей был проведен мониторинга (Прохорова Л. «Выбор деятельности»). Результаты показали, что дошкольники проявляют устойчивый интерес к экспериментальной деятельности. Полученные данные свидетельствует о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Анализ результатов изучения познавательного развития и детского экспериментирования показал необходимость активизации работы в данном направлении.

Объем и срок освоения программы

Продолжительность реализации программы – 3 года. Занятия проводятся 4 раза в месяц,  во второй половине дня. Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. В учебном году будет проведено 28 часов.  Сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей. Также помимо основных  часов  программа  предусматривает  совместную  работу  с семьями воспитанников. Родители участвуют предварительной подготовке детей к занятию – просмотр познавательных видеофильмов, беседы; чтение детской научно – познавательной литературы; создают мини – лаборатории для детей в домашних условиях.

Цели и задачи программы.

Цель:

Создание системы работы по поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи программы:

1.Изучение теоретических аспектов данного вопроса;

2.Создание дидактической подборки материалов по детскому экспериментированию (картотека опытов, медиатека презентаций);

3.Подбор материалов и оборудования для центра экспериментирования;

4.Создание методического комплекса по поисково-экспериментальной деятельности (конспекты организованной образовательной деятельности, банк детских проектов);

5.Педагогическое просвещение родителей по развитию познавательного интереса через поисково-экспериментальную деятельность;

6.Реализация комплекса работы по поисково-экспериментальной деятельности (проведение бесед, наблюдений, опытов, ООД с воспитанниками, родителями, а также анализ проведенной работы).

Распределение задач по возрастам:

Средняя группа:

  • Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  • Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  • Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.

Старшая группа:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  • Формировать   умение пользоваться приборами- помощниками,
  • оборудованием для детского экспериментирования.      
  • Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  • Воспитывать   самостоятельность.  

Подготовительная к школе группа:

  • Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
  • Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
  • Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.  
  • Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
  • Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Особенности организации и режим образовательного процесса.

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома). Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Нагрузка,  режим  занятий  соответствуют  возрастным  возможностям  детей, требованиям СанПиН. Продолжительность одного занятия  от 15 до 30 минут в соответствии с возрастом детей.

Принципы организации деятельности

Принцип научности:

  • Подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

  • построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
  • решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
  • повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

  • комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
  • решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

  • организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
  • Принцип креативности:
  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Формы, методы и приемы организации деятельности

Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

В своей работе я опираюсь на основные приемы и методы в педагогике.

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • «намеренная ошибка»;
  • проведение опытов и экспериментов;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности для последующего повторения и закрепления;
  • «погружение» в краски.
  • просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры,
  • обучающие и творчески развивающие ситуации

Алгоритм организации детского экспериментирования

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

Предлагает различные варианты ее решения.

Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

Применяет выводы к новым данным.

Делает обобщения.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. 

Содержание программы

Программа разработана в соответствии с:

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);

-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ МОиН РФ от 29 августа 2013г.№ 1008.

Программа предусматривает:

  • проведение организованной образовательной деятельности согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049 -13 через интеграцию образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям  от занятий, изготовление поделок для  закрепления пройденного материала.

(см. календарно-тематическое планирование ООД, приложение 1)

  • проведение образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
  • проведение самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты и методы их оценивания.

Планируемые результаты

4-5 лет (средняя группа):

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.
  • С помощью воспитателя выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения.

5-6 лет (старшая группа)

  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач.
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.

6-7 лет (подготовительная группа)  

  • Повышается познавательная активность детей. Дети умеют высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирают способ решения познавательной задачи.
  • Повышается способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения. Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Методы оценивания результатов

Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста разработали индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной А.И. Ивановой. Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

(см. диагностическая карта формирования навыков экспериментирования, показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, приложение 2)

Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию способствует формированию основ культурного познания ими окружающего мира, становлению целостной картины мира. Активная позиция родителей в процесс развития и формирования познавательной активности детей посредством опытно – экспериментальной деятельности способствует дальнейшей успешной социализации детей в обществе. Для повышения компетенции родителей в вопросах экспериментальной, опытной, исследовательской деятельности детей, необходимо проводить на базе ДОУ:

Консультации, расширяющие представления родителей о значении опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ; о правильной и безопасной организации домашней мини – лаборатории.

Вовлечение родителей к обогащению лаборатории в ДОУ экспонатами.

Организация детских фотовыставок и видеоотчетов, создающих положительный настрой на взаимодействие. 

Основные принципы работы с родителями:

  • принцип открытости ДОУ для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
  • принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.

( см. виды и формы работы с семьей, приложение 3)

Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.

Важными условиями развития исследовательской деятельности дошкольников и деятельности экспериментирования является развивающая предметно-пространственная среда.

Исследовательский центр в своем наполнении предполагает наличие различных материалов для проведения элементарных опытов и экспериментирования, приборы и оборудование,  условные символы  и  модели,  алгоритмы,  технические  средства, достаточное количество справочной литературы для детей по разным отраслям знаний и многое другое стимулирующее познавательный интерес ребенка.

Содержание детского исследовательского центра зависит от возрастного состава группы  и  индивидуальных  особенностей  детей.

Примерное  содержание  центра экспериментирования:

-модели и схемы опытов, карточки фиксации результатов,

-различный  природный  материал  (камни  песок,  земля,  глина,  перь,  пух,кора,  листья, веточки и т.д),

-приборы помощники (песочные часы, увеличительное стекло, безмен, мерные ложки, магниты, микоскоп, компас,гири, секундомер, условные мерки и т.д.),

 -технические материалы (гайки, винты, болтики, гвозди),

-неоформленный материал (паролон, мех, пробки, ткань, проволока, катушки и т.д.),

-разные виды бумаги, красители, медицинские материалы для проведения опытов(колбы, пробирки воронки марля, вата и т.д

.-дополнительные  материалы (контейнеры,  халаты,  фартуки,  аудио,  видеозаписи, фотоматериалы, тематические альбомы и др.)

Список литературы:

1.        Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа « От рождения до школы»

2.        Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. –М.1999

3.        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.

4.        Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006

5.        Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2007.

6.        Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004

7.        Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012

8.        Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры: - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015.

9.        Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005

10.        Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

11.        Шапиро А.И. Научные развлечения с простыми вещами. – СПб.: Речь, 2010

Приложение 1.  Календарно-тематическое планирование. Средняя группа.

Тема ООД

Программное содержание

Оборудование

Предварительна я работа

Словарная работа

Интеграция образовательных областей

Октябрь

1 «Волшебная водица»

Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.

две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан.

Игры с водой, рассматривание иллюстраций.

прозрачность

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2. Делаем мыльные пузыри

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.

Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи

Пузыри, растягивается

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3

«Домики для камешков»

Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях

различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.

подвижные игры «Найди свой цвет»

Гладкий, шероховатый

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4

«Можно ли менять форму камня и глины?»

Закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, плакатов.

влажная, мягкая, вязкая, сухой, твердый

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ноябрь

1

«Где вода?»

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

лупы, вода в стакане, глина, песок.

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы с детьми.

Впитывает, сыпучий, рыхлый

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2 «Вес»

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.

предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.

Рассматривание иллюстраций, раскрашивание рисунков, беседы

Вес, материал

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3

«Путешествие в прошлое бумаги»

Познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.

камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.

Рассматривание картинок, альбомов.

бумага

«Познавательное развитие» «Речевое развитие

4

Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность

различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.

рассматривание круп

Сито, названия круп

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Декабрь

1

«На чем полетят человечки?»

Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.

Рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, просмотр мультфильмов.

Материал, резина, ткань

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2

«Почему дерево плавает?»

Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.

Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»

деревянный

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3 «Приключение карандаша»

Систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.

карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.

Показ презентации «Чудо дерево»

свойства

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 «Разноцветные

шарики»

Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый,

зеленый, фиолетовый, голубой

палитра, гуашевые краски, тряпочки,

вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)

Игра «Найди по цвету»

Оттенок, оранжевый,

зеленый, фиолетовый, голубой

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Январь

1 «Волшебный луч», «Тень»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.

картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.

Художественное слово «Солнца луч, в моем окне»

Тень, луч

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.

Рассматривание зеркала, просмотр мультфильма

Отражение, отражать

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3 «Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.

емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Наблюдение на прогулке как замерзает вода

Замерзать, жидкий и твердый

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

4

«В мире стекла»

Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.

небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка

Чтение рассказа «Стеклышко», рассматривание картинок

прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Февраль

1

«В мире пластмассы»

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.

пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.

Игры с пластмассовыми игрушками. Игра «Угадай из чего сделан»

гладкая, легкая, цветная, пластмасс

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2 «Взаимодействи е воды и снега»

Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки

Наблюдение на прогулке за снегом. Чтение художественной литературы

прозрачность, текучесть – хрупкость твердость

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3

«Где спрятался воздух?»

Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Пробирки, стаканчик с крышкой

Беседа, рассказ о воздухе

Легкий, прозрачный

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 «Что

растворяется в воде?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.

Показ презентации «Растворимые вещества»

Растворимый, нерастворимы й

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Март

1 «Упрямые предметы»

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.

игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Чтение литературы, беседы, рассматривание иллюстраций.

упрямый

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2

«Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»

Выявить зависимость изменений в

природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.

емкости с водой и

снегом

Рассматривание

иллюстраций, беседы

Тает, сезон

«Познавательное

развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3 «Посадим фасоль»

Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.

клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)

Беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово - загадки, стихи

лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4

«Такая разная ткань»

Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.

Рассматривание ткани, картинок

ткань

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Апрель

1 «Тепло-

холодно».

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.

ветка сирени или березы, ваза с водой.

Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу

Тепло, холод

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2 «Вещество. Материалы»

«Курочка Ряба»

Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.

сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.

Просмотр мультика «Курочка Ряба», рассматривание стекла и металла

Стекло, металл

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3 «Незнайкин клад»

Закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины,

пластмассы, стекла, металла)

различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла,

металла

Игра «Чудесный мешочек»

резина, пластмасс, стекло,

металл

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 «Испарение воды»

познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.

блюдце, вода, мокрая ткань

Наблюдение за капелькой воды, чтение художественной литературы, загадки

Испарение, высыхание, температура

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Календарно-тематическое планирование. Старшая группа

Тема ООД

Программное содержание

Оборудование

Предварительна я работа

Словарная работа

Интеграция образовательных областей

Октябрь

1 Песок

Дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.

Песок, вода, лопатки, палочки

Игры с песком в центре воды и песка

Сыпучий, сырой, сухой

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2

Разноцветный песок

Познакомить детей с песком

разного цвета, объяснить, почему

он такой, из чего состоит, где использую

Разноцветный песок

Рассматривание

картинок

разноцветный

«Познавательное

развитие»

«Речевое развитие»

3 Почва

Дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок,

глина, земля). Водопроницаемость песка и глины.

Песок, глина , земля

Игры с песком, рассматривание почвы, Худ слово, загадки

водопроницае мость

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 Ландшафт

Дать детям понять, что такое ландшафт?( лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте.

Макет ландшафта (изготовленный родителями), карта

Показ презентации «Ландшафт»

ландшафт

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ноябрь

1 Магнит

Познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы

Магнит, железные предметы

Рассматривание магнита, игры с магнитом,

притяжение

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2 Металл

Дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает

Металлические предметы, горячая вода

Рассматривание иллюстраций, беседы

нагревается

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3 Камень

познакомить детей с видами камней, где его добывают, что из него делают.

Камни

Показ презентации «Добыча камней»

добывать

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 Интересное о камне

дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет

Камни, горячая вода

Игры с камнем, наблюдения на прогулке

каменный

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Декабрь

1 Дерево

Познакомить детей с поделками из дерева, где их используют,

как называют рабочих, обрабатывающих дерево

Поделки из дерева Деревянные предметы

Показ презентации

«Обработка древесины», игры, беседы, наблюдение на прогулке за деревьями

обработанное

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2

Чудо- дерево

Дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее?

Деревянные предметы,        вода        в сосуде, металлические предметы,         горячая вода,            деревянная ложка

Беседы, рассматривание иллюстраций

Тонет, нагревается

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3

Земной шар

Познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим.

Карта, глобус,

Показ презентации «Наш мир», отгадывание загадок

Атмосфера, материк

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

4 Климатические зоны Земли

Познакомить с климатическими зонами Земли: на

севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные.

Презентация «Климат Земли»

Чтение худ. Литературы, беседы, лепка животных

Климат

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Январь

1 Снег

Дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха)

Снег

Наблюдение на прогулке за снегом, отгадывание загадок

Сыпучий, температура воздуха

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2 Волшебство снега

Дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед)

Снег, лед

Рассматривание картинок, игры со снегом

Рыхлый, утрамбованны й

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3

Стекляшки

Познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом

Стеклянные предметы

Показ презентации «Пошаговое изготовление стекла», беседы о правилах безопасности

стеклозавод

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

4 Стеклянные причуды

Дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным

Цветные стеклянные предметы

Рассматривание иллюстраций, стеклянных предметов

Прозрачный, хрупкий

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Февраль

1

Резина. Опыты с резиной.

Из чего производят резину,

что из неё делают, где используют. Дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая.

В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?

Резина, шарик, вода

Рассматривание иллюстраций, плакатов, видеофильма, дидактические игры по правилам, загадки

Резиновый, эластичный

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2 Пластмасса

Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий,

как изготавливают пластмассу, где её используют.

Пластмассовые предметы

Показ презентации «Изготовление пластмассы. Пластмассовые изделия». Игры с пластмассовыми игрушками.

Пластмасс, пластмассовы й

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3 Зеркала

Дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?

Зеркало

Показ презентации «Самое интересное о зеркалах», рассматривание картинок кривых зеркал.

Зеркальный

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

4 Интересное о парафине

Дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки.

Свеча, ложка, зажигалка

Загадки, чтение художественной литературы

Парафин

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Март

1Экскурсия по экологической тропе

Закрепить у детей представления о весенних изменениях в природе (день удлинятся, ночь укорачивается, солнце ярче пригревает, снег стал рыхлым, темным, появились сосульки, оттепели, лужи); развивать наблюдательность, коммуникативные способности.

Изображения        ранней весны

Наблюдения        на прогулках            за погодой, рассматривание иллюстраций

Укорачиваетс я, удлиняется (день), весенняя капель

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2

Куда делся снеговик

Знакомить детей с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой. Помочь детям понять, как солнце влияет на снег, поведение птиц, настроение людей; развивать наблюдательность, коммуникативные особенности детей.

Презентация «Весенние явления»

Наблюдение        на прогулке             за снегом,        чтение художественной литературы

таяние

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3 Воробьиный день

Знакомить детей с поведением птиц весной; расширять знания детей о птицах, их повадках; формировать представления о птицах, как живых организмов, которым присуще все признаки живого (движение, питание, дыхание); развивать интерес к жизни птиц в природе; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Презентация «Пернатые»

Наблюдение        на прогулке             за птицей,        беседы, рассматривание картинок, игры

Повадки, пернатые

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4Увидел скворца – знай: Весна у крыльца.

Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, скворцы, журавли), прилет, добывание ими корма, постройка гнезда, выведение и выкармливание птенцов, забота о них; развивать интерес к жизни птиц в природе, воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

Фотографии птиц: грач, скворец, журавль. Искусственное гнездо

Презентация «Перелетные птицы»,

 Перелетные

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Апрель

1

Учим Незнайку фасоль сажать

Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян; Научить узнавать        семена        фасоли;        закрепить знания об условиях, необходимых для роста фасоли: ( земля, вода, свет, тепло); учить сажать проросшую фасоль: сделать углубление, правильно вложить фасоль, присыпать землей, полить из лейки с ситечком;

Семя фасоли, лейка, сито,  горшочек с землей

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

проросший

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2

Мать - и – мачеха

Формировать представление детей о первоцветах; познакомить детей с одним из первых первоцветов «Мать – и – мачеха»; уточнить из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения; закрепить знания детей, что это растение является лекарственным;

Цветочек        мать        и мачеха

Показ презентации «Лекарственные растения», рассматривание альбома        «Цветы лекари»

Лекарственны е        растения, первоцветы, размножение

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3

Бабочка - капустница

Познакомить детей с общими признаками насекомых, на примере бабочки – капустницы; расширять представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, развивать понимание взаимосвязи в жизни насекомых и растений, приспособлении друг к другу; воспитывать уважение и бережное отношение к бабочкам.

Бабочка

Загадки, рассматривание иллюстраций, рисование бабочек

насекомые

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

4

Ветер , ветер, ты могуч

Знакомить детей с явлениями неживой природы, с различной силой ветра, показывая роль ветра в жизни природы и человека. Привлекать детей к экспериментальной деятельности. Воспитывать в детях желание наблюдать, делать выводы, рассуждать.

Флажок из материала

Худ.        Слово, рассматривание иллюстраций, игры

Неживая природа, ветрено

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Календарно-тематическое планирование. Подготовительная группа

Тема ООД

Программное содержание

Оборудование

Предварительная работа

Словарная работа

Интеграция образовательных областей

Октябрь

1

Песок, его свойства. Песочные часы.

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами

стакан с песком, водой

лист бумаги ложечки лупы

песочные часы.

Чтение литературы, Рисование картин песком

Свойство, структура, песочные часы

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2

Глина, ее структура и цвет

Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

образцы почвы в железной баночке

Лепка из глины

Почва, структура, глина

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3 Почва.

Разновидности почвы.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

стакан с водой палочка

влажные бумажные салфетки почва

Посадка растений в почву

Рост, развитие растения

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4

Значение почвы

Расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека.

Почва, сосуд с водой

Показ презентации «Все интересное о земле», беседы

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ноябрь

 

1

Путешествие по глобусу.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах.

Глобус

Рассматривание картинок с изображением земли, рисование планеты, показ

презентации «Наша земля»

Глобус, рост, развитие

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2

Свойства воды.

Расширить знания о различных состояниях воды

Схема с изображением круговорота воды в природе

Игры с водой, художественное слово

Вода, лед, пар

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3

О различных агрегатных состояниях воды.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Иллюстрации, изображающие использование воды человеком

Показ презентации «Круговорот воды в природе»

Круговорот воды в природе

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 Круговорот

воды в природе.

Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру.

Оборудование для проведения опытов

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносились в таблицу при помощи знаков «+» и «-»

Загрязнение

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Декабрь

1

Почему идет снег?

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках.

Образцы снежинок

Наблюдение за снегом, изготовление снежинок из салфеток, пословицы

испарение

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2 Выявление механизма образования облаков

Познакомить детей с механизмом образования облаков

Пульверизатор Термос с горячей водой

Наблюдение за облаками, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок

Облако, облачно

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3 Выявление механизма образования инея

Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом

репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями

Художественное слово стихотворение «Иней»

иней

«Речевое развитие» «Художественно-

4

Магнит и его свойства.

Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

магниты различных размеров

Презентация «История магнита» Рассматривание картинок, игра «Магниты и металлы»

Магнит, притяжение

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Январь

1 Магнитные

свойства Земли

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли.

предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка

Презентация «Магнитные свойства Земли, рисование планеты

Глобус, медь, аллюминий

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2 Компас.

Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли.

Глобус, энциклопедия « Мир вокруг»,

фотографии с изображениями Земли из космоса.

компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта

Рассматривание изображения компаса, лепка из пластилина

Северный полюс, южный полюс, компас, горизонт

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3 Волшебница

соль

Уточнить знания детей о свойствах соли.

Соль, баночка с водой

Игры «Готовим обед»,

рассматривание соли. Беседа о соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности

растворимый

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 Выращивание

кристаллов соли

Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение)

увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола)

Выращивание кристалликов соли, рассматривание иллюстраций

каменная, поваренна морская

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

я,

Февраль

1 Способы

добычи соли.

Развивать навыки экспериментирования.

стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца.

Эксперимент с сырым яйцом и варенным в соли, показ презентации «Добыча соли»

добыча

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2 Вселенная. Звезды. Луна

Дать знания детям о Вселенной, Развивать познавательную активность

Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд

Фотографии космонавтов

Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой

Вселенная

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3

Планета Земля – наш общий дом.

Дать представление о месте Земли в космическом пространстве. объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли

Глобус, изображения планет

Презентация «Наша планета», рисование Земли

Вращение земли

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4

Солнце – источник тепла и света.

Развивать у детей элементарные

представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве

Макет Солнечной

системы

Наблюдение за

солнцем, рассматривание картинок, загадки

Солнечная

система, космическое пространство

«Социально-

коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Март

1

Наш мини огород. Способы размножения растений

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений

Горшочки, грядки в коробках, семена, фотографии отростков

Создание мини-огорода, рассматривание иллюстраций «огород»

выращивание

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

2

Посадка лука.

учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся

Луковицы, земля посуда, вода

Лепка овощей, отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Чиполлино»

Изменение в росте

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

3

Посев семян помидоров для выращивания рассады.

учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.

Семена помидор Миски с увлажненной просеянной землей Лейка

Палочки

Зарисовки наблюдений (роста семени)

Посев, выращивание

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4 Черенкование комнатных растений.

Дать детям представления о том для чего нужно черенкование растений

Фикус в горшке, палочки

Презентация «Кто живет на окне», загадки о растениях

черенкование

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Апрель

1

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски

полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

Рассматривание иллюстраций

Органы человека

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

2

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Чтение художественной литературы

значение

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

3 Разведчики

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Зеркала.

Чтение художественной литературы

Разведчик, изображение

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

4

Звезды светят постоянно

Показать, что звезды светят постоянно.

Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Наблюдения за звездами, загадки

звездный

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Приложение 2  Часть 1. « Диагностическая карта формирования навыков экспериментирования»

Ф. И. ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать  и ставить цель

Умение решать проблемы и проявляет познавательный интерес

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные

признаки и связи

Умение делать выводы

Итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

Вывод:

Начало года : Уровень сформирован _____детей____%, уровень находится в стадии становления ____ детей ___%, уровень не сформирован ____ детей ___%

Конец года: Уровень сформирован _____детей____%,  уровень находится в стадии становления ____ детей ___%, уровень не сформирован ____ детей ___%

Часть 2. «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью»

Средняя группа( 4- 5 лет)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Сформирован

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые пытается искать попытки формулировать задачу  опыта непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе воспитателем, а отмечает затем под непосредственным контролем

Выполняет инструкции, содержащие простейшие 2-3 одночленные поручения одновременно. Начинает е самостоятельно выполнять

Простейшие с зарисовки Находит и

а отмечает

затем под различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает причинно- следственные

 связи .

Находится в стадии становления

Проявляет любопытство, задаёт первые опыта. вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий.

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять одночленные инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие цепочки причинно- следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента.

Не сформирован

Желание что – то сделать  выражают словами.

Произносят сделать фразу: «Я хочу сделать то –то».

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребенка  к наблюдаемому объекту.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Старшая группа ( 5-6 лет).

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Сформирован

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в  проведении опыта, прогнозирует результат.

Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам.

Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных

связей

Находится в стадии становления

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения,  каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под  контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие

 одночленные цепочки причинно-следственных связей.

Не сформирован

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Сформирован

Познавательное

отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Находится в стадии становления

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперимента,

исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Не сформирован

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует.

Приложение 3                                       Виды и формы работы с семьей

Срок проведения

Виды и форма работы

В течение реализации программы

Родительское собрание «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка»,

 «Что такое эксперимент? Познавательное развитие воспитанников через экспериментирование»

Круглый стол с участием родителей, наблюдательного совета ДОУ

Анкетирование «Детское экспериментирование дома», «Влияние экспериментирования на познавательную активность»

Консультация «Роль семьи в развитии интереса ребенка  к экспериментальной деятельности», «Как научить ребенка исследовать»

Информационный стенд  «Детское экспериментирование в домашних условиях»

Памятка  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей  и родителей»

Фотовыставка «Мы экспериментируем»

Выставка литературы

Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна».

Изготовление совместных поделок детей и родителей из бросового материала и бумаги «Фантазируем и экспериментируем вместе»

Справочное бюро   для родителей «Спрашивали, отвечаем!»

Мастер-класс «Мыльные пузыри», «Бумажное искусство - Квиллинг»

Совместное с родителями ООД «Круговорот воды», « «Академия опытов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...

Педагогический проект: "Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"

Вид проекта: информационно - исследовательский. Продолжительность проекта:  сентябрь - май. Возраст детей 6 - 7 лет. Цель проекта: Развить творческую, познавательно - исследовательскую акт...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...

Педагогические технологии в проектной деятельности детей дошкольного возраста

В статье кратко описан опыт работы педагогов МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска по соединению в проектной деятельности технологии сюжетосложения, метода проектов и изобразительной...

«Игровые педагогические технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО»

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога. В данном материале рассматриваются главные це...

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...