Рабочая программа ДОД "Лукоморье" по познавательному развитию
методическая разработка (старшая группа) на тему

Степанова Елена Александровна

Формирование познавательного интереса к книге, книжной графике через творческие занятия с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._dod_-_lukomore_2.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

«Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета МКДОУ

Протокол №_____

от «_____»_______________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МКДОУ

______________М.М.Скутина

Приказ № _____

от «_____»________________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной деятельности                 «Лукоморье»

для воспитанников старшего дошкольного возраста

МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

Составитель:

Степанова Е.А., воспитатель первой квалификационной категории

Введенское 2012

Пояснительная записка

Книга – одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребенок уже в первые годы своей жизни. В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но, при этом, мало обращается внимания на художественную иллюстрацию.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики – рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом. Книжная графика (иллюстрация) может стать ценным источником познавательного развития дошкольника, если познакомить его с  некоторыми особенностями создания  изображения.

 Комплексная образовательная программа «Детство» в разделе «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» для детей старшего дошкольного возраста определяет задачу для педагога – углублять и расширять представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства, знакомить с художественными профессиями, творческой манерой некоторых художников (графиков в том числе) и включать познанное в собственную эстетическую и художественную деятельность.

Приоритетным направлением ДОУ является познавательно-речевое развитие детей. Поэтому, выбор данной формы работы с дошкольниками, помогает наиболее эффективно решать задачи познавательно-речевого развития. Чтобы в полном объеме реализовать поставленную задачу, считаем необходимым вести работу по данному направлению через вариативные формы работы – дополнительную образовательную деятельность (ДОД). С этой целью разработана рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Лукоморье» (далее программа).

Программа дополнительной образовательной деятельности – кружка «Лукоморье», разработана на основе авторской программы Н.А.Курочкиной «Детям о книжной графике».

Для осуществления дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию необходимо создание предметно-развивающей среды. Для этого в детском саду, как в методическом кабинете, так и в группе, представлен достаточно большой объем оборудования и материала для продуктивной деятельности (наборы цветных и простых карандашей, мелки, уголь, фломастеры, ручки, тушь, гуашь, акварель, бумага различного качества и формата, палитра, кисти, веревочки, проволока, ватные палочки, трубочки и т.д.), наборы книжных иллюстраций известных графиков, дидактические игры, книги и т.д.

Формирование познавательного интереса к книге и книжной графике невозможно без развития связной речи воспитанников. Занятия ДОД способствуют тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношения к увиденным иллюстрациям, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально- эстетические и доступные им искусствоведческие термины.

Занятия ДОД «Лукоморье» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с учебным планом работы МКДОУ на учебный год.

Данную программу могут использовать в работе воспитатели и другие педагоги дошкольных образовательных учреждений для организации дополнительной образовательной деятельности, в целях эффективности работы по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

  • Формирование познавательного интереса к книге и книжной графике в процессе ознакомления с некоторыми особенностями изображения художественного образа.

Задачи:

  1. Сформировать представление у воспитанников об особенностях изображения  в графике.
  2. Развивать умение рассуждать (эстетически и доказательно) о художественных достоинствах иллюстраций.
  3. Формировать умение использовать графические материалы в изобразительной деятельности.

Ожидаемые результаты работы.

В процессе посещения ДОД «Лукоморье» у детей сформируются:

  • устойчивый познавательный интерес к книге и книжной иллюстрации;
  • умение рассуждать о художественных достоинствах иллюстраций;
  • умение использовать некоторые графические материалы.

Формы, методические приемы:

  • беседы;
  • использование ИКТ;
  • выставки;
  • исследование графических материалов;
  • упражнение;
  • рисование;
  • схемы;
  • игра;
  • игра- загадка;
  • развлечение;
  • викторина.

Сроки реализации программы: 

  • два года (2012-2014) – дополнительная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста:  от 5-ти до 7-ми лет.

Критерии и показатели оценки

уровня сформированности представлений и умений у воспитанников

Критерии:

  1. Уровень сформированности  эмоциональной отзывчивости к книжной иллюстрации.
  2. Уровень сформированности умений рассуждать (эстетически и доказательно) о художественных достоинствах иллюстраций.
  3. Уровень сформированности умений использовать графические материалы в изобразительной деятельности.
  4. Уровень сформированности интереса к отражению литературного опыта в изобразительной деятельности.

Показатели

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень

– 1 балл

Показатели сформированности эмоциональной отзывчивости к  книжной иллюстрации

Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрацию.

Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.

Наличие всех показателей.

Проявляет интерес, эмоциональное отношение к иллюстрации, радуется знакомым иллюстрациям.

Нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика на художественный образ.

Показатели сформированности умений рассуждать (эстетически и доказательно) о художественных достоинствах иллюстраций

Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о художественных достоинствах иллюстраций (о рисунке, предающем характер образа, колорите, композиции, об особенностях использованных художником средств выразительности)

Наличие всех показателей.

Может высказать эстетическую оценку изображенного, хотя и не развернутую. Общается по поводу воспринятого.

Собственных суждений не высказывают, или высказывания носят ситуативный характер. Общение при активном побуждении взрослого.

Показатели сформированности умений использовать графические материалы в изобразительной деятельности

Называет и правильно применяет графические материалы:

  • цветные карандаши;
  • простые карандаши
  • (ТВ, М);
  • мелки (белый, цветной мел, восковые мелки);
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • шариковые ручки;
  • тушь;
  • гуашь,
  • акварель.

Называет и правильно применяет различные графические материалы. Проявляет творчество.

Иногда затрудняется в назывании некоторых материалов, правильно использует многие из них.

Проявляет творчество.

Затрудняется в назывании материалов, использует лишь некоторые из них. Творчества не проявляет.

Показатели сформированности интереса к отражению литературного опыта в изобразительной деятельности.

Знание фамилий иллюстраторов детских книг,

знание назначения иллюстраций в книге,

опыт рисования по литературным произведениям,

желание рисовать по литературным произведениям,

словесная вариативность замысла иллюстраций,

умение объяснять оценивать, прогнозировать возможное продолжение работы

называет 2-3 иллюстраторов детских книг; понимает и аргументированно объясняет значение иллюстраций в книге; имеет значительный опыт рисования по литературным произведениям; выражает активное желание рисовать по литературным произведениям словесно представляет 3-4 варианта замысла иллюстраций к сказке; уверенно объясняет, объективно оценивает свое изображение и прогнозирует возможное продолжение работы.

называет одного иллюстратора детских книг; дает общие суждения о необходимости  иллюстраций; имеет ограниченный опыт рисования по литературным произведениям; выражает фрагментарное желание рисовать по литературным произведениям; словесно представляет 1-2 варианта замысла иллюстраций к сказке; не может объяснить свое изображение, дает общую оценку рисунку, затрудняется прогнозировать продолжение работы.

не называет иллюстраторов детских книг; определяет только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не может; отрицает опыт рисования по литературным произведениям; не желает рисовать по литературным произведениям; дает единственный вариант возможного изображения по сказке; не может аргументировать, оценить свое изображение и прогнозировать продолжение работы.

Учебно-тематическое планирование ДОД «Лукоморье»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Первый этап – 2012 – 2013 учебный год

Диагностирование.

Раздел I. Художники- иллюстраторы, иллюстрация.

1

 Зачем в книжках нужны картинки?

 

1

Раздел II. Изобразительные материалы, которыми пользуются художники- иллюстраторы.

2

Сухие твердые материалы.

2

3

Использование жидких красителей, красок художниками-графиками, иллюстраторами.

2

4

Использование художниками-иллюстраторами гуаши, акварели.  

3

5

Добрый сказочник Юрий Васнецов.

2

Раздел III. «Играющие линии».

6

Что на что похоже?

1

7

Превращение проволочки.

1

8

Узнай характер героя по контурному рисунку.

1

9

Игра – занятие «Порисуем» веревочками на фланелеграфе.

1

10

Певучая контурная линия. Т.Юфа.

2

Раздел IV. «Таинственный рисунок»

11

Изобразительные возможности точки.

1

Раздел V. «Рисунок штрихами».

12

Игра – загадка «Угадай, чьи уши, чей хвост?»

1

13

Рисуем штрихом.

3

14

Писатель и художник Е.И.Чарушин.

2

15

Викторина «Знаем ли мы русские народные сказки?»

1

Диагностирование

Итого

24

Второй этап – 2013 – 2014 учебный год

Диагностирование

Раздел VI. «Школа волшебников».

1

Поколдуем над капельками- кляксами.

3

2

Игра «Составь невиданное животное».

1

3

«Невиданные звери».

2

4

«Что такое силуэт?»,  театр теней.

1

5

Рисунок силуэтом.

2

Раздел VII. «Средства выразительности»

6

Игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Игра «Угадай, кто что делает?»

        1

7

Чем похожи, чем не похожи.

1

8

Игра «Убери лишнюю».

1

9

Ай да коты! (В.А.Чижиков)

1

10

Когда весело, когда грустно.

1

Раздел VIII. «Творческая манера художника».

11

Как два художника иллюстрировали сказку «Волк и семеро козлят».

1

12

Угадай по рисунку сказочное животное.

1

13

О творческом поиске художника Е.Рачёва.

1

14

Беседа о сказке.

1

15

Рисунки к сказкам о животных.

1

16

Рисунки к сказкам о волшебстве.

1

17

Рисунки к рассказам о животных.

1

18

Е. Чарушин и М.Митурич иллюстрируют книги о животных.

1

19

Развлечение «Книжкины подсказки. Иллюстрации и иллюстраторы».

1

Диагностирование.

Итого

23


Содержание тем учебно-тематического планирования

п/п

Раздел, тема

Задачи

Формы работы, методические приёмы

Первый этап – 2012 – 2013 учебный год

Раздел I. Художники- иллюстраторы, иллюстрация.

1

 «Зачем в книжках нужны картинки?» (1).

Формировать представление о труде художника- иллюстратора,  о роли иллюстрации в детской книге.

Выставка книг, беседа, ИКТ.

Раздел II . «Изобразительные материалы, которыми пользуются художники- иллюстраторы».

2

Сухие твердые материалы (2).

Формировать интерес к графическим материалам, познакомить с их особенностями и возможностями в рисунке с помощью линий и штрихов. Упражнять в использовании материалов.

Беседа, рассказ воспитателя, практическая работа: исследование материалов, анализ, сравнение, ИКТ.

3

Использование жидких красителей, красок художниками – графиками, иллюстраторами (2).

Продолжать знакомить с изобразительными материалами, которыми пользуются графики, формировать представления об их особенностях, выразительных возможностях в создании образов разными способами, используя контурную линию, штрихи. Упражнять в использовании материалов.

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя, ИКТ, практическая работа: исследование материалов,  анализ творческой деятельности воспитанников.

4

Использование художниками – иллюстраторами гуаши, акварели  (3)

Продолжать знакомить с красками, которыми пользуются художники- графики, формировать представление об особенностях их использования в книжной графике.

Формировать интерес, эмоциональный отклик и желание рисовать этими красками.

Выставка рисунков, свободное общение, вопросы, анализ, ИКТ, рассказ воспитателя, творческая работа  на мольбертах, выставка рисунков по итогам деятельности

5

Добрый сказочник Юрий Васнецов (2).

Формировать интерес  к творчеству художника- графика, его творческой манере, эмоциональный отклик на его работы, желание их рассматривать, высказывать свое отношение к ним.

Рассказ воспитателя, ИКТ, чтение литературного  произведения, составление рассказа об иллюстрации художника, использование схем.

Раздел III. «Играющие линии».

6

Что на что похоже? (1).

Формировать интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к ее образным превращениям, видоизменениям.

Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение,  желание использовать полученные знания в изобразительной деятельности.

Чтение литературного произведение, игра, практическая деятельность: исследование,  упражнение, вопросы, творческая деятельность, анализ.

7

Превращение проволочки (1).

Та же.

Практическая работа, упражнение, словарная работа, слушание музыки, танцевальный этюд.

8

Узнай характер героя по контурному рисунку (1).

Формировать представление о возможностях контурной линии при изображении характеров героев.

Развивать воображение, фантазию, творчество.

Упражнять в изображении контурной линией характера героя.

Игра, сравнение свойств материалов, упражнение.

9

Игра – занятие «Порисуем» веревочками на фланелеграфе» (1).

Формировать интерес к изображаемому, к созданию образа с помощью контурной линии.

Развивать наблюдательность, воображение.

Игра, упражнение, соревнование, анализ деятельности воспитанников, награждение.

10

«Певучая контурная линия» Т.Юфа (2).

Формировать интерес к техническому элементу рисунка - контурной линии.

Формировать представление о возможности использования ее в зависимости от характера образа, жанра литературного произведения, творческой манеры художника.

Беседа, ИКТ, составление рассказа об иллюстрациях художника.

Раздел IV. «Таинственный рисунок»

11

Изобразительные возможности точки (1).

Развивать у детей наблюдательность, целостное зрительное восприятие мира. Формировать представление о выразительных особенностях точки как средства графического языка, ее декоративными возможностями. Формировать практические навыки.

Игра, практическая работа, обсуждение.

Раздел V. «Рисунок штрихами».

12

Игра – загадка «Угадай, чьи уши, чей хвост?» (1)

Формировать представление о возможностях изображения с помощью штриха; интерес, эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, фантазию.

Развивать творческие  способности в умении придумывать загадки.

Игра, практическая работа по развитию речи (придумывание загадок).

13

Рисуем штрихом (3). 

Формировать познавательный интерес к такому способу изображения как штрихи, к выразительным возможностям штриха.

Развивать особенности штриховых движений. Формировать практические навыки.

Практическая работа: упражнение, творческая работа.

14

Писатель и художник Е.И.Чарушин (2).

Формировать интерес  к творчеству художника- графика, его художественной манере  в изображении животных и птиц, уважение к его доброму и внимательному отношению ко всему живому.

Беседа, рассказ воспитателя, ИКТ, выставка иллюстраций, творческая деятельность.

Составление рассказа об иллюстрации художника- графика.

15

Викторина «Знаем ли мы русские народные сказки?» (1).

Закреплять знания о сказках, художниках – иллюстраторах сказок, умение отличать их творческую манеру.

Развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственные суждения, доказывать точку зрения.

Воспитывать интерес, любознательность, эмоциональный отклик, сопереживание товарищам, удовольствие от игры.

Развлечение в форме викторины.

Второй этап – 2013 – 2014 учебный год

Раздел VI. «Школа волшебников».

1

«Поколдуем над капельками- кляксами»(3).

Формировать представление о таком способе изображения, как пятно, о его выразительных возможностях.

Упражнять в его освоении.

Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление.

Игра, рассказ воспитателя, показ с объяснением, практическая работа: упражнение.

Оформление выставки.

2

Игра «Составь невиданное животное» (1).

Развивать воображение, формировать представление о творческой комбинации в создании новых образов.

Игра, ИКТ.

3

«Невиданные звери» (2).

Закреплять представления детей о способе изображения цветным пятном.

Развивать интерес, эмоциональный отклик, цветовосприятие, фантазию, творчество, ассоциативное мышление, комбинаторные способности.

Игра, ИКТ, слушание музыкального произведения, творческая работа воспитанников, творческий анализ (под запись).

4

«Что такое силуэт?»,  театр теней (1).

Формировать представление детей о понятии «силуэт».

Игра.

5

Рисунок силуэтом (2).

Формировать познавательный интерес к такому способу графического изображения, как силуэт; формировать представления об особенностях изображения данным способом.

Формировать практические навыки.

За столами. Рассказ воспитателя, ИКТ. Творческая работа, выставка.

Раздел VII. «Средства выразительности» – поза, жест, мимика.

6

Игра «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Игра «Угадай, кто что делает?» (1)

Развивать зрительную память детей, наблюдательность, способность передавать жестом, движением определенное действие, узнавать деятельность.

Воспитывать эмоциональный отклик, радость удовольствие от игры.

Развивать зрительную наблюдательность, видение графических способов, использованных художником для передачи движения, статики, жеста или позы.

Игра за столом.

Игра, практическая работа: упражнение.

7

«Чем похожи, чем не похожи» (1).

Развивать сравнительный анализ, наблюдательность, видение характерных движений поз, жестов. Закреплять умение замечать творческую манеру художника.

Игра.

8

Игра «Убери лишнюю» (1).

Развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, группировать образы по сходству.

Игра.

9

«Ай да коты!» – действия, настроение. (В.А.Чижиков) (1).

Формировать интерес  к творчеству В.А.Чижикова, его творческой манере, эмоциональный отклик на его работы, желание их рассматривать.

Обратить внимание на графические средства выразительности, с помощью которых он передает различные состояния и настроения котов.

Обратить внимание на единство поэтического образа в стихах, придуманных художником и графического их выражения.

Формировать умение высказывать эстетические оценки, суждения, закрепить образные слова, придуманные автором.

Рассказ воспитателя, ИКТ, чтение литературного произведения. Вопросы, творческая работа.

10

«Когда весело, когда грустно» – цвет и настроение героя (1).

Формировать представление о том, что цветом художник передает настроение героя.

Продолжать развивать умение соотносить содержание текста с графическим его воплощением.

Развивать чувство цвета, наблюдательность, художественное восприятие, интерес к творчеству В.Сутеева, удовольствие от встречи с выразительными рисунками художника.

Формировать умение применять полученные знания в собственной деятельности.

Диафильм, чтение литературного произведения, беседа, самостоятельная творческая деятельность, рассказывание по иллюстрации, рисунку.

Раздел VIII. «Творческая манера художника».

11

«Как два художника иллюстрировали сказку «Волк и семеро козлят» (1).

Формировать у детей познавательный интерес к творчеству художников – иллюстраторов, их оригинальности, способности видеть по- своему образы героев, наглядно показывая свое отношение к ним, используя для этого графические средства выразительности, оформляя книгу в целом.

Развивать у детей умение сравнивать, сопоставлять образы и средства выразительности.

Закреплять знания о книжной графике, художниках, умение узнавать творческую манеру художников.

Развивать умение доказательно высказывать собственные суждения, отношение к увиденному.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа.

12

«Угадай по рисунку сказочное животное» (1).

Закреплять представление об особенностях изображения сказочных образов животных.

Закреплять умение рассказывать об образе, используя схемы, и без схем.

Игра.

13

«О творческом поиске художника Е.Рачёва» (1).

Формировать познавательный интерес к творчеству художника- иллюстратора Е.Рачева, к его изобразительной манере, средствам выразительности.

Формировать представление о творчестве как постоянном процессе поиска наиболее выразительных образов, средств изображения.

Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.

Беседа, рассматривание книг и иллюстраций, творческая работа, сочинение сказки.

14

«Беседа о сказке» (1).

Закрепить представление об особенностях сказки как фольклорного жанра, о том, чем она отличается от рассказа, об особенностях героев.

Дать представление о видах сказки: сказка о животных, волшебная сказка.

Вспомнить художников, которые рисуют сказки.

Беседа, кроссворд, ИКТ.

15

«Рисунки к сказкам о животных» (1).

Закрепит представление о том, что сказочные животные отличаются от настоящих.

Продолжать формировать умение сравнить рисунки художников, рисующих иллюстрации о сказочных животных (В.Сутеева, Ю.Васнецова, В Конашевича, Е.Рачева). Продолжать обращать внимание на индивидуальную манеру творчества художников.

Игры:

  • «Узнай, кто меня нарисовал»;
  • «Какая иллюстрация здесь лишняя?»
  • «Какие животные пришли к нам из сказки?»

16

«Рисунки к сказкам о волшебстве» (1).

Формировать представление о волшебной сказке, особенностях героев, превращениях, предметах необыкновенного свойства.

Беседа, ИКТ,

Игры:

  • «Угадай, из какой я сказки»,
  • «Какие предметы и животные мне помогали?»

        

17

«Рисунки к рассказам о животных» (1).

Закреплять представление о том, чем рассказ о животных отличается от сказки.

Формировать представление о том, что такое рассказ.

Воспитывать сочувствие к живущим рядом существам, формировать доброжелательность к ним, милосердие, интерес.

Познакомить с иллюстрациями художников, создающих рисунки о животных, показать  особенности их творчества.

Беседа, ИКТ, выставка книг.

18

«Е. Чарушин и М.Митурич иллюстрируют книги о животных» (1).

Формировать представление о том, как художники изображают похожих животных, птиц.

Рассмотреть способы графического изображения животных разными художниками.

Беседа, ИКТ, чтение литературного произведения, творческая работа.

19

Развлечение «Книжкины подсказки. Иллюстрации и иллюстраторы».

Закреплять знания о сказках, художниках – иллюстраторах сказок, умение отличать их творческую манеру.

Развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственные суждения, доказывать точку зрения.

Воспитывать интерес, любознательность, эмоциональный отклик.

Развлечение.



 

Программно – методическое обеспечение

  • Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике. - СПб. 2004г.

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Приложение 1. Приказ по организации ДОД.

  • Приложение 2. Список детей ДОД «Лукоморье».

  • Приложение 3. Конспекты занятий.

  • Приложение 4. Диагностические материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста

Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Сайзанак» для детей младшего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....

рабочая программа по познавательному развитию в младшей группе.

Рабочая программа может быть полезна для воспитателей в ДОУ. Содержит перспективное планирование по познавательному развитию, а также консультации для родителей и воспитателей. Расчитана для занятий с...

Рабочая программа по познавательному развитию

Рабочая программа  по  познавательному  развитию составлена для детей старшей логопедической группы   компенсирующей направленности 5 -6 лет.  Планирование по образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитиюКружок «Клуб юных математиков»(средняя группа 4-5 лет)Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуальног...